Досым Сатпаев: Нашим главным врагом может быть не сам коронавирус, а халатность, непрофессионализм и безответственность тех, кто отвечает за нашу с вами безопасность

Попытался смоделировать ситуацию, связанную с началом эпидемии коронавируса в Казахстане, чтобы понять, где у нас самые уязвимые места. Таких мест оказалось много. Нашим главным врагом может быть не сам коронавирус, а халатность, непрофессионализм и безответственность тех, кто отвечает за нашу с вами безопасность. Неправильно поставленный диагноз, отсутствие карантина, низкий уровень гигиены во многих регионах Казахстана (где до сих пор нет даже доступа к чистой воде, а туалеты находятся на улице) автоматически создают эффект снежного кома. При таком сценарии возникают, по крайней мере, три вопроса. Во-первых, существуют ли во всех регионах Казахстана возможности для быстрого развертывания специальных хорошо оснащенных мест для приема большого количества зараженных людей?Во-вторых, какое количество врачей и медсестер, профессионально обученных работать с опасными инфекциями, есть в Казахстане? Речь даже не идет о профессиональных вирусологах, а именно о простом медицинском персонале, который способен эффективно работать с опасными инфекциями. В-третьих, как власть собирается информировать общество о возникшей чрезвычайной ситуации? Ведь, как показали предыдущие ЧС разного масштаба, у чиновников всех уровней сформировалась своя традиционная модель реагирования на такого рода ЧС. Первое – просто «поймать тишину», сделать вид, что ничего не происходит. Если информация начнет просачиваться в социальные сети, начнутся активные попытки преуменьшить опасность, а также озвучить угрозы в адрес тех, кто распространяет «слухи». Но, когда ситуация начинает выходить из-под контроля, наблюдается не менее активная работа по спихиванию ответственности за возникшую ситуацию друг на друга. Неудивительно, что еще одной серьезной проблемой в Казахстане, в случае эпидемии коронавируса, может быть отсутствие доверия граждан страны к тому, что говорит и делает власть. А без этого доверия трудно наладить слаженную работу государства и общества для локализации эпидемии, ведь со стороны граждан понадобится готовность соблюдать требования властей. В борьбе с эпидемией очень важна оперативная и достоверная информация о том, что на самом деле происходит и что конкретно делается. Тем более, как отмечают эксперты, и зараженные люди должны достаточно доверять властям, чтобы изъявлять желание помочь найти всех тех, кто с ними контактировал. Таким образом, отсутствие слаженной работы государственных структур во время ЧС, появление слухов как реакции на запоздалые действия властей и попытку скрыть правду могут спровоцировать панику. Недавний митинг жителей города Зайсан в Восточно-Казахстанской области после появления слухов о том, что в их больницу могут привезти зараженных коронавирусом граждан Китая, – важный индикатор того, что в обществе с тревогой наблюдают за распространением вируса по миру, и будут довольно жестко реагировать на очередное проявление халатности, безответственности и лжи по отношению к собственным гражданам. Таким образом, в случае с Казахстаном, основой для социальных протестов может быть провальная работа государственных структур по эффективной борьбе с распространением коронавируса. Параллельно с этим по всей стране может начаться массовая скупка медикаментов и медицинских масок, которые, естественно, довольно быстро закончатся (их и сейчас трудно купить в аптеках), так как мы даже маски не можем производить сами в значительных количествах. Также начнется массовая скупка товаров первой необходимости и продуктов питания в магазинах, что вскоре приведет к дефициту, а также к резкому росту цен, что тоже может спровоцировать рост социального напряжения. Естественно, возникает еще один вопрос. На какой период времени хватит продовольственных и прочих запасов в Казахстане в случае такой ситуации? Речь идет о тех самых стратегических запасах, которые должны быть в наличии у любого государства на случай масштабного ЧС или военных действий. Если в республике вдруг начнется массовая эпидемия, это может привести к тому, что все наши соседи тут же закроют границы, а остальные страны сократят любые контакты с нами, особенно, если увидят, что ситуация выходит из-под контроля. Это еще больше усугубит положение вещей, так как мы, в основном, все импортируем — от продуктов питания до медикаментов, и сами практически ничего не производим. Наш основной экспортный товар – нефть и беглые чиновники-олигархи. Но даже здесь могут возникнуть проблемы (и отнюдь не с беглыми олигархами). Ведь, если эпидемия начнется в нефтегазовых регионах Казахстана, это может привести к остановке добычи сырья на Кашагане, Тенгизе и Карачаганаке, что автоматически снизит экспорт сырья, а следовательно и получаемые доходы от продажи нефти. Понятно, что все вышеизложенное – лишь один из возможных негативных вариантов развития ситуации в Казахстане, в случае массовой вспышки коронавирусной (или любой другой) смертоносной инфекции. При наличии сложной иерархии, сложного процесса согласования решений и «коллективной безответственности», что мы наблюдаем в Казахстане, любые кризисные ситуации тут же попадают в ловушку потерянного «золотого часа», в течение которого общественность ждет адекватную реакцию на случившееся событие. Если речь идет о подготовке к разного рода эпидемиям, то нужно быть реалистами и понимать, что количество пандемий в мире будет только увеличиваться, и на смену коронавирусу обязательно придут другие, возможно, более опасные инфекции. Все это указывает на то, что в Казахстане давно уже необходимо наличие собственной высокопрофессиональной инфраструктуры по борьбе с биологическими угрозами, по разработке вакцин и подготовке казахстанских вирусологов. А на всех уровнях государственной власти должна быть «черная папка» на случай таких форс-мажорных ситуаций, в которой должен содержаться четкий алгоритм антикризисных действий центральных и местных властей для более правильного и эффективного реагирования на возникшую проблему. Здесь речь идет именно о наличии несложного и ясного для всех стандартного алгоритма действий, в случае форс-мажорных ситуаций. Понятно, что знание будущего в условиях динамичной неопределенности – вещь сложная. Но, когда речь идет хотя бы об антикризисной коммуникации, то разработка стандартной процедуры реагирования на кризисную ситуацию со стороны тех или иных государственных структур вполне реалистична.

x
2020-04-06
Утром0.98 ℃
Днем8.01 ℃
Вечером6.38 ℃
Ночью2.28 ℃
Влажность46 %
ДавлениеhPa 1014
Скорость ветра4.34 м/с
2020-04-07
Утром1.03 ℃
Днем4.89 ℃
Вечером4.15 ℃
Ночью0.14 ℃
Влажность66 %
ДавлениеhPa 1023
Скорость ветра6.39 м/с