«Поставить машину и сжечь!»: какие ещё выходы есть у владельцев авто из стран Таможенного союза

Власти Казахстана спустя 6 лет «вспомнили» о нормах, регламентирующих передвижение казахстанцев на машинах с иностранными номерами, поэтому сейчас до владельцев машин с иностранным учётом активно доносят информацию, что, если их транспорт не встанет на учёт, то «железных коней» выдворят за пределы страны.

Рассчитать что и кому платить за постановку на учёт МОЖНО ЗДЕСЬ,

«Письмо счастья»

За последний месяц тема регистрации автомобилей из стран ЕАЭС стала едва ли не самой обсуждаемой в Казахстане. А все началось с того, что в июне 2019 года в адрес МВД РК было направлено письмо от имени Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» (в Союз входят компании группы «БИПЭК Авто», СеМАЗ и Daewoo Bus Kazakhstan) в адрес МВД РК. В своём послании Союз просит принять меры по отношению к транспортным средствам, которые не соответствуют требованиям техрегламента и требованиям безопасности дорожного движения. Какие именно требования имеются в виду и что за меры необходимо предпринять, автопроизводители не уточнили. Но нетрудно догадаться, что речь идёт об ограничении эксплуатации на дорогах общего пользования машин с армянскими и российскими номерами. Свою нелюбовь к армянским, кыргызским, российским и белорусским авто союз обосновывает тем, что «рост количества подержанных автомобилей, ввозимых с территории соседних стран, не только создаёт угрозы безопасности дорожного движения на казахстанских дорогах, но и препятствует усилиям государства, направленным на обновление отечественного автопарка. Это явление усугубляется тем, что отсутствие регистрации затрудняет учёт этих автомобилей и позволяет нарушителям ПДД избегать ответственности».

После этого в сети появились публикации, что к осени в отношении ввезенных авто будут приняты меры – от штрафов до выдворения за пределы страны. Главной причиной очередной волны внимания к автомобилям с иностранным учётом МВД называет несоблюдение ПДД и высокую аварийность таких автомобилей в последнее время. Но доводы МВД о том, что автолюбители не зарегистрированных в Казахстане машин чувствуют безнаказанность, нарушают правила дорожного движения и игнорируют камеры и скоростемеры, не опасаясь получить штрафы, автовладельцы считают неубедительными. По их мнению, государство защищает интересы олигархов автомобильного бизнеса, которым невыгоден ввоз автомобилей, а также интересы банков, которые выдают автокредиты на новые автомобили.

«Мы не юристы»

На фоне этого с четверга 16 января в республике прошли стихийные митинги в Актау, Атырау, Уральске, Костанае, Актобе, Жанаозене, Семее и Петропавловске. В каждом из этих городов на улицы вышли более 150 человек с требованиями смягчить условия постановки на учёт. Автовладельцы возмущены и тем, что власти никак не препятствовали ввозу машин с иностранными номерами и не давали разъяснений на границе.

«Почему правительство молчало, когда граждане Казахстана начали завозить авто из Армении? Памятки бы какие-то вручили хотя бы. По СМС даже магазины присылают про свои скидки, ЧС присылает про погоду, почему госорганы не прислали ссылку, где можно было бы прочитать про изменения в законах про транспорт? Мы обычные люди, не юристы! Мы в законах разбираться не обязаны! Нам должны их разъяснять! – возмущается Ербулат Мусагалиев, владелец пригнанной из Армении «Honda CR.

В ответ на подобные вопросы полиция заявила, что разъяснения были, а то, что никто об этом не слышал, – вина водителей.

«Закон — он один для всех. Прежде чем машину покупать, надо было почитать закон. Сейчас мы не ставим цели всех штрафовать, мы разъясняем», — пояснил Жанболат Жаншин, начальник управления административной полиции ДП.

Растаможка – не для всех

Норма о регистрации иностранных автомобилей в течение 10 дней давно прописана в статьях 63 и 65 закона «О дорожном движении». Статья 63 этого документа гласит, что все автомобили обязательно должны быть зарегистрированы в РК, за исключением машин, «участвующих в международном дорожном движении» и ввозимых в Казахстан на срок не более одного года. Статья 65 устанавливает, что машина считается находящейся в «международном движении по территории Республики Казахстан», если она принадлежит иностранцу, временно ввезена и не зарегистрирована в стране. Граждане РК могут свободно ввозить автомобили, растаможенные в Кыргызстане до 1 января 2014 года, и автомобили, растаможенные в Армении до 10 октября 2014 года. А вот более новые машины должны пройти в Казахстане дополнительную таможенную очистку, после чего пройти перерегистрацию в полиции, так как после 2014 года в Кыргызстане и Армении действовала льготная растаможка автомобилей для личного пользования. Одним словом, заплатить разницу сумм таможенных пошлин», – рассказал руководитель отдела таможенного администрирования департамента госдоходов Кайрат Кенжегужин.

А вот с автомобилями из России и Беларуси ситуация другая. Таможенную очистку они проходят при въезде в эти страны, поэтому ещё раз платить за нее не нужно.

В связи со всем этим у автолюбителей возник вопрос: «А для чего тогда создавался Таможенный союз, если внутри него невозможно переместить товар беспошлинно?».

А не пойти бы вам… навстречу?

Водители предлагают государству снизить стоимость постановки на учёт до вменяемых 200-500 тысяч тенге совокупно, чтобы машины, соответствующие нормам, могли беспрепятственно зарегистрироваться.

«А три миллиона, в которые обходится регистрация, для любого из нас — огромная сумма. Если бы сумма была тысяч 200-300, люди бы нашли такие деньги. Это же выгодно государству – все будут на учёте, все будут платить налоги. Зачем доводить до волны недовольства?» — предложил владелец пригнанной «Nissan Tiida» Георгий Читанава.

«Да, нужно, сумма должна быть реальной, а не заоблачной. Мы за легализацию, но это должно быть доступно для всех!» — поддержал мнение водителя активист Бауржан Алипкалиев.

Все присутствующие на митинге в Уральске водители аплодировали словам, что платить за учёт сумму, превышающую цену за пригнанную машину в 1-3 раза, — это ненормально.

«Посчитайте, в Казахстане примерно 200 тысяч машин с иностранными номерами, даже если снизят сумму 500 тысяч тенге, получится 100 миллиардов тенге. Это огромные деньги!», — говорит один из автовладельцев Уральска.

Однако есть и другие расчёты

«При стоимости трехлетнего и старше автомобиля в $3 000 и объеме двигателя 1,6 литра — все доплаты за регистрацию в Казахстане составят 2,3 млн тенге. Для более дорогих машин — выше. Например, если авто стоило $10 000 и объем двигателя 2,5 литра — доплата составит 2,8 млн тенге. Таким образом, если учесть, что из 170 000 автомобилей не все пройдут регистрацию (не пройдут, например, «праворульки»), и то, что средняя стоимость составляет около 2,6 млн тенге за авто ценой $5 000 — бюджет Казахстана может получить 300 миллиардов тенге, при условии, что регистрацию пройдут 120 тысяч автомобилей, то есть 70% от ввезенных в страну», — пишет в своём Телеграм-канале аналитик Андрей Чеботарев.

Конечно, разница в суммах большая, и государство вряд ли проявит лояльность к водителям в финансовом плане, но с другой стороны – если все массово начнут разбирать и вывозить автомобили, то бюджет не получит от них ничего.

Какие варианты?

В целом, вариантов немного, и водители не исключают даже самые радикальные.

«Кто возьмёт такую проблемную машину? Продать нереально. На учёт поставить стоит больше, чем я потратил на машину. В Армению не отогнать – там свой авторынок переполнен. Единственный выход — поставить машину на улице и сжечь!», — с горечью говорит Ербулат Мусагалиев.

«Я пригнал машину за 1,2 миллиона. Учету она не подлежит — не проходит по нормам. Ладно, у меня хоть родственники в Грузии есть! Я им отгоню – будут ездить, но другие? На разбор сдать можно, но ты получишь копейки, да и перестанут принимать – утонем в запчастях. Я даже и не предполагал, что так будет — Таможенный союз же, вроде как», — добавил Георгий Читанава.

Таким образом, получается, что выходов у автовладельцев несколько:

Оплатить все сборы и оформить авто (это однозначно получится не у всех, так как это дорого и не все машины соответствуют критериям первичной регистрации).

До того, как поймают, вывезти авто из РК на срок более 30 дней, а потом снова вернуться и ездить ещё 12 месяцев, а затем повторить (об этом упоминается в части 2 статьи 63 закона «О дорожном движении». Но нужно учитывать, что, если машину выдворили из страны – этот номер не пройдёт. К тому же это распространяется на тех, кто управляет иностранными авто по доверенности. Те, кто пригнал авто из Армении и Кыргызстана, часто регистрируют транспорт временно там, а техпаспорт оформляют на себя, то есть транспортное средство — их собственность. Такой автомобиль при ввозе в Казахстан нужно зарегистрировать в течение 10 дней, поставить на первичный учет, оплатить акциз и утилизационный сбор).

Сдать автомобиль на разбор (вам выплатят раза в 3-4 меньше, чем стоит автомобиль, даже если машина популярной модели. Этот вариант актуален, пока люди не начали массово избавляться от машин).

 Выехать на автомобиле за границу и продать.

Eщё одна возможность решить проблему – если государство пойдет на уступки (проведет амнистию для таких авто либо снизит стоимость растаможки) под давлением протеста общества для уже ввезенных автомобилей.

Нана Иксанова

x
2020-04-02
Утром-5 ℃
Днем3.33 ℃
Вечером4.77 ℃
Ночью2.7 ℃
Влажность53 %
ДавлениеhPa 1014
Скорость ветра6.46 м/с
2020-04-03
Утром1.64 ℃
Днем9.45 ℃
Вечером8.31 ℃
Ночью4.99 ℃
Влажность44 %
ДавлениеhPa 1018
Скорость ветра2.64 м/с