Бакытжан Базарбек — Земельный скандал с участками городского парка в Уральске: досадная ошибка или попытка провернуть афёру.
Земельный скандал с участками городского парка в Уральске: досадная ошибка или попытка провернуть афёру.
Позвольте друзья, сделать промежуточный анализ ситуации с земельными участками городского парка в Уральске, который превращается в огромный скандал.
Напоминаю, я не делаю в этом посте окончательный вывод, я лишь даю свою правовую оценку.
Итак, если следовать редакции пп.6.п.3 ст.107 Земельного кодекса, парки, скверы, лесопарки и иные объекты, предназначенные для удовлетворения нужд населения, отнесены к землям общего пользования. Согласно ст. 82 Закона «О государственном имуществе » общественные парки и места досуга отнесены к государственному имуществу общего пользования.
К землям общего пользования у нас в земельном законодательстве отношение особое.
Мне непонятно, как земельные участки городского парка были отчуждены, если учесть,что городской парк как государственный землепользователь не вправе этого делать?!
Согласно термину 33 ст.12 Земельного кодекса, к государственным землепользователям отнесены государственные республиканские и коммунальные юридические лица. Следовательно, ГКП «Городской парк культуры и отдыха» города Уральск является коммунальным юридическим лицом, следовательно, государственный землепользователь.
Согласно п.2 ст.39 Земельного кодекса, городской парк, как государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования. Другими словами, Земельным кодексом запрещено отчуждать городскому парку свои земельные участки.
Быть может это следствие того, что когда-то кто-то из руководителей городского парка «подмахнул» подпись под документом на отчуждение земли в пользу акимата, либо землю акиматовские просто оттяпали. Третьего варианта я не вижу.
В пользу второго варианта говорит тот факт, что часть земель городского парка, в частности, под аттракционами «Джуманджи парк» и под колесом обозрения отошли из земель городского парка и перешли на баланс госучреждения Акимата.
Согласно п.3 ст.22 Земельного кодекса, предусмотрены основания возникновения права собственности на земельный участок, это: 1)акты государственных органов; 2) гражданско-правовые сделки; 3) иные основания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Следовательно, должно быть какое-либо правовое основание этому явлению (постановление акимата, решение) где, на территорию аттракционов «Джуманджи парк» присвоили отдельный кадастровый номер, и выделили как самостоятельный участок.
Это у нас делается неспроста. Для присвоения кадастрового номера нужен землеустроительный проект, для землеустроительного проекта нужны землеустроительные работы, которые привязаны к постановлению акимата.
И то, что земельный участок под кафе «Людмила» вместе с входной группой парка и центральной аллеей парка и вовсе не имеет кадастрового номера, я считаю, чисто тем, что «кто-то не успел присвоить кадастровый номер, испугался присвоить номер, либо только приступает к этому».
Думаю, тут нужно разбираться. Пахнет, нездоровыми вещами.
И то, что арендные платежи за указанные земли сейчас взимает не городской парк, а акимат. Тут тоже свои закономерности.
Акимат согласно п.3 ст.74 Закона «О госимуществе» имеет право передавать коммунальное имущество в имущественный наем (аренду). При этом, у меня возникает два вопроса: законно ли передача указанных земель от КГП «Городской парк культуры и отдыха к КГУ с учётом вышеуказанных статей Земельного кодекса? И не окажутся ли указанные земли под аттракционами «Джуманджи парк», кафе «Людмила» через какие-то годы в частной собственности третьих лиц?
Да, вы не ослышались! И вы не поверите, Земельным кодексом легче вывести в частную собственность земли лесопарков, если они на балансе акимата, нежели они находятся в ведении КГП «Городской парк культуры и досуга».
Почему? Да потому что, хоть и предусмотрено п.2 ст.26 Земельного кодекса запрет на предоставление в частную собственность территории общего пользования в населенных пунктах. Но согласно п.2 ст.109 Земельного кодекса, предусмотрено, что
земельные участки из земель общего пользования могут предоставляться в частную собственность, только после исключения их из состава земель общего пользования.
Порядок исключения земель из состава земель общего пользования известен каждому коррумпированному чиновнику. Ибо, это схема придумана не сейчас, а работает давно, в интересах лиц, которые выводят лакомые куски общественных земель в частную собственность.
Быть может, если бы указанные земли под аттракционами «Джуманджи парк», кафе «Людмила» находились бы на балансе КГП «Городской парк культуры и отдыха», не было бы причин беспокоиться. Так как чёткий запрет для госземлепользователя отчуждать земельный участок, предусмотренный п.2 ст.39 Земельного кодекса, как «дамоклов меч» висел бы над чиновниками, и они ничего не смогли бы поделать.
А тут, непонятным способом передали от КГП к КГУ и создали «опасный прецедент».
Надеемся, что в ситуации с земельными участками допущена досадная ошибка, хотя я сомневаюсь….
В любом случае, прошу Акима области Gali Iskaliyev разобраться в ситуации.
Данияр Сабирбаев, Біржан Хайруллин для сведения. В ближайшее время мной будет направлено письменное заявление в Агентство по противодействию коррупции на предмет проведения досудебной антикоррупционной проверки.
Опубликовано на Фейсбук