На пограничном переходе «Сырым» в ЗКО нет воды и туалетов. На его строительство потратили два миллиарда тенге (ОБНОВЛЕНО)

На пропускном пункте «Сырым», что находится на границе России и Казахстана водители фур вынуждены часами стоять в очередях, тогда как на российской границе они проезжают без особых проблем. В департаменте по противодействию коррупции объяснили причину таких длинных очередей отсутствием условий для работсотрудников контролирующих органов.

Фото очереди из фур перед пропускным пунктом «Сырым»

Один из водителей, житель Уральска по имени Александр, прислал фото и видео, на которых запечатлены километровые очереди на пропускном пункте «Сырым». Мужчина говорит, что такая ситуация сохраняется уже несколько дней, а с российской стороны при прохождении границы у водителей никаких проблем не возникает.

— Вот смотрите, машины стоят, не могут выехать с РФ в нейтральную зону. Казахстан [пропускной пункт со стороны Казахстана] не работает, вообще не работает! Со стороны России все как положено проходят! А со стороны Казахстана полная нейтральная зона! — возмущается мужчина в видеозаписи.

По его словам, основная причина затора — проверка автомобилей сотрудниками департамента государственных доходов.

— Здесь причины всего три: плохо работают сотрудники ДГД, там очень плохой интернет и любая связь мобильная, и нет никакого контроля этих сотрудников ДГД. Пограничный контроль занимает всего от пяти до десяти минут — это максимум. А [проверка] ДГД — от 10 до 20 минут, а там позже и скапливается очередь. Их надо контролировать со стороны акимата и прессы, тогда они будут работать как надо, — считает Александр.

Нурдаулет Самет, первый заместитель начальника антикоррупционной службы ЗКО подтверждает слова Александра — на границе действительно имеются проблемы с работой сотрудников департамента госдоходов.

— На посту РФ работают только пограничники, у них там нет экспортного контроля, как у нас, и на границе не работают налоговые службы. А у нас сидит и пограничная служба, и экспортный контроль, и фитосанитарная служба — грузоперевозчики должны проходить через три контрольных пункта. Также при разработке ПСД этого поста не предусмотрели, что на этом посту будут работать сотрудники экспортного и фитосанитарного контроля. Сотрудникам экспортного контроля выделили две будки, где они сидят по два человека, и четыре человека при наплыве не справляются, — объясняет Нурдаулет Самет.

Он также сообщил, что по рекомендации антикоррупционной службы количество сотрудников увеличили до шести человек.

— Также у них плохо работает оргтехника — сканеры и компьютеры старые. Есть ещё вопрос бесперебойного электроснабжения — у них нет дизельного генератора, и наличие света зависит от соседнего населённого пункта. И если в населённом пункте отключается свет, то у сотрудников экспортного контроля тоже выключается свет, и работа приостанавливается. Потом, у них слабо работает интернет — они вынуждены использовать свой мобильный трафик, чтобы обмениваться сообщениями с департаментом, — делится заместитель руководителя антикоррупционной службы.

Как говорит Нурдаулет Самет, у сотрудников экспортного контроля нет столовой, где они должны питаться, санузел находится на нейтральной территории, и то — уличный, сделанный из дерева.

— По проекту был предусмотрен туалет, он стоит на въезде со стороны Казахстана. Но он не работает, потому что нет воды. При разработке ПСД хотели найти подземный источник воды, но так и не нашли. Воду подвозят из города либо из ближайшего населённого пункта. В общем, у сотрудников экспортного контроля весьма плохие условия, — резюмирует он.

Реконструкция пограничного перехода «Сырам» была выполнена в декабре 2019-го. Из республиканского бюджета на данный проект было выделено 2 млрд. тенге.

Айман Куанова, руководитель управления разъяснительных работ ДГД по ЗКО отмечает, что причин затора на границе намного больше, чем трудности в работе сотрудников экспортного контроля.

— Во-первых это платная дорога по РФ: многие дороги у нас платные, кроме самарской — она будет платной только в 2021 году. Поэтому большегрузы проезжают по нашей территории. Потом, в России в полтора раза дороже дизельное топливо, поэтому водителям выгоднее ехать по нашей территории. Пограничные посты Костаная и Павлодара сейчас находятся на ремонте, пост Шаган на карантине, поэтому водителям проще проезжать у нас, — объясняет она.

Айман Куанова также рассказывает, зачем на казахстанской границе находятся сотрудники ДГД, тогда как на границе РФ лишь пограничные служащие.

— Они выполняют функцию экспортного контроля. Они следят за перемещением товаров, выявляют запрещённые к ввозу/вывозу, к примеру оружие — это наша обязанность. Мы ещё смотрим на правильность уплаты НДС, которые обязаны заплатить налогоплательщики при въезде в Казахстан. У транзитных фур мы просто фиксируем номера, интересуемся, куда едут. Но бывает такое, что «транзитники» не платят НДС и разгружаются у нас. Чтобы исключить такие факты, мы данные нарушения фиксируем — стараемся смотреть, что за товар, и куда они едут, — добавляет руководитель управления разъяснительных работ ДГД по ЗКО.

Она также отмечает, что проблемы с количеством сотрудников на посту возникает из-за того, что при планировании реконструкции поста «Сырым» экспортного контроля попросту ещё не существовало, и для них не было предусмотрено отдельного места.

— В принципе у нас там всё работает. Оргтехника у нас там не старая, компьютеры новые, корпоративная система работает на оптоволокне. Иногда нашим сотрудникам нужно передать сообщение по WhatsApp, и они покупают российские симки, из-за того, что казахстанские не ловят интернет. Но, опять-таки, мы возмещаем эти убытки нашим сотрудникам — каждый месяц выплачиваем им по 50 тысяч на подобные расходы. А по поводу воды и дизельного генератора — это не от нас зависит, мы уже обратились в акимат и соответствующие органы за тем, чтобы решить эту проблему, — резюмирует Айман Куанова.

Алексей Воробьёв

x
2020-10-31
Утром7.2 ℃
Днем9.98 ℃
Вечером4 ℃
Ночью5.56 ℃
Влажность50 %
ДавлениеhPa 1022
Скорость ветра5.03 м/с
2020-11-01
Утром5.43 ℃
Днем12.22 ℃
Вечером8.39 ℃
Ночью7.54 ℃
Влажность47 %
ДавлениеhPa 1022
Скорость ветра3.25 м/с