Около 126 миллионов тенге выделено из бюджета ЗКО на субсидирование пассажирских перевозок
Сейчас по области субсидируется 9 маршрутов. Большая часть выделенных средств уже освоена, об этом рассказал Казбек Менеев, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта, на онлайн-брифинге с журналистами.
Казбек Менеев,рассказал, что количество субсидированных автобусных маршрутов с каждым годом увеличивается. Так в 2017 году было 5 маршрутов, в 2018 году – 6 маршрутов, в 2019 году – 7 маршрутов и в этом году -9 субсидированных маршрутов. Сумма выделенных субсидий тоже становится больше, в 2017 году – 50, 2018 – 60, в 2019 году – 100 и 2020 – 125 миллионов тенге.
— На 30 ноября этого года освоено 101,8 миллионов тенге для субсидирования социально значимых внутриобластных маршрутов. Это направления: «Тайпак-Уральск», «Жангала-Уральск», «Жанибек-Уральск», «Каратобе-Уральск», «Шынгырлау-Уральск», «Казталовка-Уральск», «Уральск-Жалпактал», «Акжаик-Уральск», «Уральск-Чапаево». Тендеры на эти маршруты выиграли пять перевозчиков: ТОО «Казахстан Елим», ТОО «Жиенбай», ТОО «ЖанибекСтройСервис», ИП «Уразалин Б.М.» и ИП «Жібек-жолы», — сообщил Казбек Менеев.
Также он рассказал о механизме субсидирования.
— У нас в республике тарифы на перевозки законом не регулируются. Поэтому, когда решается вопрос о стоимости тарифов на перевозку пассажиров, это происходит так, что нашим управлением, к примеру, обозначается цена на проезд автобусом внутри области из расчёта 4 тенге за километр. Затем к нам приходит перевозчик и заявляет свою цену, предположим, 6 тенге. При специальной комиссии, в которую входит аким области, перевозчик обосновывает свою цену, приводит доводы, исходя из которых у него получилась такая цена. В итоге, если комиссия признает доводы перевозчика убедительными, то устанавливается тариф 6 тенге за километр. Между нашим тарифом и тарифом перевозчика разница — 2 тенге. Вот её мы возвращаем перевозчику, — сказал Казбек Менеев.
По его словам, в этом году разыгрывался тендер на 22 областных автобусных маршрута, но, кроме 9 маршрутов, работать на остальных направлениях области перевозчики не хотят.
— Основная причина такой ситуации — это то, что на этом рынке развито так называемое «пиратство», или работа нелегальных перевозчиков. Также конкуренцию создают официально действующие в установленном законом порядке такси. У владельцев такси больше преимуществ перед владельцами автобусов. Вот, к примеру, водитель автобуса по договору и по закону должен выезжать на маршрут только с автовокзала, а таксист может приехать за пассажиром к нему домой и отвезти туда, куда ему нужно, а не до определенного места. К тому же разница в оплате небольшая, и пассажир выбирает такси. Автобусы выезжают на маршрут по заполняемости салона пассажирами, а такси может отвезти одного человека, куда ему нужно, никого не дожидаясь, — рассказал Казбек Менеев.
Казбек Менеев рассказал, что в области функционируют:
— 7 международных маршрутов по направлениям (Самара, Оренбург, Тольятти, Саратов, Бузулук, Казань, Аксай-Оренбург)
— 2 междугородных (Атырау, Актобе)
— 22 внутриобластных
— 37 внутрирайонных
— 34 городских (28 маршрутов в Уральске, 6 маршрутов в Аксае)
В этом году по области было перевезено 10 тысяч пассажиров.
Мария Драчёва