Обратная сторона медали: как на самом деле выглядят старинные здания Уральска (ФОТО)
Уральск – исторический город, в котором множество зданий сохранилось с XIX века. Однако ситуация на текущий момент такова, что историческое наследие Уральска вполне может превратиться в руины. О том, что делают со старыми домами, узнавали журналисты «УН».

Культурное наследие
Для того чтобы увидеть всю историческую ценность Уральска, достаточно пройтись по проспекту Нурсултана Назарбаева – по обе стороны от него стоят вековые здания, оставшиеся горожанам ещё с XIX века. Тем не менее, с самой сохранностью зданий ситуация крайне плачевная – если с фасадной части они смотрятся ещё приемлемо (при учёте трещин и обвалившейся в нескольких местах штукатурки), то вид со стороны двора удручает вовсе.








О том, какие работы проводятся в отношении этих памятников культурного наследия, журналистам рассказал Абзал Байбеков, заведующий отделом охраны памятников, градостроительства и археологии.
— Большинство старых домов, оставшихся нам как культурное наследие, действительно находятся на главном проспекте города. Мы ежегодно проводим осмотр с целью реставрации этих зданий. Однако сами квартиранты, проживающие в этих домах, не настроены на их ремонт. К примеру, взять дом итальянского архитектора Дельмедино – мы разговариваем с собственниками, которые находятся на первом этаже здания, и даём им предписание на устранение каких-либо проблем со зданием.


Абзал Байбеков также уточнил, что, в основном, вопросы к собственникам, ведущим бизнес на первых этажах зданий, касаются размещения рекламы на фасадах домов.
— Дело в том, что, если открыть закон о рекламе, то конкретного регламента по количеству рекламы на исторических зданиях мы не увидели. Мы стараемся устранять большие баннеры, которые закрывают большую часть здания, и упор делаем на дома, находящиеся на проспекте, — пояснил он.
Помимо прочего, заведующий отделом охраны памятников прошёлся по теме необычной расцветки исторических домов на проспекте. По его словам, в акимате города было разработано колористическое решение, согласно которому, здания были реставрированы и перекрашены в светлые тона. Из таких светлых тонов явно выбивается ярко-красный цвет дома архитектора Дельмедино, однако Абзал объяснил это так:
— Изначально, когда ещё не было заявлено о колористическом решении, собственники, по согласованию с акиматом города, покрасили здание в красный цвет. В дальнейшем здание будет приводиться в соответствующий вид. Ближе к весне и лету мы снова проведём осмотр всех зданий и разъяснительную работу с собственниками этих домов.




В ходе ответа, соответственно, возник вопрос — получается, что ремонт подобных зданий лежит на плечах самих собственников, проживающих на их территории? Как оказалось, не совсем так, но жильцы дома играют роль в поддержании его состояния.
— Мы совместно с ЖКХ предоставляли жильцам технику, чтобы они своими силами могли ухаживать за сохранностью домов. К примеру, вместо того, чтобы маляры красили дома на лесах, которые будут мешать прохожим, мы поднимали их на спецтехнике. Где-то жители ремонтируют здания своими силами, где-то им помогаем мы, — объяснил Абзал Байбеков.
Отдельно заведующий отделом охраны памятников рассказал о теме туризма, которую поднимал ещё бывший аким ЗКО Алтай Кульгинов. По его словам, уральский туризм сейчас находится на пути своего развития – в 2018 году уже были установлены таблички с QR-кодами, которые дают туристам возможность ознакомиться с исторической ценностью города.
— Если скачать программу для считывания подобных кодов и навести свой телефон на эту табличку, то на телефоне появится история этого здания – когда оно было построено, кто жил в нём и чем оно примечательно, — рассказал Абзал Байбеков.
Однако самым главным вопросом остаётся то, почему здания всё ещё находятся в плачевном состоянии, даже несмотря на реставрационные мероприятия, которые, по словам Абзала Байбекова, устоялись как ежегодная тенденция. Особенно вопросы к реставрации возникают, когда заходишь к зданию со стороны двора — обвалившиеся куски штукатурки, трещины в стенах и, в целом, обшарпанный вид когда-то великого дома. Заведующий отделом охраны памятников уверяет, что в этом случае уже сами жильцы и собственники не испытывают нужды в том, чтобы как-то поменять сложившуюся ситуацию.
— Как я уже говорил, чаще всего в подобных домах живут квартиранты, которым, в принципе, не так важно, как выглядит здание с внутренней стороны. К примеру, в здании управления культуры стоит магазин – и здесь собственник уже постарался привести дом в надлежащее состояние, как с фасадной, так и с внутренней части здания. Так что данная ситуация зависит от жильцов – можно обратиться в ЖКХ и совместно с ними отремонтировать здание.


Он также добавил, что по городу подобных зданий около 140, и даже бюджета города не хватит на их полную реставрацию.
Глазами историка
Геннадий Мухин, директор музея «Старый Уральск», считает, что старинные здания Уральска переживают не лучшие времена:

— Сейчас старые здания, особенно которые находятся не на проспекте, разрушаются, несколько домов сносят каждый год. Ремонтируют только дома, расположенные в центре. Власти стараются реставрировать дома, однако есть один нюанс – если здание принадлежит хозяину, государство не может выделять деньги на ремонт. А хозяин, если получил квартиру, наоборот, стремится к тому, чтобы здание было снесено и ему дали новый дом. Такие примеры у нас есть – дом купца Рассохина, к примеру, — рассказал он.
Геннадий Мухин также отметил, что есть и положительные примеры – взять дом с мезонином, который выкупил «Талап» и впоследствии взялся за его реставрацию, восстановив его до того состояния, каким он был изначально.




— Организованного туризма у нас нет. Я в этом году был в Коломне. Вот там весь город работает на туризме – в каждом доме музей, ничего не сносится, постоянно всё реставрируют. Заброшенные дома оставляют до тех пор, пока их кто-то не купит и не восстановит. Туристам ведь интересно смотреть на старые дома. Взять отрезок от Куреней до остановки «Облисполком» — в Казахстане ведь нет ни одного такого города с подобной архитектурой, — подытожил директор музея разговор темой о туризме.
Алексей Воробьёв, фото Артёма Букреева