Полицейский из Уральска судится с руководством из-за незаконного увольнения
Максат Найзин, инспектор дорожной патрульной службы Департамента полиции ЗКО, был уволен из органов внутренних дел в конце января этого года. Поводом для увольнения стало уголовное дело, в котором его признали невиновным.

Максата Найзина уволили из полиции в конце января. До этого на инспектора и его командира батальона дорожной полиции было заведено уголовное дело в службе Департамента по борьбе с коррупцией. Позднее уголовное преследование в отношении Максата Найзина прекратили, в связи с отсутствием состава преступления, о чём вынесено соответствующее постановление от 16 апреля этого года. Несмотря на это, руководство Департамента полиции не восстановило на работе полицейского.
Как рассказал Максат Найзин, он и его начальник батальона были задержаны сотрудниками Антикоррупционного департамента во время исполнения своих служебных обязанностей.
— Дело в том, что по результатам служебной проверки, которую проводили в моём ведомстве, меня обвиняли в том, что я и мой начальник Мураткали Мурзагалиев, командир взвода батальона патрульной полиции ЗКО, использовали своё служебное положение в корыстных целях. Проще говоря, во время нашего дежурства мой начальник остановил водителя легковой автомашины для проверки документов. У водителя при себе не оказалось водительских прав и ему, соответственно, полагался штраф. Для оформления штрафа Мураткали Мурзагалиев и водитель сели в нашу служебную машину. Я в это время находился на заднем сиденье машины и разговаривал по телефону, — рассказал Максат Найзин.
По его словам, он не слышал, о чём общались его шеф и водитель остановленной автомашины, но в какой-то момент он отвлекся от своего разговора и услышал, как водитель предлагает доехать к нему домой за водительскими правами.
— Меня это предложение возмутило, и я сказал водителю, что в наши служебные обязанности не входит возить водителей к ним домой, когда они забыли права. После этого я снова вернулся к своему разговору по телефону, — сказал Максат Найзин.
Он также рассказал, что во время расследования у него была очная ставка с его начальником. На очной ставке Мураткали Мурзагалиев сообщил следователю, что у него не было сговора о получении взятки со своим подчиненным.
Как следует из постановления о прекращении уголовного преследования, командир батальона Мураткали Мурзагалиев для извлечения незаконной материальной выгоды для себя, не посвящая в свой преступный умысел сидящего сзади Максата Найзина, завуалированно потребовал от водителя, оказавшегося без водительских прав во время проверки, денежного вознаграждения.
Также в постановлении о прекращении уголовного преследования Максата Найзина написано, что в его действиях не усматриваются признаки какого-либо уголовного правонарушения. Следствием не доказано, что инспектор постовой службы видел факт совершения преступления со стороны своего начальника.
Бывший полицейский рассказал, что за период ЧП в рядах дорожной полиции многие сотрудники были уволены.
— Одни, будучи не причастны к противоправным фактам, но по разным основаниям, были уволены и не остались в МВД, другие уволились по собственному желанию. Есть и такие, кому вынесено дисциплинарное наказание, и они продолжают работать, — сообщил Максат Найзин.
В пресс-службе Департамента полиции сообщили, что в действиях Максата Найзина уголовного состава преступления нет, но есть другая причина, по которой он не может продолжать службу в полиции.
— Этическая сторона его действий, а вернее бездействий, присутствует в этом деле. Он должен был доложить вышестоящему руководству о том, что такой факт имел место быть. Он же умолчал и не остановил своего коллегу. Поэтому в иске к Департаменту полиции, который он предъявил к руководству полиции, ему было отказано. Юристы департамента полиции сообщили в суде о результатах служебной проверки, суд также счёл, что увольнение сотрудника законно, — сообщили в пресс-службе Департамента полиции ЗКО.
Бауржан Ахметжан, адвокат Максата Найзина, сообщил, что считает незаконным увольнение своего клиента. Он рассказал о законных основаниях, по которым считает увольнение Максата необоснованным.
— Максат Найзин 30 января этого года был уволен только на основании служебного расследования, а основанием для служебной проверки послужил факт регистрации уголовного дела по факту получения взятки сотрудниками дорожной полиции. Но 16 апреля вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Максата Найзина. Однако в Департаменте полиции считают, что сотрудник полиции своими действиями и бездействием нарушил служебную дисциплину, дискредитировал правоохранительные органы и совершил коррупционное правонарушение, — рассказал Бауржан Ахметжан.
По его словам, факт разговора и передачи денег при Максате Найзине был установлен, но в это время он разговаривал по телефону, и это доказывают видео, аудиозаписи и стенограмма.
— Мы подали исковое заявление, нам отказали. Тогда мы подали апелляционную жалобу, и, в связи с процессуальными нарушениями, апелляция отменила решение об отказе в принятии иска и направила иск на рассмотрение. В удовлетворении иска моему подзащитному суд отказал, опираясь в своём решении на два основания. Первое – это пропуск сроков. Но мы заявляли в суде, что мой подзащитный узнал о своём увольнении 6 февраля, а приказ об этом был вынесен 30 января. У нас есть трёхмесячный срок, чтобы обратиться в суд. И в суде должны были учесть, что мой подзащитный узнал о своём увольнении 6 февраля, — рассказал адвокат.
Бауржан Ахметжан рассказал, что после вынесенного постановления о прекращении уголовного преследования Максата Найзина они подали досудебную претензию в Департамент полиции, в которой сообщили, по каким причинам считают незаконным увольнение Максата Найзина, и предложили урегулировать трудовой спор мирным путём. Но прийти к мировому решению не получилось, и начался судебный процесс.
— В итоге, в ноябре суд выносит решение без удовлетворения иска о пропущенных сроках, нормально ничего не поясняют, и только устно оговаривают, что пропущен срок. Сейчас мы готовим апелляционную жалобу на решение суда, потому что есть Трудовой кодекс, Гражданский и Гражданско-процессуальный, в нормах которых прописано, что, прежде всего, в таких ситуация незаконно уволенный сотрудник обращается к работодателю, потому что работодатель имеет право отменить свой акт, — сообщил Бауржан Ахметжан.
Адвокат рассказал, что в апелляционном суде они будут говорить, что ими написано заявление в Министерство внутренних дел РК о том, что некоторым сотрудникам Департамента полиции, а их пять человек, позволили уволиться по собственному желанию.
— Другие сотрудники были отстранены от работы, но в распоряжении руководства департамента их оставили. Ещё около десяти человек уволили по отрицательным мотивам. У всех сотрудников одинаковые основания к увольнению, но с каждым по-разному определяют его трудовую деятельность. Об этом мы говорили в суде каждый раз, но суд не принимает это к сведению.
Как рассказал Максот Найзин, если в апелляционной инстанции его жалобу оставят без удовлетворения, он будет обращаться в Верховный суд.
Мария Драчёва