Хлорка, спирт и белизна: как продавцы рынков готовятся к открытию в условиях карантина
Предпринимателей, которые закрылись на время карантина, могут вновь выпустить на работу. Однако при этом продавцы обязаны соблюдать условия карантина и быть ответственными за своё торговое место. О том, как торговцы готовятся к возвращению на прилавки, выясняли журналисты «УН».

Всё под расписку
Первоначально информация о том, что торговые дома и непродовольственные рынки могут снова открыть во время карантина, появилась 23 марта. Тогда Министерство торговли и интеграции разрешило торговлю в торговых домах и непродовольственных рынках площадью не менее 2000 кв.м. При этом продавцы и администрация должны были усилить санитарные и дезинфекционные нормы, к тому же ограничив свою работу с 09:00 до 18:00 часов.
В Уральске эта тема была затронута лишь сегодня, 25 марта. Валерий Артамонов, житель города и предприниматель, разместил публикацию на своей странице в Facebook. В публикации он написал, что власти Уральска открывают рынки по просьбам трудящихся, и выразил недовольство относительно условий, по которым теперь будут обязаны работать продавцы. Он также прикрепил к публикации фото документа, который администрация рынков и ТЦ выдаёт своим арендодателям для дальнейшей подписи.

В документе, приложенном к публикации, прописаны условия, при которых предприниматели обязаны вести свою торговлю. Так, к примеру, в случае открытия рынков продавцы будут обязаны создать условия для мытья рук с применением моющих средств, и не допускать образования очередей из более чем 5 человек с соблюдением расстояния между ними не менее метра.
Понятно, что в условиях рынка соблюдать такие условия весьма трудно. Об этом и пишет Валерий Артамонов в своей публикации на Facebook, заодно рассуждая на тему предоставления масок, перчаток и прочих медицинских средств защиты.
«Ответственность за соблюдение санитарных норм перекладывается на администрации рынков, а та, в свою очередь, на своих арендаторов, торгующих на этих рынках, предлагая им написать расписку.
И хотя расписка составлена для крытых рынков, на подписание представлена на всех, уличных в том числе.
«Боимся, но деваться некуда»
Проверить то, как предприниматели собираются соблюдать все санитарные условия при возможном открытии, журналисты «УН» решили, посетив рынок за торговым домом «Колос». На сквере Дины Нурпеисовой, несмотря на объявленное чрезвычайное положение, было оживлённо — тут и там сновали люди (кто в масках, а кто без), сотрудники полиции с интересом склонились над одним из уличных столиков с товаром, бездомные сидели на лавочках и что-то обсуждали.

Внутри рынка тоже было неспокойно: владельцы контейнеров усиленно натирали поверхности прилавков мокрыми тряпками, обрабатывали поверхности хлорным раствором, а один из мужчин вовсе ремонтировал своё рабочее место, при этом не забыв надеть маску и перчатки.
— Я только ремонтирую контейнер, но расписку я подписал. У меня всё есть в электронном виде, дальше я отчитываться не буду, — сказал продавец, представившийся Владимиром.
Чуть дальше от него был открыт контейнер, в котором пожилые мужчина и женщина торговали табаком. Несмотря на кажущуюся с виду готовность к продаже, они сразу пояснили — сегодня они не работают, а лишь готовятся к открытию. Сегодня они ожидали проверки комиссии из Департамента контроля качества товаров и услуг и знакомились с содержанием расписки, о которой ранее в своей публикации упоминал Валерий Артамонов.

На вопрос о том, как продавцы собираются соблюдать санитарные условия, они ответили, что ещё сами не до конца разобрались во всех тонкостях предоставленного им на подпись документа.
— Мы будем постоянно обрабатывать поверхности контейнера хлоровым раствором или белизной. Если придут покупатели, то по их просьбе мы можем побрызгать им на руки спиртом, но люди должны заботиться о себе сами, — пояснил мужчина по имени Маулен.
Он также ответил, что не знает, кто будет контролировать санитарную уборку на торговой точке.
— Сегодня мы просто убираемся, и откроемся, скорее всего, завтра, — добавил он.

Следующая женщина, готовящаяся к открытию, прыскала на поверхности прилавков из пульверизатора, в котором, видимо, был спиртовой раствор. Она также подтвердила, что подписывала расписку.
— Мы сейчас убираемся, нам дали распоряжение о подготовке к открытию. Вот сейчас моем контейнеры, проводим санитарную обработку. Обеспечивать мытьё рук тоже будем, сейчас белизну купим, с водой разведём, будем брызгать каждые полчаса, руки обрабатывать. Даже если и боимся работать в карантин, а куда нам деваться? Деньги надо зарабатывать, — поделилась Улдай, владелица точки. Раствор, которым она обрабатывала поверхности, к слову, оказался не спиртовым, а хлорным.
Она также отметила, что без работы она сидит уже почти неделю и терпит большие убытки.
— Уверена, люди продолжат к нам ходить, у нас рынок ведь уже наработанный. Никто не испугается, на мой взгляд. Сегодня сотрудники из контроля качества должны приехать — из-за этого мы сегодня и убираемся, — добавила напоследок продавщица.

Тем временем другая продавщица из дальнего контейнера, увидев фотоаппарат, подозвала фотографа к себе:
— Ты, давай, снимай, как мы всё моем! А то потом будут говорить, что мы ничего не обрабатываем, — сказала она и принялась еще сильнее тереть всевозможные поверхности.

По дороге к администрации рынка, которая должна была дать ответы на возникнувшие вопросы, нас остановила одна из местных предпринимательниц по имени Наталья.
— Вы блогеры? А, журналисты. Давайте я сейчас «намордник» надену, и вы снимете, как я убираюсь. Да подожди ты, не снимай, я ж без маски! — продолжала женщина, взяв в руки тряпку.

На вопрос о том, не боится ли она торговать в такое время, Наталья заявила, что торговать она не будет, пока это не разрешит санэпидемстанция.
— Никакую бумагу или расписку мне не давали, что ты меня баламутишь? Если нам не разрешат здесь работать, то мы и не будем. Мы сегодня просто пришли убрать свой рынок, сделать генеральную уборку. Убытки мы, конечно, ощущаем, дома сидеть тяжело, — пожаловалась женщина.

Наталья добавила, что выделенная помощь в размере 42 тысяч тенге поможет разве что «на хлебушек».
— У нас кредиты, долги, товар мы часто в долг берём. Вот эти 42 тысячи нам, конечно, не помогут, но, когда ничего нет, то почему бы и нет. Мы маски надели, перчатки тоже, вот убираемся. Не знаю, будут ли к нам люди ходить в такое время, они сейчас дома сидят, могут вообще за вещами не прийти, а мы простоим по нулям. В такое время мы открываться, конечно, боимся, но и работать надо, — поделилась она.
Администрации на месте не оказалось, но Наталья услужливо подсказала нам бутик, в котором мог находиться администратор. По дороге к павильону с моющими средствами мы услышали диалог между престарелым мужчиной и продавщицей чая. Беседовали они, что неудивительно, о коронавирусе.

— Коронавирус… — начала женщина.
— Да ну его нахрен! — отрезал мужчина и взял свой чай.
«Помогаем всем, чем можем»
В павильоне с моющими средствами мы почти сразу нашли администратора мини-рынка, который представился как Ислам. Он провёл нас в свой кабинет, где отказался от фотографии, но согласился ответить на интересующие вопросы.
— Сейчас Департамент контроля качества выдаёт всем рынкам и торговым домам расписки, в которых мы должны расписаться за то, что будем придерживаться всех санитарных норм. Сотрудники департамента придут в течение дня, посмотрят на наши условия и дадут вердикт, — объяснил Ислам.

По словам администратора, место для мытья рук будет организовано внутри торгового дома, в санузле.
— Мы уже всё закупили — хлорку, белизну, мыло, антисептики. Каждый продавец должен быть в маске и перчатках и проводить санитарную уборку каждые три часа. Очередей больших у нас, по сравнению с крупными торговыми домами, нет. Мы расписались, что обязуемся соответствовать нормам, — добавил он.
Мужчина также предупредил охранников и своих замов о том, чтобы они контролировали санитарную обработку, которую обязаны проводить предприниматели каждые 3 часа. Также, если предприниматель не будет выполнять обязательства, его привлекут к административному наказанию, а саму точку закроют.

— Всё сейчас зависит от наших арендаторов, насколько они сейчас себя проявят. Мы тоже помогаем во всём, чем можем, я дополнительно выделил денег на средства гигиены. Но стоит отметить, что я не смогу обеспечить всех предпринимателей, поэтому каждый продавец должен сам иметь перчатки, маски, антисептики, — рассказал администратор.
Напоследок Ислам добавил, что предпринимателям будут предоставляться скидки на аренду, и дни простоя, когда рынок не работал, обязательно учтутся при оплате аренды.
На последний вопрос о том, «за» администратор или «против» открытия рынка в условиях карантина, он ответил неоднозначно.
— Я промолчу пока, не знаю, что сказать.
Контрольная проверка
Последним пунктом в этой истории стало место, откуда и пошли эти расписки и генеральные уборки продавцов — мы решили обратиться в областной Департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг.
— Сейчас наши сотрудники выехали мониторить рынки и торговые дома по городу. После появления результатов от их проверки мы будем решать вопрос о том, будут ли функционировать эти места или нет. Там должны соблюдаться такие условия: наличие горячей и холодной воды, антисептиков, масок, перчаток и дезинфицирующих средств, — пояснила Роза Хасенова, заместитель руководителя областного Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Она также посоветовала предпринимателям заключить договор с дезинфекционной станцией, чтобы получить дезсредства, и обратиться к швеям за многоразовыми масками.
— Расписки, которые раздали, подразумевают, что организация берёт на себя обязательства по соблюдению санитарного режима. К тому же мы продолжаем мониторить, как предприниматели выполняют все условия. У нас проводятся дневные и ночные рейды, на которых мы можем выявить потенциальных нарушителей, — рассказала Роза Хасенова.
По её словам, нарушение ЧП приведёт к административному аресту по статье 476 КоАП РК (Нарушение режима чрезвычайного положения).
— Мы бы, конечно, хотели, чтобы они работали, но мы не знаем, какая ситуация будет через час-два. Мы проводим большую работу и продолжаем мониторить текущую ситуацию. После результатов сегодняшней проверки главный санитарный врач области Мухамгали Арыспаев вынесет новое постановление, — завершила она.
К слову, на момент написания статьи (вечер 25 марта) в пресс-службе Департамента сообщили, что им неизвестны подробности проверки торговых домов и рынков. Постановление главного санитарного врача также не поступило.
Алексей Воробьёв, Айнура Шадияр
Фото Артёма Букреева