Вирус молчания: активисту из Аксая «разъяснили» за публикацию мнения о вахтовиках и коронавирусе
Тимур Дарханов, гражданский активист и создатель интернет-сообщества «Just Aksay», открыто высказался о ситуации с коронавирусом в Аксае и КПО, и выразил недоверие к контролю над приезжими. А затем активиста вызвали в полицию Аксая и объяснили, что так делать нельзя, а если он будет – его посадят. Но обо всём по порядку.

Мировая ситуация с коронавирусом накаляет ситуацию в Казахстане. Власти уверяют, что нет ни одного случая заражения, но люди в нефтяных регионах всё опасаются, что экспаты привезут инфекцию в страну. Но, вместо того, чтобы усиливать контроль, власти пытаются закрыть рот активистам и избежать возможных митингов и акций протеста.
Да нет, наверное…
«Работники КПО свои души давно продали за $$ вместе с нашей властью. <…> ВОЗ уже дало рекомендации 24 дня для коронавируса и обязательный карантин. Но у нас нет изоляции: они (иностранцы – прим. авт.) будут ходить на работу, а утром и вечером посещать больницы. Отделы кадров всех иностранных компаний знают про это. Плюс из Китая прибыли несколько граждан нашей страны, им сказали: «Дома лечитесь!», но по Инстаграм и Фейсбук я вижу, что они активно ходят по барам и ресторанам», — написал 27 февраля Тимур Дарханов.
После публикации эту информацию со страницы сообщества забрал Инстаграм-аккаунт новостей @kaznews, и в Уральске срочно организовали брифинг с журналистами, где сообщили, что с 1 марта прибывающих иностранцев будут помещать в карантин, в соответствии с категорией страны. После этого медики будут наблюдать этих людей на дому в течение 10 дней.
Однако люди, как в Казахстане, так и за его пределами, не верят тому, что ни одного случая коронавируса в граничащей с Китаем стране нет. Тому, что в Казахстане нет заражённых коронавирусом, не верят и в других странах. «Масла в огонь» добавило сообщение Министерства туризма Саудовской Аравии, в котором государство решило приостановить выдачу электронных туристических виз для стран, где зафиксированы случаи распространения коронавируса. Под запрет попали семь стран: Китай, Казахстан, Сингапур, Италия, Япония, Корея, Малайзия.
В посольстве СА пояснили, что речь шла не только о заражённых, но и о приграничных с Китаем странах. Тем не менее, визы не ограничивали для Индии, Монголии, Таджикистана, Кыргызстана и прочих стран, граничащих с Китаем.
Всё под контролем
Местные работники КПО, граждане Казахстана, отмечают, что прибывших из северной Италии (как раз в этой части страны бушует инфекция коронавируса – прим. авт.) действительно поместили в «домашний карантин», и теперь они работают удалённо. Только вот произошло это несколько дней назад. До этого в течение недели после прибытия они жили в штатном режиме: выходили на работу, посещали кафе, ходили в фитнес. Правда, по сообщениям местных властей, заболевших среди приезжих нет.

9 марта на странице «Just Aksay» снова появился пост Дарханова о том, что полицейские и прокурор разъясняли ему о недопустимости организации и призыва народа на митинги. Хотя, по словам активиста, он туда никого и не звал.
«Конечно, я всех обвинил в том, что они продажные, и от них пошла «ответка». Они пожаловались. Не знаю, на каком уровне, но меня, как особо опасного преступника, искали все. Я не говорю о прокуратуре или РОВД, куда меня должны были доставить. Я сам пришёл, объяснил свою позицию, с меня взяли бумагу, что разъяснили мне права и в следующий раз посадят уже. Ну и это ладно, я не боюсь, что посадят. Одному в районе блогеру рот закрыть — для них «пшик». В принципе, убивают блогеров-активистов! Что там бумага», — пишет Тимур в сообществе.
Дарханова огорчило, что после того, как он подписал бумаги, ему на руки не выдали копию того, что с ним проводилась разъяснительная работа. По его словам, это выглядит так, как будто проводится подпольная негласная работа властей с активистами, а то, что президент призывает открыто говорить о проблемах, районных властей не устраивает, и они ищут способ утаить информацию.
МАСҚАРАд, да и только

Ещё одним камнем преткновения и предметом бесконечных разговоров стал вопрос медицинских масок, которых уже месяц нет в городских аптеках. Зато на сайтах бесплатных объявлений этот товар дефицитным не назовёшь.
Только по Уральску размещено более 50 объявлений, а количество масок, которое предлагают приобрести продавцы, исчисляется миллионами.

«Продам маски медицинские трехслойные большим объёмом, лежат на складе, цвет голубой, все по ГОСТу, есть сертификаты», «Продам маски в большом количестве по 33-35 тенге за штуку. Постоянно с завода выкупаю маски. В упаковке 50 шт., голубого и белого цвета есть», «На продажу крупным оптом маски медицинские одноразовые трёхслойные голубого цвета. Минимальный заказ 350 тыс. штук. Маски в наличии. Несколько миллионов масок» — гласят сообщения в объявлениях.

По словам министра здравоохранения Елжана Биртанова, здоровому человеку маска не нужна. В первую очередь, маски должны быть в обязательном порядке в медицинских учреждениях, где есть больные и медицинский персонал, который круглосуточно контактирует с пациентами с различной инфекцией. Тем не менее, на плакатах о профилактике коронавируса, которые рассылал Минздрав месяц назад, маски указывались как защитное средство, обязательное к ношению.


В свою очередь, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев сообщил, что производительность казахстанских предприятий по изготовлению масок составляет 5 млн штук, и есть возможность увеличить объемы до 6,5 млн штук в месяц. «В республике имеются все необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения для поддерживающей терапии», — не устают писать на сайте Минздрава в ежедневном отчёте о ситуации с коронавирусом.
Тем не менее, если применить простую математику и допустить, что вирус придёт в страну? В стране проживают 18 миллионов человек, и, если предположить, что 10 миллионов из них будут носить по одной маске в день 30 дней, то необходимо будет производить не 6, а 300 миллионов штук в месяц. К такому повышению объемов Казахстан явно не готов. И тут, конечно, следует понимать, что маски, действительно, не панацея от коронавируса. Но мы сейчас говорим не об эффективности, а о готовности, и совсем немного – о лжи.
И пришёл Бука
Тем временем главный эпидемиолог страны Жандарбек Бекшин 10 марта заявил, что Казахстан не избежит «встречи» с вирусом. И случится это в самое ближайшее время.

«Мы работу сейчас проводим и по текущей ситуации и прогнозирование делаем. Прогнозы – вещь неблагодарная. Мы моделируем ситуацию. Мы находимся в кольце, это будет, но когда — неизвестно. По нашему прогнозу, где-то с 11-16 (марта – прим. авт.) у нас должен наконец-то появиться коронавирус в стране. Но это прогноз. Плюс минус одна неделя туда», — рассказал он.
Санврач отметил, что, как только у нас появится коронавирус, «мы сразу введем специальные мероприятия», правда, какие именно – он не уточнил.
Нана Иксанова