Полиции ЗКО разрешили вламываться в банкетные залы и рестораны
Такое решение было принято акимом области совместно с ДП ЗКО и областной прокуратурой. Причиной стали участившиеся случаи, когда в заведениях, в которых проводятся массовые мероприятия, попросту не открывают дверь сотрудникам полиции и мониторинговым группам. Помимо банкетных залов и ресторанов, в список попали бани, компьютерные клубы, караоке-залы и другие заведения с массовым скоплением людей.
Предложение взламывать двери кафе, ресторанов и других объектов, в случае неподчинения сотрудникам полиции и мониторинговым группам, прозвучало сегодня, 26 октября, на заседании оперштаба по борьбе с коронавирусом.
— Мы бы хотели ещё раз поднять вопрос о том, что, несмотря на проводимую работу, в области и в городе наблюдается постоянный рост проведения массовых мероприятий. Зачастую это свадьбы, юбилеи. Мы две недели уже усиливаем работу в этом направлении, стараемся посещать объекты, где проходят торжества. Но, вместе с тем, есть проблема — со стороны бизнесменов сейчас организовываются схемы по проведению мероприятий и обходу ответственности за правонарушения. Например, посетители оставляют машины далеко от заведений либо приезжают на такси, организовываются запасные входы/выходы, и в случае, если приходит мониторинговая группа, люди выходят с другого выхода. Также во всех помещениях плотно закрываются жалюзи, и даже не видно, что происходит внутри. Так же и с дверьми. Мы проанализировали опыт других регионов, поэтому предлагаем рассмотреть вопрос о беспрепятственном вторжении. В случае, если полицейские видят акт правонарушения, то они будут иметь право беспрепятственно войти в здание и проводить соответствующие меры, — предложил акиму ЗКО Гали Искалиеву Айдар Нуралиев, заместитель акима области.
Айдар Нуралиев также предоставил таблицу заведений, в которых были выявлены нарушения. Среди представленных объектов были и те, которые не один раз попадались на организации мероприятий при их запрете.


— На выходных у нас к «Каспию» (ресторан — прим. ред.) вообще был отдельный вопрос — там выявили [массовое мероприятие], вызвали полицию, приехал участковый, уполномоченное лицо. Всех гостей разогнали, но, вместе с тем, когда все разъехались, они обратно вернулись. Такие моменты есть, и вопросы по беспрепятственному вторжению в здания сейчас очень важны, — обратился он к Гали Искалиеву.
— У меня тогда есть вопрос к Департаменту полиции и областной прокуратуре: если появляются такие факты, когда проводятся большие мероприятия, есть ли у нас право вскрывать двери и входить на такие мероприятия, фиксировать нарушения? — обратился, в свою очередь, аким ЗКО к представителям ДП ЗКО и прокуратуры.
— Согласно закону о внутренних дел, мы имеем право вторгаться лишь в том случае, если достоверно установлено совершение уголовного нарушения, а не административного. Поэтому мы сейчас выбрали алгоритм, согласно вашего указания: мы дожидаемся, записываем на видео участников [мероприятия] и дожидаемся выхода всех правонарушителей. После этого собираем протокол. Ну, думаю, ещё раз законодательство изучим, посмотрим в части административного, но думаю, в любом случае, здесь запрет будет. Если бы совершалось уголовное правонарушение, тогда бы у нас было законодательное основание, — ответил ему Асхат Темиржанов, и.о. начальника ДП ЗКО.
Выслушав слова представителя Департамента полиции, аким обратился за комментарием к представителю областной прокуратуры. У последнего мнение по поводу беспрепятственного входа в заведения кардинально отличалось от мнения Асхата Темиржанова.
— У органов внутренних дел есть полномочия, где говорится, что они могут беспрепятственно посещать любой объект, как в случае уголовного, так и административного правонарушения. При преследовании, подозревая в совершении уголовного либо административного правонарушения; либо при достаточном основании полагать, что там совершается либо уже совершено как уголовное, так и административное правонарушение. Поэтому в этой части органы полиции не разделяются на уголовное или административное [правонарушения]. И там, и здесь имеются основания беспрепятственно посещать, осматривать объекты и входить [в них], в том числе. Эта практика уже в соседних регионах практикуется, здесь мы проблемы не видим, — ответил на слова акима Жандос Умиралиев, прокурор ЗКО.
— Хорошо, тогда мы протокольно давайте… Мониторинговой группе совместно с ДП изучить и применять практику вскрытия, при необходимости, дверей и проникать внутрь. Если владельцы ресторанов, кафе прибегают к таким методам, когда, прячась, начинают проводить мероприятия, то у нас есть полное право [вскрыть дверь], при наличии подтверждения факта правонарушения. Мониторинговая группа должна это использовать и полиция должна помогать. В случае выявления таких фактов — полное право у наших органов есть, — закончил обсуждение Гали Искалиев.
Алексей Воробьёв