«Пять минут — и ничего не осталось»: жители села из ЗКО рассказали, как пережили пожар
Сельчане говорят, что каждое лето в степях или пойме района случался пожар, но с другого берега огонь перекинулся в посёлок впервые.
Ехать в Коловертное порядка 80 километров от Уральска в сторону посёлка Чапаево. В посёлке живут 130 человек. Дым пожара стало видно за несколько километров до села.
На улице жарко. Колеса вздымают клубы пыли от песчаных дорог, еду вдоль пустых улиц. Поселок Коловертное небольшой, доехав почти до окраины, встречаю дедушку, который поливает аккуратные грядки из большой пластиковой лейки.
— Добрый день! — здороваюсь. — Подскажите, пожалуйста, как найти дом, который сгорел вчера?
— А, так это правильно едешь! Там, за углом, — показывает дедушка. — Там племянник мой — это его дом был! Там они сейчас.
— А вы вчера во время пожара были тут? — спрашиваю.
— Конечно, а где мне еще быть-то? — отвечает дедушка.
Дедушку зовут Павел Сергеевич Ширявсков, и, по его словам, он коренной житель Коловертного.
— Знаете, вчера, когда тут полыхнуло, приехали спасатели, давай всех выводить, а я говорю: «Не пойду, тут дом мой!». Они говорят: «Так сгоришь сам, а хозяйство новое наживёшь!». А мне не успеть уже — 78 лет. Вот за эти годы что нажил только, — показывает на весьма скромное хозяйство Павел Сергеевич. — Худой домик, сено да грядки. Коли умирать судьба, так не побегу.
— Моя соседка, мусульманка, уезжая, говорила мне: «Молись, Паша». И я ей тоже сказал: «Молись!». Бог один всё равно. Он и отвёл от нас беду. Видно, не время мне ещё, — улыбнулся Павел Сергеевич.
Попрощавшись, еду дальше, и за поворотом вижу пепелище, в буквальном смысле этого слова.
Среди развалин у стены встречаю хозяйку дома. Вид у женщины слегка растерянный. Вопросы по поводу дома и ущерба она просит адресовать ее мужу.
— Василий Николаевич его зовут. Они (представители акимата — прим.авт.) с ним разговаривали. Лучше вам у него спросить. Он там, на улице сидит, — говорит она, видимо, по привычке, ведь улица теперь повсюду.
В неловком замешательстве не придумываю ничего лучше, чем спросить: «Как вы себя чувствуете?».
— Да нормально, вроде. Никто не пострадал, всё хорошо. Ураган сильный был. Ничего нельзя было сделать. Все тушили, но ничего нельзя было…, — всё еще растерянно отвечает хозяйка.
— Здравствуйте! — слышу звонкий голос. Оборачиваюсь и вижу молодого человека лет 25-ти, направляющегося к нам.
— Сынок, проводи к отцу, он там, с той стороны! — просит хозяйка, и я, попрощавшись, следую за парнем.
— Аккуратно здесь, под ноги смотрите, а то тут местами тлеет ещё, — говорит он. И правда, ступать по пеплу даже в кроссовках было горячо и больно.
— А ты тут был вчера во время пожара? — спрашиваю я.
— Нет, мы поздно уже приехали. Сгорело, уже не было ничего, — отвечает он.
Василий Соболев, хозяин дома, рассказал, что акимат обещал возместить какие-то убытки, но пока ничего неизвестно.
— Тут наш дом сгорел и брата моего. Он тут не жил, только вещи хранил. Дом не был заброшенный, и прямо-таки нежилой. Просто брат редко тут бывал. Ещё у соседей двор сгорел, ну вот и все, больше сказать нечего. Все сами видите. А горело на той стороне реки, а мы от берега с самого края, вот нас и зацепило, — рассказал Василий Соболев.
— Что теперь делать будете? — спрашиваю я.
— Жить, — коротко отвечает Василий Николаевич.
На лавочке возле сгоревшего дома сидели двое жителей посёлка. Они тоже рассказали, что видели в тот день.
— Мы вчера тут были, когда все началось, — рассказывает житель поселка Андрей Вологин. — Точно не скажу, когда всё началось, никто тогда на часы не смотрел, не до этого было. Но послеобеденное время. Я как увидел — наверх полез, тушить начал, но всё бесполезно: ураган был. Ближайшая пожарная машина в Бударино — 13 километров отсюда. Там пожарная служба. Их, как вызвали, они — к нам! Не успели просто. Да и вряд ли что-то получилось бы — одна машина тут не справилась бы. Вы бы видели, какая это была скорость огня! Пять минут — и ничего не осталось.
— Да, пожарным спасибо, они оттуда, с огромного пожара, из Чапаево прислали сюда машины. Помогли. Вы знаете, это мистика какая-то! Сколько тут живём — летом по ту сторону реки горит лес, в разных местах. Но в посёлок никогда не заходил огонь. А в этот раз там горел лес, резко меняется ветер — и к нам! Спалил эти дома с краю, а потом, как будто ветер подумал и решил уйти. Чудо, мистика какая-то! — добавил сидящий рядом с Андреем Сагындык Ахметкалиев.
В это время в небе раздался стрекот. Над нами в сторону пожара пролетел вертолёт.
— Он у нас в посёлке на поле садится, его заправляют и он летит туда тушить. Весь день так, туда-обратно. Серьёзно там горит, видно, — махнул рукой в сторону пожара Сагындык Ахметкалиев.
Несмотря на пережитое, люди из посёлка, в первую очередь, рады тому, что остались живы, и говорят, что справятся с трудностями, главное, чтобы подобное не повторилось. По данным ДЧС, на момент публикации пожар в лесах вблизи реки Урал полностью не ликвидирован из-за усиления и изменения направления ветра, пожарные продолжают свою работу.
Нана Иксанова
Фото автора.