Сколько в Казахстане тратят на госзаказ в СМИ?
Журналистка Джамиля Маричева провела расследование по системе финансирования государственных телекорпораций Казахстана. Так, в 2019 году на государственный информационный заказ Казахстан выделил 49 миллиардов тенге. При этом, две трети от общей суммы получили АО РТРК «Казахстан» и АО «Агентство «Хабар». Деньги выделяются прямым траншем, конкурсов нет.
Большую часть финансирования получает АО «РТРК «Казахстан» (в корпорацию входят национальный телеканал «Qazaqstan», телеканалы «Qazsport», «Balapan», «Tamasha TV», «Казахское радио», радио «Shalqar», Радио «Astana», радио «Classic» и региональные телерадиокомпании) — около 21 миллиарда тенге. При этом прибыль «РТРК «Казахстан», по данным gr5.gosreestr.kz, с 2014 по 2018 варьировалась от 54 до 89 миллионов тенге. Грубо говоря, прибыли практически нет.
В корпорацию «Казахстан» также входит дочернее предприятие «Агентство телевизионных новостей». По данным аудиторских отчетов за последние два года, работает в этом агентстве один человек. Но этому агентству принадлежит ТОО «Евразия + ОРТ», которое управляет телевизионным каналом «Первый канал «Евразия».
Второй по количеству полученных денег стоит корпорация АО «Агентство «Хабар», которой принадлежит телеканал «Хабар», — около 15 миллиардов тенге. Агенство, кстати, на 100 % контролируется государством, а возглавляет совет директоров министр информации и общественного развития Даурен Абаев. Решение о назначении принималось на правительственном уровне.
«Расходы направлены на информационное обеспечение социального и экономического развития и конкурентоспособности Республики Казахстан в целях повышения эффективности государства в проводимой информационной политике. Расходы увеличены на 2 785 346 тысяч тенге по сравнению с 2018 годом в связи с увеличением объема государственной информационной политики», — говорится в бюджетной программе Министерства информации и общественного развития.