Православные христиане и старообрядцы 7 января отметили Рождество Христово. Мы побывали на праздничной службе старообрядцев Уральска (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Они пережили жестокие гонения, преследования и раскол. Их больше двух миллионов человек на постсоветском пространстве. Они православные, но другие, старообрядцы. Те, кто не принял реформ патриарха Никона в 17 веке, за что подвергались гонениям более 300 лет.

Староверы Уральска живут небольшой общиной – до 50 человек. Свои богослужения староверы проводят в храме Покрова Пресвятой Богородицы — кафедральный собор казахстанской епархии Русской православной старообрядческой церкви в городе Уральске.

Службы в храме проводит батюшка Константин, который приехал вместе с семьей из Оренбурга 7 лет назад. Он первый священник, который проводит официальные богослужения после революции 1917 года. У батюшки Константина и его жены, матушки Ольги, четверо дочерей: Устинья, Анна, Мария, Пелагея и сын Иван.


Рождественская служба началась в восемь утра и продлилась почти четыре часа. Храм освещен очень слабо – лишь свечами в паникадилах. Электрический свет включается только для причастия. И этот полумрак создает ощущение древности всего происходящего, как будто попал в таинственный мир строгости и торжественности.

Во время службы мужчины и женщины стоят раздельно. Мужчины — справа, женщины — слева.

Старообрядца можно выявить не только по внешним признакам, но и по двуперстию — манере креститься. Староверы крестятся двумя пальцами, а другие православные — тремя.
Женщины в храме — все в светлых платках.
— Эти нарядные платки — специально для праздников. Старообрядцы в одежде придерживаются старинного стиля, который обязателен на богослужениях. У женщин — сарафаны и два платка, внешний и внутренний, в другое время покрывают голову и не носят брюк и коротких юбок, — рассказала матушка Ольга.

Женщин в храме больше, чем мужчин, и много детей. Дети постарше играли с теми, кто младше, все очень приветливы и добродушны.

Ко мне подходит девочка 10 лет и начинает разговор.
— Меня Устинья зовут, мой папа службу ведёт, а это моя младшая сестрёнка Пелагея, — показывает Устинья на бегающую рядом малышку, потом берёт на руки девочку, целует ее и говорит, что очень любит сестрёнку. – А вон братик Ваня, он папе помогает службу вести, — продолжает Устинья, а вон та девочка в нарядном платье – это моя сестричка Аня.

Женщина, стоящая рядом со мной, прихожанка — староверка Надежда Георгиевна, шёпотом в то время, когда можно было говорить, рассказывала мне, что происходит во время службы. И посетовала, что прихожан сейчас меньше стало.

— Это связано с тем, что многие умерли, а младшее поколение разъехалось. Есть у нас одна многодетная семья, но они не смогли прийти — дети разболелись, — говорит Надежда Георгиевна.


После службы батюшка Константин и матушка Ольга пригласили прихожан с их детьми прийти через неделю на рождественскую ёлку. Все поздравляли друг друга с праздником. А потом начался праздничный обед, который проходит в специальной комнате – трапезной. Председатель старообрядческого общества, Галина Георгиевна Водолазова, подарила прихожанам подарки.


Мария Драчёва
Фото: Артём Букреев