«Вы сами всё понимаете»: как жители сёл ЗКО Аксаю подсветку дарили
В реестре на сайте госзакупок нашлось 12 договоров на сумму от 68,02 миллиона тенге на LED-подсветку домов в городе Аксай. В мае-июне 2020 года их заключили сельские округи Бурлинского района напрямую с одним исполнителем — ТОО «Led_real». В акимате Бурлинского района ответили, что это – подарок от сёл на 85-летие Аксая.
В ответе акимата инициативу одобрили «рублем» Советы общественного согласия и Советы аксакалов сельских округов. И тут непонятно: принимать участие в распределении бюджета села может только Собрание местного сообщества. А Советы общественного согласия, и Советы Аксакалов – нет. Так кто же принимал участие в организации такого подарка Аксаю? Мы отправились в сёла Бурлинского района, чтобы понять, кто эти люди, и в чём заключается их работа.
«Данная инициатива была поддержана сельскими советами общественного согласия и советами аксакалов. Согласно протоколу заседания районной бюджетной комиссии №4 от 11 марта 2020 года, было выделено 70 млн. тенге на украшение фасадов 17 многоэтажных домов цветными светодиодными LED-пикселями», — цитата акимата Бурлинского района, сподвигнувшая нас на знакомство со старейшинами сёл.
Бурлин – выделил 7 740 000 тенге
Бурлин – один из крупнейших посёлков ЗКО. В настоящее время там проживает больше 5000 человек. Немного поторопившись, мы повернули раньше главного въезда в посёлок. После, и без того разбитой трассы Уральск-Бурлин, мы думали, что хуже не будет, но там дороги вообще не оказалось – сплошные ухабы и ямы. А асфальтированную, хорошую и ровную дорогу, и вовсе, встретили только одну – по ул. Достык.
Экипировавшись в маску, мы вошли в здание акимата Бурлинского сельского округа. На скамейке в коридоре сидела женщина с ребенком, и о чём-то разговаривала с охранником на входе. Узнав, что приехали журналисты, охранник предупредил, что в ведомстве карантин и дальше проходить нельзя.
«Вопросы зададите только акиму или его заместителю, сейчас узнаю кто на месте», — вздохнул он и достал «мобильник».
В это время на пороге здания, появился аким Бурлинского района Бактыгали Макеев. Охранник сказал ему, что журналисты приехали с вопросами. Аким любезно пригласил нас выйти на воздух, и, приглядевшись, улыбнулся и воскликнул: «Нана! А я вас сразу и не узнал!».
«И я вас», — отвечаю. – «Карантин, маски и всё такое».
«Ну-да, ну-да. С чем пожаловали?» — спросил аким.
«Да нам бы познакомиться с местными аксакалами. Есть такие, может подскажете, с кем поговорить?», — спрашиваю. – «Недавно появилась информация о подарках Аксаю. Led-освещение домов. Говорят, аксакалы одобряли, так?»
«Да, читал я вашу заметку. Так еще написано, что «самый щедрый» я. Но мы подсветили два дома, если эту сумму в 7 миллионов разделить на два – я не самый щедрый (смеется). Собрание местного сообщества одобрили, да: мы людям рассказали, донесли, местные поддержали. Инициатива не наша была. Не помню точно чья, с района прислали такое предложение. Сказали, на день рождения Аксая город освещаем. Есть такая-то сумма. Одобрят ли ваши жители? Вот как всё было».
«А принимали решение как? По протоколу?» — интересуюсь.
«Конечно, как положено. Собрание, протокол составили, все проголосовали единогласно. У нас в Собрание входят уважаемые люди посёлка. Где-то 13-16 человек, самых активных. Вот, кстати и председатель!» — Показал аким на подъехавший белый седан. – «Это Мурат Жолтаевич Утемуратов, директор местного колледжа, он возглавляет наше Собрание местного сообщества, подписывает протоколы собрания».
Обменявшись приветствиями с председателем, мы продолжили разговор с акимом. Мурат Жолтаевич, тем временем, направился к двери отдела полиции, который расположен в торце здания акимата.
«Нарушений не было, потому что эти деньги не были никуда запланированы. То есть, например, не было такого, что они были выделены на тротуар, а я их на подсветку отдал», — восклицает аким Бурлина.
По его словам, собрание прошло в начале марта, еще до карантина, и в тот день на повестку дня в выносилась не только подсветка домов в Аксае, но и организация празднований прочих юбилейных дат – 175-летие Абая и 1150-летие Аль-Фараби, «День Бурлина» и другие.
«Напряжёнки» и вопросов «А почему так, им дарим?» даже не было. Потому что как таковых проблем в Бурлине нет, и в сравнении с другими сёлами бюджет у нас большой (По данным Транспаренси Казахстан в 2020 году – больше 60 миллионов тенге). Это свободные деньги были. С нашего села нужно было одобрение только. А так в селе хорошо у нас, вот спорткомплекс построили, в следующем году дороги запланировали. Даже из Аксая люди переехать к нам хотят…», — продолжил рассказывать Бактыгали Макеев.
«А протокол можно посмотреть?», — слегка перебиваю акима я.
«Напишите мне на WhatsАpp, я вам скину!», — обещает аким, и диктует свой номер телефона.
После этого мы всё-таки настаиваем, чтобы нам подсказали к кому из старейшин села съездить, и аким посоветовал — к Максу Капиеву, местному старожилу и бывшему спортсмену.
Попрощавшись с акимом, и снова взяв с него обещание отправить протокол, мы уже собирались поехать к Максу Капиеву, но увидели, как в машину садится председатель Собрания местного сообщества, директор Бурлинского коллежа Мурат Утемуратов. Мы решили поинтересоваться, что он помнит о собрании, на котором обсуждалась тема Led-подсветки домов.
«Я не знаю, я тогда болел, не был на собрании. Ничем не могу помочь. Я тот протокол не подписывал», — пожал плечами он.
Найти Макса Капиева удалось быстро — в посёлке его знал каждый встретившийся нам прохожий.
К нам вышел вполне бодрый мужчина в возрасте, который прояснил ситуацию, рассказав, что Совет Аксакалов, Совет общественного согласия и Собрание местного сообщества, по сути – одни и те же люди, поскольку старожилов в посёлке немного. Даже в таком большом, как Бурлин.
«Какие у нас в селе могут быть вопросы? Благоустройство, переименование улиц. Чтобы всё хорошо было. С врачами сейчас вопрос – врачи нужны, ведь посёлок большой. В распределении бюджета участвуем… ну как участвуем. Нам говорят – мы поддерживаем. Надо, значит надо. Предложения вносим свои», — рассказал Макс Капиев.
Про то собрание, на котором обсуждался подарок Аксаю, аксакал тоже ничего не сказал.
«Я в то время болел, дома отлёживался. Не был там», — пояснил он.
К слову, протокол, в котором шла речь о подарке Аксаю, аким Бурлина так и не скинул. Написал, что секретарь отдала протокол проверяющим органам, а копию сделать не смог — не было света.
Аксу – выделил 6 915 000 тенге
Дорога в Аксу из Бурлина занимает чуть больше часа – расстояние около 65 километров пути. Население посёлка – 572 человека.
В акимате мы встретились с акимом Аксукского сельского округа Гарифолой Утепбергеновым. Что-что, а всё-таки сельские акиматы более открыты и приветливы, чем городские. И застать акима на месте, даже в карантин, не составляет большого труда. Даже напротив, с нашим вопросом, сотрудники акимата сразу направили нас к нему со словами «Он лучше знает!».
«Мы с представителями Собрания местного сообщества собираемся здесь, у меня в кабинете, обычно. Определяем повестку дня. Так же мы обсуждали подарок Аксаю на 85-летие, например», — рассказал Гарифола Утепбергенов.
«Сами решили дарить подсветку?» — Спрашиваю.
«Нет, инициатива из района пришла – мы обсудили и поддержали», — ответил аким. – «Это небольшая часть нашего бюджета, к тому же у нас бюджет согласовывается с районом, население мизерное. За год налогами мы только полтора миллиона соберем. Поэтому нам поступают дотации из районного бюджета. В этом году 44 миллиона наш общий бюджет. Эту разницу и покрывает район».
По вопросу знакомства с аксакалами и их работой на селе, Гарифола Утепбергенов посоветовал обратиться к врачу Нурганым Айсагуловой, а если не получится поговорить, то к пенсионеру Сапие Казекееву, который с семьёй живёт в другой части посёлка Аксу.
Сотрудник акимата, по поручению акима, объяснил, как нам найти их дома, но родственники аксакалов сообщили, что и Нурганым, и Сапия, в то время находились в Аксае. Нурганым – по работе, а Сапия — «по своим делам».
Акимом Бурлинского района в 2018 году назначен Миржан Сатканов, который ранее занимал пост зам.акима ЗКО (на тот момент акимом области был Алтай Кульгинов).
Акбулак – выделил 6 517 000 тенге
Дорога в Акбулак из Аксу – около 30 километров. Население посёлка – порядка 1000 человек. Асфальтированных дорог и хорошего освещения в посёлке нет, так же, как и в Аксу. Акимат мы обнаружили сразу – по флагу Казахстана в кронах деревьев.
Вопрос про аксакалов снова привел нас прямиком в кабинет акима – Наталье Хайранбаевой – удивительно располагающей к себе женщине с приятным голосом и чистым, без акцента, казахским языком.
«Мы проводим заседания общественности по заранее утверждённому плану. Но бывает, что и по обращениям, когда нужно помочь решить проблему. По многим вопросам. Совет аксакалов и Собрание местного сообщества – это по сути одно и то же. Акбулак посёлок маленький. Людей немного», — пояснила Наталья Хайранбаева.
Ситуация с бюджетом в Акбулаке похожа на ту, что рассказывал аким Аксу – на самообеспечении посёлок не выживет.
«Мы не Бурлин, не Пугачёво. Дома в основном старые, налогов мало поступает», — рассказывает аким Акбулака. – «К примеру, 3 миллиона налогов собираем, а бюджет на год – 28 миллионов. Остальные 25 – приходят из района как субвенция. И это деньги не наших налогоплательщиков, не сельских. Крестьянские хозяйства тоже теперь освобождены от налогов на три года».
Сопроводить нас к аксакалу аким вызвалась сама. Сказала, что живёт он рядом.
Аксакал Жардем Сеитов, бывший ветеринарный врач и уроженец Акбулака — мужчина под два метра ростом. Встречает он нас в саду своего дома, в рабочей робе и резиновых сапогах.
«У нас консультативно-совещательный орган. Работа не из лёгких. Я бы и не пошел на эту работу, но меня местные выбрали. Работа с людьми всегда сложная. Проблем в посёлке много – надо решать. Летом, например, пожары бывают. Спасибо, аким района нам трактор с плугом выделил. Но там только плуг, надо быстро окапывать, а то посёлок сгорит. С питьевой водой решаем вопрос сейчас – уже половину посёлка охватили, трубы проложили. Их тоже контролируем, а как иначе», — рассказывает Жардем Сеитов.
Помимо этого, мужчина рассказал, то жителей села заботит отток молодёжи и вопросы здоровья в период карантина.
«А в распределении бюджета участвуете?» — Спрашиваю.
«Нет! Вы что, и без бюджета работы хватает», — отвечает аксакал.
По пути обратно спрашиваю у акима про подарок Аксаю.
«Про налоги я объяснила же, так что эта ситуация с подарком Аксаю – район нам дал, район забрал. Сверху «постучали», сказали 85 лет Аксаю, нужно как-то поздравить. Мы собрались, думали, но ничего не придумали. А потом уже поступила инициатива, из района, что подсветку дарим», — рассказала Наталья Хайранбаева.
«Согласовали тут на месте?» — Спрашиваю.
«Конечно. Мы – люди подневольные, вы же сами все понимаете», — отвечает аким.
«Понимаю», — говорю я, и дальше мы идем молча.
На обратном пути заезжаем в Аксай, чтобы заснять установленную в городе подсветку и жалеем, что еще не темно, и не проверить, как она горит. Хотя и без этого видно, что подсветка – без каких-либо претензий на искусство: прямые линии из светодиодов, иногда образующие то ромб, то конус.
Даже пользователи соцсетей из Аксая пишут, что никакой это не подарок, и что выделять такие средства на подсветку, да еще и в период пандемии – это страшное расточительство.
«Лучше бы покрасили эти дома», «В городе не хватает лекарств, зато есть подсветка!», «У нас ИВЛ привозят сами из России, а тут фонарики!», «Нашли на что потратиться! Лучше бы просто дороги осветили!», — читаем по пути домой комментарии в Инстаграме паблика typicalaksay.
«Посёлкам тоже бы не помешало подсветить дороги у себя», — говорю оператору.
«И дороги сделать. Да и вообще», — многозначительно отвечает он.
Нана Иксанова
Фото: Исатай Ермеков, Нана Иксанова