В Уральске онкобольная многодетная женщина умерла, не получив медицинской помощи из-за положительного анализа на коронавирус
Заболев раком, мать семерых детей не получила врачебной помощи. В больницах города ее отказывались принимать из-за проволочек с отбором повторного анализа на Ковид-19.
Последние дни своей жизни 33-летняя Гаухар Хайрушева, мама семерых детей, провела в маленькой комнатке на разостланном на полу корпе. Неделю она находилась в коме, ни на что не реагируя. «Агония» — сказали врачи о ее состоянии в минувшую пятницу, за два дня до смерти.
… Женщина непрерывно издает слабые стоны. Ее маленькое тело едва заметно под одеялом. Гладкие молодые щеки у нее блестят мокрым. «Это слезы, они непрерывно текут у нее», — объясняет ее мама, 72-летняя Клара. Гаухар — ее единственная дочь.
Мать забрала умирающую дочь к себе, в маленькую квартирку в старом доме на улице Чапаева, где, помимо нее, живут еще сын со снохой и детьми. Там, где Гаухар жила со своей семьей – мужем и семью детьми — в маленьком пристрое на улице Комсомольской, для нее, умирающей, места не было – всего две крохотные комнатки на всех. Старшему сыну – 13 лет, а самому младшему – восемь месяцев.
Гаухар потеряла сознание утром в прошлую пятницу, 22 июля. Муж Ержигит вызвал «скорую», ее отвезли в областную больницу. Там ей сделали уколы и велели везти Гаухар домой. «Не наша больная, везите в онкологическую больницу», — сказал врач ее мужу.
Но в онкологическую больницу Гаухар не принимали. Положительный анализ на коронавирус от 30 июня закрыл ей двери во все больницы города.
— В первый раз ей стало плохо в 20-х числах мая, — рассказывают ее мама и муж. До 9-го июня она ходила в 3-ю поликлинику сдавать анализы. 16 июня легла в областную больницу. Там, в урологической больнице ей сделали операцию на почках. Болезнь оказалась не в них. Оперировавший хирург увидел обширную, с прорастаниями, опухоль в яичниках и матке. Гаухар выписали, дали направление в онкодиспансер. Там Гаухар пролежала два дня. У нее обнаружилась кардиомиопатия. Ее отправили в кардиоцентр.
Оттуда она выписалась немного окрепшей, рассказывает Клара, ее мама.
В надежде продолжить лечение в онкодиспансере Гаухар начала сдавать анализы по новому кругу. Это опять заняло больше двух недель времени.
30 июня у Гаухар взяли анализы на коронавирус, они оказались положительными.
С того времени ее и мужа надежды, что она ляжет, наконец, в онкодиспансер, рухнули.
До самого последнего момента, пока не впала в кому, Гаухар надеялась вылечиться.
— Все время твердила: «Мне надо вылечиться», — рассказывает ее муж. — Очень хотела попасть в онкодиспансер, верила, что врачи ей помогут.
Но необходимую медицинскую помощь Гаухар так и не получила.
Ни ее муж, ни мать не упомянули, что у Гаухар был выявлен коронавирус. В доме полно родственников. Несколько женщин сидят у постели умирающей. Ни у кого из тех, кого мы видели в доме, нет масок.
Заместитель главного врача поликлиники №3 Алия ЖАЛЕЛОВА заметно нервничает, когда я спрашиваю, почему Гаухар Хайрушева не получила помощь как онкобольная. И почему она уже неделю в состоянии комы лежит в доме мамы, в условиях, когда нормальный уход за ней невозможен. Разговор с ней происходит в пятницу, за два дня до смерти Гаухар.
— Да, я знаю, что у нас на участке очень тяжелая женшина… Она была у нас под наблюдением. Много рожавшая. В декабре она перенесла кесарево сечение. Была двойня. Один ребенок выжил. Неоднократно брали у нее анализы, УЗИ, КТ. В середине июня на операции в урологическом отделении у нее на женских органах обнаружена опухоль. Запущенный рак. Из-за того, что 30 июня анализ на коронавирус оказался положительным, на стационарное лечение ее не взяли. Мы открыли ей стационар на дому, необходимые препараты ей были предоставлены.
Да, запаздывали с помощью, признает Жалелова.
— Долго, почти две недели, шли результаты биопсии тканей. Потом никак не могли взять повторный анализ на коронавирус…
Муж Гаухар Ержигит утверждает обратное, что Гаухар во всех медучреждениях, куда она обращалась, помощи не получила. И показывает груду лекарств, которые покупал сам по выписанным в поликлинике рецептам.
Сейчас Ержигит занимается похоронами жены. О том, как ему одному растить семерых детей, самая младшая их которых – восьмимесячная, на свою зарплату дворника, он будет думать потом, когда с помощью родственников справит все поминки по своей Гаухар.
Дарига САРМАНОВА