«Поставить машину и сжечь!»: какие ещё выходы есть у владельцев авто из стран Таможенного союза

Власти Казахстана спустя 6 лет «вспомнили» о нормах, регламентирующих передвижение казахстанцев на машинах с иностранными номерами, поэтому сейчас до владельцев машин с иностранным учётом активно доносят информацию, что, если их транспорт не встанет на учёт, то «железных коней» выдворят за пределы страны.

Рассчитать что и кому платить за постановку на учёт МОЖНО ЗДЕСЬ,

«Письмо счастья»

За последний месяц тема регистрации автомобилей из стран ЕАЭС стала едва ли не самой обсуждаемой в Казахстане. А все началось с того, что в июне 2019 года в адрес МВД РК было направлено письмо от имени Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» (в Союз входят компании группы «БИПЭК Авто», СеМАЗ и Daewoo Bus Kazakhstan) в адрес МВД РК. В своём послании Союз просит принять меры по отношению к транспортным средствам, которые не соответствуют требованиям техрегламента и требованиям безопасности дорожного движения. Какие именно требования имеются в виду и что за меры необходимо предпринять, автопроизводители не уточнили. Но нетрудно догадаться, что речь идёт об ограничении эксплуатации на дорогах общего пользования машин с армянскими и российскими номерами. Свою нелюбовь к армянским, кыргызским, российским и белорусским авто союз обосновывает тем, что «рост количества подержанных автомобилей, ввозимых с территории соседних стран, не только создаёт угрозы безопасности дорожного движения на казахстанских дорогах, но и препятствует усилиям государства, направленным на обновление отечественного автопарка. Это явление усугубляется тем, что отсутствие регистрации затрудняет учёт этих автомобилей и позволяет нарушителям ПДД избегать ответственности».

После этого в сети появились публикации, что к осени в отношении ввезенных авто будут приняты меры – от штрафов до выдворения за пределы страны. Главной причиной очередной волны внимания к автомобилям с иностранным учётом МВД называет несоблюдение ПДД и высокую аварийность таких автомобилей в последнее время. Но доводы МВД о том, что автолюбители не зарегистрированных в Казахстане машин чувствуют безнаказанность, нарушают правила дорожного движения и игнорируют камеры и скоростемеры, не опасаясь получить штрафы, автовладельцы считают неубедительными. По их мнению, государство защищает интересы олигархов автомобильного бизнеса, которым невыгоден ввоз автомобилей, а также интересы банков, которые выдают автокредиты на новые автомобили.

«Мы не юристы»

На фоне этого с четверга 16 января в республике прошли стихийные митинги в Актау, Атырау, Уральске, Костанае, Актобе, Жанаозене, Семее и Петропавловске. В каждом из этих городов на улицы вышли более 150 человек с требованиями смягчить условия постановки на учёт. Автовладельцы возмущены и тем, что власти никак не препятствовали ввозу машин с иностранными номерами и не давали разъяснений на границе.

«Почему правительство молчало, когда граждане Казахстана начали завозить авто из Армении? Памятки бы какие-то вручили хотя бы. По СМС даже магазины присылают про свои скидки, ЧС присылает про погоду, почему госорганы не прислали ссылку, где можно было бы прочитать про изменения в законах про транспорт? Мы обычные люди, не юристы! Мы в законах разбираться не обязаны! Нам должны их разъяснять! – возмущается Ербулат Мусагалиев, владелец пригнанной из Армении «Honda CR.

В ответ на подобные вопросы полиция заявила, что разъяснения были, а то, что никто об этом не слышал, – вина водителей.

«Закон — он один для всех. Прежде чем машину покупать, надо было почитать закон. Сейчас мы не ставим цели всех штрафовать, мы разъясняем», — пояснил Жанболат Жаншин, начальник управления административной полиции ДП.

Растаможка – не для всех

Норма о регистрации иностранных автомобилей в течение 10 дней давно прописана в статьях 63 и 65 закона «О дорожном движении». Статья 63 этого документа гласит, что все автомобили обязательно должны быть зарегистрированы в РК, за исключением машин, «участвующих в международном дорожном движении» и ввозимых в Казахстан на срок не более одного года. Статья 65 устанавливает, что машина считается находящейся в «международном движении по территории Республики Казахстан», если она принадлежит иностранцу, временно ввезена и не зарегистрирована в стране. Граждане РК могут свободно ввозить автомобили, растаможенные в Кыргызстане до 1 января 2014 года, и автомобили, растаможенные в Армении до 10 октября 2014 года. А вот более новые машины должны пройти в Казахстане дополнительную таможенную очистку, после чего пройти перерегистрацию в полиции, так как после 2014 года в Кыргызстане и Армении действовала льготная растаможка автомобилей для личного пользования. Одним словом, заплатить разницу сумм таможенных пошлин», – рассказал руководитель отдела таможенного администрирования департамента госдоходов Кайрат Кенжегужин.

А вот с автомобилями из России и Беларуси ситуация другая. Таможенную очистку они проходят при въезде в эти страны, поэтому ещё раз платить за нее не нужно.

В связи со всем этим у автолюбителей возник вопрос: «А для чего тогда создавался Таможенный союз, если внутри него невозможно переместить товар беспошлинно?».

А не пойти бы вам… навстречу?

Водители предлагают государству снизить стоимость постановки на учёт до вменяемых 200-500 тысяч тенге совокупно, чтобы машины, соответствующие нормам, могли беспрепятственно зарегистрироваться.

«А три миллиона, в которые обходится регистрация, для любого из нас — огромная сумма. Если бы сумма была тысяч 200-300, люди бы нашли такие деньги. Это же выгодно государству – все будут на учёте, все будут платить налоги. Зачем доводить до волны недовольства?» — предложил владелец пригнанной «Nissan Tiida» Георгий Читанава.

«Да, нужно, сумма должна быть реальной, а не заоблачной. Мы за легализацию, но это должно быть доступно для всех!» — поддержал мнение водителя активист Бауржан Алипкалиев.

Все присутствующие на митинге в Уральске водители аплодировали словам, что платить за учёт сумму, превышающую цену за пригнанную машину в 1-3 раза, — это ненормально.

«Посчитайте, в Казахстане примерно 200 тысяч машин с иностранными номерами, даже если снизят сумму 500 тысяч тенге, получится 100 миллиардов тенге. Это огромные деньги!», — говорит один из автовладельцев Уральска.

Однако есть и другие расчёты

«При стоимости трехлетнего и старше автомобиля в $3 000 и объеме двигателя 1,6 литра — все доплаты за регистрацию в Казахстане составят 2,3 млн тенге. Для более дорогих машин — выше. Например, если авто стоило $10 000 и объем двигателя 2,5 литра — доплата составит 2,8 млн тенге. Таким образом, если учесть, что из 170 000 автомобилей не все пройдут регистрацию (не пройдут, например, «праворульки»), и то, что средняя стоимость составляет около 2,6 млн тенге за авто ценой $5 000 — бюджет Казахстана может получить 300 миллиардов тенге, при условии, что регистрацию пройдут 120 тысяч автомобилей, то есть 70% от ввезенных в страну», — пишет в своём Телеграм-канале аналитик Андрей Чеботарев.

Конечно, разница в суммах большая, и государство вряд ли проявит лояльность к водителям в финансовом плане, но с другой стороны – если все массово начнут разбирать и вывозить автомобили, то бюджет не получит от них ничего.

Какие варианты?

В целом, вариантов немного, и водители не исключают даже самые радикальные.

«Кто возьмёт такую проблемную машину? Продать нереально. На учёт поставить стоит больше, чем я потратил на машину. В Армению не отогнать – там свой авторынок переполнен. Единственный выход — поставить машину на улице и сжечь!», — с горечью говорит Ербулат Мусагалиев.

«Я пригнал машину за 1,2 миллиона. Учету она не подлежит — не проходит по нормам. Ладно, у меня хоть родственники в Грузии есть! Я им отгоню – будут ездить, но другие? На разбор сдать можно, но ты получишь копейки, да и перестанут принимать – утонем в запчастях. Я даже и не предполагал, что так будет — Таможенный союз же, вроде как», — добавил Георгий Читанава.

Таким образом, получается, что выходов у автовладельцев несколько:

Оплатить все сборы и оформить авто (это однозначно получится не у всех, так как это дорого и не все машины соответствуют критериям первичной регистрации).

До того, как поймают, вывезти авто из РК на срок более 30 дней, а потом снова вернуться и ездить ещё 12 месяцев, а затем повторить (об этом упоминается в части 2 статьи 63 закона «О дорожном движении». Но нужно учитывать, что, если машину выдворили из страны – этот номер не пройдёт. К тому же это распространяется на тех, кто управляет иностранными авто по доверенности. Те, кто пригнал авто из Армении и Кыргызстана, часто регистрируют транспорт временно там, а техпаспорт оформляют на себя, то есть транспортное средство — их собственность. Такой автомобиль при ввозе в Казахстан нужно зарегистрировать в течение 10 дней, поставить на первичный учет, оплатить акциз и утилизационный сбор).

Сдать автомобиль на разбор (вам выплатят раза в 3-4 меньше, чем стоит автомобиль, даже если машина популярной модели. Этот вариант актуален, пока люди не начали массово избавляться от машин).

 Выехать на автомобиле за границу и продать.

Eщё одна возможность решить проблему – если государство пойдет на уступки (проведет амнистию для таких авто либо снизит стоимость растаможки) под давлением протеста общества для уже ввезенных автомобилей.

Нана Иксанова

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

x
2022-05-21
Утром5.07 ℃
Днем9.25 ℃
Вечером10.09 ℃
Ночью8.11 ℃
Влажность59 %
ДавлениеhPa 1006
Скорость ветра9.67 м/с
2022-05-22
Утром4.82 ℃
Днем12.53 ℃
Вечером8.45 ℃
Ночью7.98 ℃
Влажность48 %
ДавлениеhPa 1003
Скорость ветра6.49 м/с