«Откаты мне ни разу не предлагали» — главные моменты из интервью с Гали Искалиевым
Аким ЗКО Гали Искалиев дал интервью YouTube-каналу «Атамекен Бизнес», и рассказал о коррупции, своей репутации, и почему для него важно доверие населения .
На вопрос журналиста, предлагали ли ему когда-либо откаты во время проведения тендеров, аким ЗКО ответил, что ни разу не предлагали
— Я всем своим заместителям, подчинённым, всегда говорю:»Я не прошу откатов, и вы не должны даже намёка давать». Потому что все знают, что я свой номер мобильного телефона опубликовал (What’sApp), и сказал, любой такой намёк или разговор, что сотрудники акимата что-то просят, [люди] могут написать мне об этом. Это, я думаю, все знают, и мало кто рискует предлагать [откаты], — ответил он.
Искалиев сказал, что два — три раза в неделю просматривает свои социальные сети.
— В прошлом году когда опубликовал [номер], в первые 3-4 недели было очень много сообщений. Старался на все ответить, но не всегда получалось. Сейчас поменьше сообщений, не каждый день, раз в два-три дня обязательно открываю, смотрю. В машине, или дома, вечером. Вообще я опубликовал номер, чтобы были жалобы на коррупционные риски и предложения по развитию региона. Но как я и ожидал, 95-98% вопросов касаются текущих проблем жителей — мусор во дворах, качество воды, или воды на верхних этажах нету. Даю поручения своим подчинённым, чтобы они на месте исправляли. Но для себя стараюсь понять масштабные, системные проблемы, которые приводят к таким вопросам жителей. На 15-20% [вопросов от жителей] я отвечаю, а остальное переправляю дальше непосредственно исполнителям. Критика есть, но не грубая. Воспитанные люди у нас. Сегодня семь сообщений пришло, — поделился Гали Искалиев, показав журналистке свой What’sApp.
Гали Искалиев состоит в общем чате с 5-6 акимами из других регионов, где они общаются и дают друг другу советы. Их имена он так и не назвал. «Меня пригласили в этот чат» — добавил он.
На вопрос журналиста о коррупции в области среди госслужащих аким заметил, что «уровень коррумпированности у нас — достаточно субьективный».
— Разные рейтинги есть. Недавно была в СМИ информация, что мы на первом месте по уровню коррупции, хотя, на самом деле, мне кажется, это результат проявления нетерпимости к коррупции. У нас есть проблемы на дорогах, с безопасностью, мне жаловались, что есть факты коррупции среди сотрудников департамента полиции. Поэтому мы с руководством ДП, с руководством антикоррупционной службы принимали меры, чтобы выявлять и регистрировать, и уменьшать такие факты. Из-за того, что внутри полиции стали выявлять недобросовестных сотрудников, количество зарегистрированных случаев дачи и получения взятки наш рейтинг подпортило, но я наоборот считаю, что это хорошо. Мы не скрываем, мы наоборот работаем на то, чтобы выявлять среди наших сотрудников госорганов недобросовестных людей. А среди сотрудников акимата — на сегодняшний день, насколько я знаю, нету судебных решений по факту коррупции. Скажем так, за акимат я могу сказать, что уровень коррупции [в нём] небольшой, — ответил глава региона.
Далее речь зашла о доверии населения к власти.
— Я всеми своими действиями, словами, стараюсь, чтобы доверие населения к власти повысилось. От этого зависит стабильность в регионе, согласие внутри региона, и развитие региона. Потому что если все решения у нас будут приниматься совместно с населением, нам, органам власти, будет работать легче, — поделился аким ЗКО, отвечая на вопрос о задачах на перспективу как руководителя области.
— Вот говоря о доверии: я мониторила вашу работу, прежде чем записать интервью, и я не нашла какого-либо репутационного скандала. Хотя мы знаем, что у глав областей и министерств часто всплывают какие-то скандалы с родственниками, с распределением средств, часто звучат нарекания, и соответственно, возникает недоверие. Здесь в этом случае я не нашла ни одного скандала за весь срок работы на госслужбе. Это вызывает доверие и уважение. Как получается сохранить эту безупречную репутацию (а я считаю, что это редкость), несмотря на срок службы — а вы были заместителем акима Актюбинской службы, здесь первым заместителем, председателем банка развития Казахстана. Как это удаётся? — поинтересовалась журналистка у Гали Искалиева.
— На самом деле, это несложно. Нужно просто честно работать. Когда честно работаешь, это легко — у тебя нет обязательств перед кем-то, тебе никто не должен. И, соответственно, когда ты честен со всеми — тебе не надо никого обманывать, из этого и складывается репутация.
— Ну одной честности, вы думаете, достаточно? Бывает же, что у министра брат ввязался в скандал, где-то подчинённый нарушил этические нормы, и…
— На госслужбе очень сложно оставаться с хорошей репутацией, достаточно много ограничений, барьеров законодательных, где можно споткнуться.
— Я веду к тому, что это говорит об окружении человека тоже.
— Я бы не хотел говорить высокопарные вещи, но наверное это воспитание.
— А в соцсетях вас часто критикуют?
— Насчёт критики в соцсетях — я не все социальные сети мониторю, только профиль в Facebook, и сообщения на What’sApp. Критика есть
— Как реагируете на критику? Когда это не замечания по работе, а когда пытаются задеть лично вас, когда это деструктивная критика…
— В первое время немного переживал [из-за критики, старающейся задеть лично меня], но сейчас научился не обращать на это внимание, и соответственно, такая критика уменьшилась. На конструктивную критику реагирую так, как должен — ищу системные решения, чтоб её не было. Потому что обычно конструктивная критика относится не персонально к одному человеку, а к широкому слою населения, и выявляет большие проблемы региона или действия властей, которые вызывают эту критику. Поэтому я приветствую конструктивную критику — и ещё больше приветствую, когда люди пытаются подсказать решение [проблемы]. А ещё больше приветствую, когда люди сами хотят принять участие в решении своих проблем, — рассказал он.
Напоследок аким ЗКО рассказал о взаимодействии со СМИ региона.
— А к журналистам как относитесь? Я заметила, что вы собираете журналистов не тогда, когда нужно что-то пропиарить, открыть объект, «я вот приехал сюда, уехал туда», а когда нужно вскрыть какую-то проблему. То есть вы используете СМИ не как инструмент для пиара, а как источник для того, чтобы информация о каких-то проблемах региона была обнародована.
— Наверное это и есть главная задача СМИ — доводить до населения решения властей, и доводить до властей проблемы и пожелания населения. Поэтому я считаю, что это правильный подход, когда СМИ используются в такой конструктивной работе.
— А не боитесь, что население может это неправильно воспринять, и не боитесь выглядеть в нелучшем свете на фоне коллег которые показывают, что они открыли, начали работу над чем-то, и стараются не освещать проблемные моменты?
— Такие риски присутствуют, но формат работы у меня такой, пока менять я его не собираюсь, — резюмировал Гали Искалиев.