Уменьшение пенсионных накоплений на своих счетах обнаружили жители ЗКО. Разбираемся, почему так вышло
Сумма, на которую уменьшились вклады у всех разная. Кто-то недосчитался 8 000 тенге, другие — 58 000 тенге. В ЕНПФ пояснили, что уменьшение произошло только в инвестиционных накоплениях, а пенсионные отчисления из заработной платы остаются неприкосновенными. Что происходит в системе пенсионных вкладов и как это понять обычному человеку, давайте разберемся вместе.
Что произошло?
Сразу несколько жителей области обратились в редакцию «УН» обеспокоенные изменениями в пенсионных накоплениях. Как видно из фотографий, ещё в начале месяца сумма на пенсионных счетах была больше.
«Я педагог предпенсионного возраста. Вчера услышала от родственников слухи, что 42500 начисляются из пенсионных накоплений казахстанцев. Я обычно в начале месяца проверяю, но тут из-за этого машинально открыла приложение и действительно, сумма почти на 50 тысяч меньше чем была в начале. Мои коллеги только руками разводят: «Мы не следим за перечислениями, главное идут они, и идут!», говорят», — рассказала Баян, читательница «УН».
Так действительно ли заработанные деньги пропадают со счетов?
Инвестиционный — в расход
Пенсионные взносы в Казахстане бывают трех типов.
Обязательные пенсионные взносы — отчисляются ежемесячно и составляют 10 % от дохода. Их удерживают из заработной платы или дохода гражданина.
Обязательные профессиональные пенсионные взносы — составляют 5 % от дохода. Их уже платит работодатель из собственных средств. Но только за тех людей, кому приходится работать во вредных условиях труда.
Добровольные пенсионные взносы — непопулярны в Казахстане. Их можно отчислять по собственному желанию так часто, и в таком количестве, сколько вы сами захотите.
В пресс-службе ЕНПФ пояснили, что все пенсионные накопления всех граждан РК инвестируются в ценные бумаги, иностранную валюту и тому подобные финансовые инструменты. Это называется ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОХОД и в зависимости от экономической ситуации в мире, он может увеличиваться и уменьшаться. Поскольку сумма меняется каждый день в ЕНПФ рекомендуют отсматривать «разброс» доходности за больший промежуток времени. Например, за год.
«Накопления граждан охраняются законом «О пенсионном обеспечении», поэтому никто не может брать оттуда денег ни на какие цели. Это собственность людей. Все отчетности и новости в работе фонда можно посмотреть на официальном сайте ЕНПФ, или в социальных сетях фонда», — заявили в пресс-службе ЕНПФ.
А откуда берут деньги на «42 500»?
Социальные выплаты гражданам (та самая МЗП в 42500 тенге) осуществляются из Государственного фонда социального страхования (ГФСС).
«Информация, распространяемая в мессенджерах, о том, что выплаты в размере 42 500 тенге осуществляются гражданам из их индивидуальных пенсионных накоплений в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), не соответствует действительности!» — гласит информация, размещенная на официальном сайте ЕНПФ.
Пенсионные активы ЕНПФ – это собственные деньги вкладчиков (пенсионные взносы + инвестиционный доход), а активы ГФСС – средства, собранные из социальных отчислений, которые предназначены для социальных выплат, и регулируются законом «Об обязательном социальном страховании» (например, при потере работы, утраты трудоспособности, потере кормильца, потерю дохода в связи с беременностью и родами и так далее).
Люди говорят
до сих пор актуально?
«Почему бы вместо обтекаемого слова «инвестировать» не сказать прямо «потратить».
И все стало бы предельно ясно — что деньги из пенсионного фонда собираются потратить на что-то другое, что в понимании власти является на сегодня более приоритетным. В принципе логика понятна — в бюджете дыры сопоставимые cо всем уворованным за годы независимости, а тут деньги лежат мертвым грузом. Почему бы не использовать на благое дело? На преодоление кризиса, то есть на благо тех же казахстанцев.
Вообще-то логика понятна и заслуживает понимания. Но есть одно НО, которое заставляет со скорбью в глазах вместо «инвестировать» говорить «потратить».
Нет никаких гарантий, что эти деньги не будут просто потрачены чиновниками. Теми самыми, которые до этого бездарно прохунькали все нефтедоллары полученное за десятилетие феноменальной прухи? Кто может гарантировать, что деньги не уйдут в песок, не растворятся на просторах чиновничьих синекур, а проще говоря не будут разворованы и не осядут в карманах тех, кто такого рода «инвестированием» и занимался последние 20 лет?
Трудно понимать и принимать действия власти, которой нет доверия».
«В создании ЕНПФ за счет объединения негосударственных пенсионных фондов было больше конъюнктуры, чем стратегического подхода. Было плохо. Сделали еще хуже. Просто кому-то захотелось, объединив в один кошелек все пенсионные накопления, превратить этот фонд во второй государственный бюджет или Национальный фонд, откуда можно было бы тратить деньги на различные государственные проекты.
Не стоит забывать, что ЕНПФ был создан в период тяжелой финансово-экономический ситуации в стране, виновником которой были не только внешние факторы, но и наши горе-управленцы как в государственных или квазигосударственных структурах, так и в различных финансовых организациях.
Более того, создание ЕНПФ вообще привело к большому конфликту интересов, когда пенсионными деньгами стал заниматься Национальный банк, над которым еще стоит напоминающий масонскую ложу Совет по управлению Национальным фондом. Рядом примостилось правительство, различные министерства и те квазигосударственные структуры, которые лезут со своими ложками в пенсионный котел. Добавьте сюда еще большинство наших банков, которые также имеют в своих активах пенсионные деньги. При этом финансовая стабильность самих банков довольно зыбкая. Многие из них вообще держаться только за счет своих крупных акционеров в лице тех представителей бизнес сообщества, которые аффилированы с политической элитой.
Выходит, что за счет рядовых вкладчиков пенсионного фонда наша элита поддерживает различные финансовые структуры, с которой сама же и связана. То есть вся эта система создана для кого угодно, но не для многих простых рядовых вкладчиков, которые лишь видят выписки по своим пенсионным накоплениям, где их инвестиционный доход часто намного ниже даже той самой официальной инфляции в 6-8%. Я уже не говорю про инфляцию реальную, которая, скорее всего, намного выше.»
Нана Иксанова