Чистые миллиарды: как за уборкой снега в Уральске следит программа, и кому это пришлось не по душе

В январе 2020 года была принята и запущена программа, назначение которой отслеживать и фиксировать работу транспорта, убирающего город в зимнее время. После тестового месяца приложение выявило большое количество недоработок. Руководство «Жайык Таза Кала» списывает это на ошибки в системе, но местные власти уверены, что компания просто не хочет, чтобы ее работу контролировали. Цена вопроса  — без малого 2 миллиарда тенге.

Спецтехника ТОО «Жайык Таза Кала» выгружает снег на полигоне. Январь 2020 год. 

     В конце октября 2019 года заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором предложил жителям рассмотреть вопрос уборки города.

     «Для повышения конкурентности и обеспечения прозрачности планируем разделить один большой лот (большая часть — это механизированная уборка) на несколько раздельных лотов. И здесь вопрос: на сколько (частей – прим.авт.), какие суммы будут интересны для малого и среднего бизнеса?», — задаётся вопросом чиновник.

     Из поста Алпысбаева следует, что в 2019 году на уборку города деньги выдавались поставщику на год одним большим «куском» — 1,9 миллиардов тенге. То есть практически по 160 миллионов тенге в месяц, а единственным поставщиком услуг по уборке города является ТОО «Жайык Таза Кала».

     Такая инициатива акима пришлась не по душе некоторым комментаторам. В частности, депутат Турарбек Тлемисов написал: «Нельзя налаженную систему рушить. Съездите в Зачаганск и Аксай и сравните чистоту города». На замечания налогоплательщиков о непрозрачности системы и некачественной уборке он посоветовал: «Не судите, да и не судимы будете!», а позже позвал заместителя акима «на субботник», а всех журналистов приехать в «Жайык Таза Кала» и ознакомиться что было, и как стало.

     «У нас всё открыто, нечего прятать», — написал депутат, и, как оказалось, действующий учредитель ТОО «Жайык Таза Кала».

Технику по очистке дорог от снега прогревают и готовят к выезду на линию. ТОО «Жайык Таза Кала», февраль 2020 год.

     По условиям тендера, поставщику не запрещается привлекать необходимую технику в любом количестве – главное, чтобы этой техники хватало для уборки территории. Однако каждый год ситуация повторяется – зимой жители жалуются на скользкие тротуары, глубокие колеи и обледенелые дороги, а летом на пыль, которая клубами, вздымается от щёток тракторов, которые проводят сухую уборку без поливальных машин. Поэтому совсем неудивительно, что возникает вопрос – есть ли возможность улучшить качество услуг и при этом сэкономить бюджет?

Конкурентная среда

     По мнению акимата, один из способов – разбить город на несколько частей, каждую из которых обслуживали бы разные фирмы.

     «Наша задача состоит в том, чтобы в конце концов предпринимателей, убирающих город, стало хотя бы 10. В этом году, в любом случае, будет один поставщик – «Жайык Таза Кала», потому что других с подходящей техникой нет. Рынок ещё не готов. Из 1,9 миллиарда тенге только 400 миллионов тратится на ручную уборку. Всё остальное – на механизированную. Было бы здорово, если бы весь этот бюджет стал бы бюджетом участия, а мы получили обратную связь от жителей и предпринимателей», — рассказал заместитель акима области Аманжол Алпысбаев.

     В службе «109» тоже уверены, что такой подход необходим.
     «К примеру, у вас есть только грузовые «ГАЗели». Но и часть города, которую вы планируете убирать – небольшая. И если вы способны обеспечить там чистоту, почему бы и нет? Если будут несколько предприятий, тогда государство будет понимать, что вот этот участок обходится, условно, в 1000 тенге за машино-час, а тот – 800 тенге. И уже потом можно будет проанализировать, почему так происходит, стремиться сделать расходы меньше, и точнее рассчитывать бюджет», — поделился мнением руководитель службы «109» Талгат Балтабеков.


СПРАВКА:

Единый call-центр службы «109» запустили в апреле 2019 года. Основная его задача — принимать жалобы и заявки от жителей города по вопросам уборки дворов, мусорных контейнеров, ремонта дворов и дорог, а операторы сами будут связываться с аварийными бригадами и диспетчерами коммунальных предприятий. Это позволяет людям не держать у себя в голове кучу номеров, которые принадлежат разным коммунальщикам, и избегать путаницы. По этому номеру можно будет пожаловаться коммунальным службам по факту отключения света или воды, начисления лишних кубов, уборке снега, отсутствии крышек на люках и многому другому.


Так выглядит порядок формирования задачи и ее выполнения. Всё начинается с обращения жителя в службу «109», и заканчивается обратным звонком с отчётом.

Как на ладони

По заданию областного акимата местная IT-компания ТОО «Global information systems» разработала и ввела в эксплуатацию программный комплекс с длинным названием «Система управления, учета и мониторинга работ», которая позволяет создать электронную доказательную базу фактически выполненных работ, и исключает контакт подрядчика с акиматом. Все операции и координация работ, таких как заказ, обработка, уборка и принятие выполненных работ осуществляется через call-центр «109».

«Мы раздали порядка 150 смартфонов с предустановленной программой в компанию подрядчика. За выполнение задачи бригадирам необходимо сделать 4 фотографии: пустой кузов, полный кузов, полный кузов на полигоне и его выгрузку. Картинку невозможно загрузить в программу из галереи – можно только сфотографировать на камеру в приложении. Каждая фотка автоматически маркируется датой и временем с сервера, а также привязывается к карте по GPS. Соответственно, в службе «109» операторы видят где была машина, сколько по времени она работала и сколько километров проехала», — рассказал о новой системе учредитель ТОО «Global information systems» Александр Фомин.

По словам разработчика, среди сотрудников «Жайык Таза Кала» проводилось обучение работы с программой, а всю работу для компании-уборщика теперь предоставляет сервис «109». Он же принимает выполненную работку и ставит оценку надлежащему и ненадлежащему выполнению задачи.

О том, как выявляются ошибки рассказал учредитель ТОО «Global information systems» Александр Фомин. В отчёте за месяц видно, какие задачи выполнены правильно, где есть ошибки, и какие вовсе не были приняты. Они отмечены зеленым, жёлтым и красным цветами соответственно.

«Нам поступило распоряжение оценивать работу строго по критериям: например, фото должно быть 4 штуки. Не больше и не меньше. Если машина приступила к заданию и не включили GPS, не проверили смартфон, предоставила мало фото или нечитаемые фото, или нарушила количество – заявка не будет принята как выполненная. Значит они прокатались бесплатно. Если на объекте снег убран плохо, не весь – заявка тоже не будет принята», — объяснил Талгат Балтабеков.

По словам руководителя службы «109» этот подход позволяет жителям города взять ответственность за чистоту города в целом, и своего района в частности.

«Житель даёт заявку, мы передаём ее бригаде, она убирает, мы принимаем выполненную работу, перезваниваем жителю и отчитываемся о проделанной работе», — рассказал он.

Отчёт о проделанной работе программа формирует сама, и выдаёт его ежемесячно и ежегодно.

Спецтехника на предприятии ТОО «Жайык Таза Кала». Февраль 2020 год.

Что пошло не так?

Программу начали эксплуатировать с 25 декабря 2019 года, а с 3 января 2020-го она полностью была принята в работу, и уже в первый месяц работы отчёт показал неутешительные результаты. Оказалось, больше половины заявок было выполнено с ошибками. В компании подрядчика утверждают, что дело в смартфонах, которые то и дело зависают «на морозе» и выдают ошибки.

Инженер отдела эксплуатации ТОО «Жайык Таза Кала» Бектас Нуретдинов рассказал, что им неудобно работать со смартфонами.

«У нас больше 70% заявок в день выполняются с ошибками из-за смартфонов. Мы даже ежемесячный отчет просмотреть не можем, ошибку выдаёт. И потом, у нас есть свой план работы, а нам заявки скидывают из 109. Мы не можем же сидеть заявки ждать. Нам работать надо», — посетовал инженер отдела эксплуатации ТОО «Жайык Таза Кала» Бектас Нуретдинов.

Его мнение поддержали и водители спецтехники, которым с этой программой необходимо работать каждый день.

Водитель «КаМАЗа» Жанбыл Ойшыгуев считает, что программа неточно измеряет «намотанный» километраж, а телефоны постоянно зависают.

«Мы на линию выходим, нам программа километров показывает меньше, чем на самом деле есть. Телефоны на улице замерзают, плохо работают, зависают. По кольцу едем, например – показывает, как будто мы на месте стоим, а мы по несколько десятков кругов там отматываем – чистим. Много снега – перерасход топлива идет к тому же. Нам эта программа неудобна», — рассказал водитель «КаМАЗа» Жанбыл Ойшыгуев.

Непонятно, правда о каком «морозе» и большом количестве снега идёт речь – зима выдалась весьма тёплая. Да и в акимате, как и в службе «109» считают так же. По их мнению, компания просто противится тотальному контролю, который обеспечивает эта программа, и пытается как-то его обойти. Отсюда и возникает «легенда» о неработающих смартфонах.

Руководитель call-центра «109» Талгат Балтабеков считает, что ошибки, о которых заявляет подрядчик, скорее всего надуманные, и связаны с тем, что компания не хочет, чтобы ее контролировали.

«Если появляется что-то, что контролирует работу полностью, естественно подрядчик будет этому противиться. Ведь тут что: вышел на линию без смартфона – проработал бесплатно, значит. Это в интересах «Жайык Таза Кала», чтобы телефоны работали. Было выдано 142 смартфона – эта цифра с запасом. Если перед выходом водитель обнаружил, что что-то не так, он может заменить смартфон, взять другой, третий. И даже если представить, что все смартфоны вышли из строя – можно скачать приложение на свой смартфон, ввести логин – номер машины, и пароль, и точно также программа будет работать на его телефоне. К тому же, если у подрядчика такие проблемы – он мог бы сообщать об этом в течение месяца, а не в конце, это же логично», — поделился мнением руководитель колл-центра «109» Талгат Балтабеков.

«Руководство не знало, что программа отслеживает всё. И если, к примеру, GPS отключается вручную, то она это видит. Сейчас в конце месяца они «выкатили» больше сотни претензий по работе программы, и среди них разработчиками подтвердился только один программный сбой за весь месяц», — рассказал заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев.


СПРАВКА:

Уральская компания по уборке города «МГК ДЭП» (позже сменившая название на ТОО «Жайык Таза Кала») раньше принадлежала государству. Семь предыдущих попыток властей расстаться с фирмой завершались безрезультатно. В 2017 году её трижды предлагали отдать в доверительное управление с последующим правом выкупа, но взять никто не решился.

В 2018 году ситуация повторилась. Тогда «ДЭПовцев» стали продавать, и 7 ноября 2018 года за предприятие запросили 1 млрд 169 млн тенге. На объявленную сумму никто не отреагировал, поэтому аукцион провели по голландскому методу – на понижение цены до 50%.

Под Новый год, 27 декабря, предприятие всё-таки реализовали за 777 миллионов тенге. Приобрела его «дочка» Uniserv – ТОО «Образовательный центр «Zhaik ProfEdu». Однако январь и февраль 2019 года преподнёс новым владельцам «сюрприз» в виде рекордного количества снега, и с середины февраля 2019 года учредителем компании уже числится другой человек — Турарбек Тлемисов – депутат городского маслихата, представляющий 14 избирательный округ (р-н «Жайык Хёндэ Моторс» и пос. Желаево), а руководителем в настоящее время назначен Ринат Нургалиев.

К слову, в 2019 году ТОО «Жайык Таза Кала» привлекали наёмную технику и наибольшее количество денег за работу в январе прошлого года получила компания ТОО «Орал Транс», директором которой раньше также числился Турарбек Тлемисов. В настоящее время ТОО «Орал Транс» оформлена на его сына – Темирлана Турарбековича Тлемисова.


В ближайшее время акимат не планирует отказываться от работы «Системы управления, учета и мониторинга работ» и ждёт, что на следующий год сумму, выделяемую на уборку, разделят несколько компаний, которые создадут благоприятную конкурентную среду.

Нана Иксанова

x
2020-10-28
Утром-0.9 ℃
Днем5.09 ℃
Вечером-1 ℃
Ночью0.35 ℃
Влажность63 %
ДавлениеhPa 1037
Скорость ветра2.06 м/с
2020-10-29
Утром0.38 ℃
Днем8.76 ℃
Вечером5.27 ℃
Ночью5.35 ℃
Влажность51 %
ДавлениеhPa 1034
Скорость ветра4.99 м/с