Коронабизнес: как работают кафе и рестораны Уральска в режиме ЧП
Введение чрезвычайного положения в Казахстане негативно сказалось на деятельности как местных предпринимателей, так и более крупного бизнеса. Журналисты «УН» пытались выяснить, какие убытки понёс уральский бизнес, и какие пути решения находят предприниматели для его поддержания в «живом» состоянии.

Одним из первых от введения ЧП на территории Казахстана пострадал ресторанный бизнес: отныне заведения общественного питания, будь то рестораны или простые кафе, вынуждены работать с 10:00 до 22:00. Такое ограничение стало весьма существенным для ресторанов. Общепит потерял большую часть традиционной прибыли.
Другая причина понижения ресторанных доходов проста до безобразия – во время пандемии люди предпочитают сидеть дома, всё реже и реже выходя в общественные места, даже для того, чтобы отобедать ресторанной едой.
Например, по словам Геннадия Темченко, арт-директора кафе «B&C Burgers», посещаемость заведения сократилась аж на 60-70% после введения карантина.
— Ситуация в стране сейчас напряжённая. Большая часть людей даже боится выходить из дома. Соответственно, клиентов сейчас стало значительно меньше – приходит лишь треть клиентов. Выручки стало намного меньше – если до объявления чрезвычайного положения у нас с четверга до воскресенья была полная посадка [посетителей], то сейчас даже половина зала не набирается, — поделился арт-директор.
Раньше в этом кафе некоторым посетителям приходилось ждать по часу ради свободного столика. Сейчас ситуация иная — полный зал желающих поесть так и не набирается.
В минувшие выходные в кафе открыли доставку на дом, что более выгодно в условиях всеобщего карантина.
— У нас производится доставка из двух точек. Она, в отличие от посещаемости заведений, остаётся на прежнем уровне. Доставку мы запустили буквально на выходных, разместили рекламу – и уже получили два первых заказа, — объяснил Геннадий Темченко.
Сказалось введение чрезвычайного положения и на составе блюд, приготовляемых в кафе.
— Сейчас границы закрыты, и у нас даже нет возможности кое-какие продукты привезти сюда. На данный момент работаем только с местными поставщиками, так что в этом плане у нас тоже проблемы наблюдаются, — добавил мужчина.
Арт-директор отметил, что местная продукция ничем не уступает по качеству российской, поэтому еда не потеряла в качестве. Единственное, без чего остался ресторан — без поставки специй, соусов и салфеток, которые, по словам Геннадия, не так уж сильно и влияют на готовое блюдо.
Самая главная проблема введения режима ЧП – сокращение заработной платы сотрудников. Так, в вышеупомянутом заведении оплата работников почасовая, и из-за сокращения рабочего дня люди стали получать меньшие деньги за свою работу.
— Раньше мы работали в будние дни до часу ночи, а в пятницу и субботу — до двух часов. Сейчас у нас на 4 и 3 часа сократились рабочие дни, и в связи с этим на данный период времени сократилась и заработная плата сотрудников, — пояснил Геннадий Темченко.

Похожая ситуация сложилась с ресторанами в ТРЦ «Галактика». Однако, если «B&C Burgers», несмотря на потерю части выручки, продолжает свою работу, то рестораны в торгово-развлекательном центре просто закрылись.
Владелец ТРЦ «Галактика» Юрий Ткалун был вынужден распустить персонал на время карантина:
— Весь торговый центр закрыт, персонал распущен на неопределённое время. Персоналу выплачивается минимальная заработная плата в размере 42 тысячи тенге, согласно постановлению президента. Потери какие-то действительно есть, люди не работают, дохода нет, но, если бы мы и работали – клиентов всё равно бы не было, это же не от нас зависит, — поделился он.
Вопреки всему, ситуация с доходами и посещаемостью не изменилась у ресторана «Перчини Grill&Wine». Менеджер ресторана заверила, что введение чрезвычайного положения никак не повлияло на количество людей, приходящих в заведение.
— Посетители приходят, как обычно, не так много людей было лишь на праздники — 21 и 22 марта. У нас есть доставка, мы давно доставляем еду на дом, однако с режимом ЧП желающих заказать еду домой не прибавилось, — рассказала Дана Манарбекова, менеджер заведения.
Другие стези местного бизнеса также переживают не лучшие времена. Ни в одном из трёх турагентств, куда пытались обратиться за комментарием журналисты «УН», не ответили на телефонные звонки. Вероятнее всего, сейчас их офисы попросту закрыты по очевидной причине – закрытие границ страны.
Между тем, 23 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев распорядился помочь казахстанцам, оставшимся без работы на время режима ЧП. Теперь граждане, потерявшие работу из-за введённого чрезвычайного положения, будут ежемесячно получать сумму в размере минимальной заработной платы – 42 500 тенге.
Алексей Воробьёв, фото Артём Букреев