Экономика и коронабизнес: как страна перенесет поствирусный кризис?
Эксперты выдвигают разные мнения о том, что делать государству в период пандемии, но в одном они сходятся: вирус сильно ударил по экономике страны и оправиться от этого сразу не получится. Сколько времени потребуется чтобы восстановиться, от чего это зависит и что делать, читайте в нашем материале.

Пенсионер = стабильность
Экономист и предприниматель Юрий Деркач считает, что режим ЧП сильно ударяет по населению, и поправить своё финансовое положение после окончания пандемии удастся не всем.
«Скорее всего у мелких предпринимателей, кто имел одну точку на рынке, не получится вернуться, поскольку все они в кредитах, а оплачивать их нечем. Сбыть товар они не успели, и даже если сейчас рынки откроют – продать ничего не удастся, ведь одежда и обувь сезонный товар. Сейчас уже почти лето, а у них на прилавках осталась «весна». Крупные брендовые магазины тоже завезли товар на сезон, также не смогли его продать, и теперь он уже не модный, им нужно завозить новую коллекцию, а денег на это нет. Банки не выдают кредиты. Даже если отталкиваться только от курса доллара: он уже вырос на 30%. Сейчас этого никто не видит, потому что обменники не работают. А ведь когда все вернется в прежнее русло и магазины станут закупать товар — цены придется поднимать, а как поднимать, когда и по старым никто не покупает? Платежеспособность населения упала в несколько раз. Такой ситуации не было, пожалуй, со времен развала СССР», — рассказал он.

По мнению Юрия Деркача, в той ситуации, в которой сейчас находится Казахстан, единственный разумный выход – выделить социальные деньги всем, вне зависимости от того, работает человек, или нет.
«Если спасать людей – это спасет экономику. Люди же эти деньги в копилку не положат. Они их потратят, в тех же магазинах, на тех же заправках. Какая-то часть вернется в бюджет в виде налогов. А почему всем – да потому что это логично. Даже те, кто продолжили работу, сейчас лишились части поставщиков, разрывались договоры, сорвались сроки выполнения работ, уходили клиенты. У множества компаний нет денег, чтобы содержать сотрудников, они отправляют людей в вынужденные отпуска без содержания. Те, в свою очередь, проходят 7 кругов ада, чтобы получить 42500. А половину тех, кто получил, напугали ответственностью, и они их вернули. Всего этого не было бы, если бы государство взяло на себя ответственность и выплатило деньги каждому казахстанцу. Как бы смешно ни звучало – пенсионеры сейчас самый защищенный слой населения. У них хоть какие-то стабильные выплаты есть», — поделился Юрий.
Предприниматель считает, что, если сажаешь человека на карантин – ты должен его как минимум накормить, а по-хорошему – нормально обеспечить.

Виртуальное в реальном
В связи с угрозой распространения коронавируса многие предприятия в сфере услуг были вынуждены перейти в онлайн-режим работы, однако и там есть свои проблемы. В стране очень мало по-настоящему хороших интернет-магазинов. Однако, говорить о том, что виноват только «скупой бизнес» – нельзя.
Несмотря на то, что из года в год правительство активно продвигает идеи цифровизации и рапортует об успешных программах и разработках, по большому счету в интернет-развитии Казахстан сильно отстает не только от Европы, но даже от России.
Коронавирус явно показал, что скоростного интернета, как такового, нет более чем у половины населения страны. А в отдаленных районах нет даже мобильного. В таких условиях платить реальные деньги за виртуальную работу мало кто согласится. Да и технически это сложно и требует постоянного сопровождения, а главное — грамотных специалистов.
«Не могу сказать, что сильно, но заказов все равно стало меньше, — рассказал один из владельцев сети «Назэль» Альбек Кусаинов. – Ещё до ситуации с вирусом покупатели интересовались, почему бы нам не сделать интернет-магазин. Но основная сложность – синхронизация с 1С и обслуживание. Подключить бухгалтерию непросто, цены могут меняться ежедневно. К тому же нужно постоянное сопровождение со стороны специалистов. Сейчас это будет дорого, и сейчас вряд ли отобьется».
Такого же мнения придерживаются и крупные строительные магазины: все понимают, что интернет-магазин – это не только удобно, но и сильно накладно, с учетом того, что каждый из них имеет в перечне больше 200 тысяч наименований товара, которые нужно внести в каталог и связать с бухгалтерией. За это магазинам придется выложить разработчикам 7-8-значные цифры.
Сфера ресторанного бизнеса хоть и сильно пострадала, но часть уже адаптировалась под ситуацию и перешла в режим бесконтактной доставки, хотя это, конечно, не отменяет того, что часть персонала всё-таки пришлось отправить в вынужденный «отпуск». А вот кто пострадал сильнее всего – так это туристический и гостиничный бизнес. Международные эксперты утверждают, что именно эта сфера услуг дольше всего будет приходить в себя, а часть и вовсе закроется насовсем.
Ухудшения не будет. Все настолько плохо?
Месяц назад, 3 апреля, вице-министр национальной экономики Мади Такиев выступил на брифинге в службе центральных коммуникаций, где сообщил, что кардинального ухудшения экономики в Казахстане не предвидится.
«Международные эксперты и министерство национальной экономики ожидает, что большого негативного отрицательного эффекта на экономику не будет. Меры, которые мы сегодня осуществляем помогут получить хорошие результаты и в этом, и в следующем году», — заявил Такиев.
Однако сколько именно субъектов бизнеса остановили свою работу, и сколько из них уже не восстановятся после кризиса, вице-министр не сказал, признав, что таких подсчетов в ведомстве не делали.
«Посмотрим по представлению отчетов. К концу года дадим такую цифру», — ответил он.

Владелец крупного ресторанного бизнеса в Уральске уверен, что быстро вернуться в привычный ритм никак не получится, и на восстановление потребуется немало времени. Успех такого предприятия напрямую зависит от платежеспособности клиентов и их желания посещать рестораны после карантина.
«Мы отправили большую часть коллектива в отпуск. Половина из них получает минимальную зарплату, вторую половину мы снабдили справками, чтобы они смогли получить соцвыплату 42 500 тенге. Конечно, я не думаю, что после окончания карантина все ринутся в «Пафос» или «На высоту». Свои накопленные деньги люди потратили за этот месяц самоизоляции», — рассказал владелец РЦ «Галактика» Юрий Ткалун.
По словам предпринимателя, если карантин закончится в мае, денег на зарплату ему хватит еще на пару месяцев. И платить нужно обязательно, чтобы не потерять кадры и удержать коллектив.
«Говорить, насколько сильно пострадал мой бизнес сейчас – трудно, потому что для начала нужно снова начать работать. Тогда мне будут понятны все цифры. Главное – не ужаснуться, когда снова заработают обменники и все увидят курс… Я говорил с другими бизнесменами – все мы примерно в одной ситуации находимся. У кого-то денег хватит на месяц еще, у кого-то на пару месяцев. Мы сейчас морально готовы «затянуть пояса» и какое-то время перетерпеть. Хотя, наверное, не все так. Я считаю, что 42 500 и коммунальные 15 000 – это правильное решение государства. Хоть какое-то подспорье людям. В той же Москве, например, население просто отпустили на «каникулы»: государство не объявляет ЧП, не берет на себя никаких обязательств, люди теряют бизнес, потому что их заставляют платить дорогую аренду. У нас всё же получше. Надеюсь, если кризис продлится, то недолго», — поделился Юрий.
Через несколько часов после разговора с бизнесменом казахстанские СМИ растиражировали информацию, что Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Сената 4 мая обмолвился о сроках и условиях снятия ЧП.
«Если ситуация не ухудшится, чрезвычайное положение отменят 11 мая. Однако меры, связанные с карантинным режимом, сохранятся. Это очень важно для безопасности населения. Я надеюсь, что наши граждане постепенно вернутся к нормальной жизни», — сказал Токаев.
Если подумать, режим ЧП — это как раз и есть тот законодательный «пресс», который «продавливал» правительство помогать населению и бизнесу «рублем». И если карантинные ограничения, как говорит Токаев, сохранятся, то отмена ЧП на таких условиях очень напоминает «карантинные каникулы» наших соседей в России, при которых государство просто «умывает руки», оставляет людей без поддержки и снимает с себя все обязательства.
Нана Иксанова