Анатомия коррупции: причины и последствия для казахстанского общества
Ежегодно международная организация Transparency International присваивает странам мира рейтинги восприятия коррупции. Уже много лет Казахстан стабильно фигурирует в этом рейтинге, занимая его нижние строчки. Но мало кто, из рядовых граждан понимает, что значит этот рейтинг и исходя из каких критериев Казахстан фигурирует в нем как стабильно коррумпированное государство. Журналист-исследователь Ботагоз Сейдахметова, специально для «Уральской недели», рассказывает о критериях этого рейтинга и какой именно ущерб причиняет коррупция казахстанскому обществу.

Transparency International подсчитывает индекс восприятия коррупции (CPI) и глобальный рейтинг стран последние 25 лет. В 2019 году Казахстан занял 113 место из 180 стран в рейтинге TI.
Почему большинство странмира справляется с задачей по искоренению коррупции лучше, чем Казахстан?
Через какие каналы коррупция влияет на общество и что нужно с этим делать?
Каким образом коррупция может замедлять экономический рост?
Как она влияет на состояние экологии и неравенства в обществе?
Как Казахстану эффективно уменьшить уровень коррупции в стране?
Давайте разберемся.
Причины коррупции
Коррумпированность страны – это результат совокупности различных экономических, политических, социальных, культурных и исторических факторов.
Известный американский эксперт в области политической коррупции Сьюзан Роуз-Акерман в своих исследованиях выделяет четыре сценария развития коррупции.
Первый — государство распределяет ограниченные ресурсы, в следствие чего взятки помогают рынку прийти к равновесию.
Второй — государственные служащие не получают достаточных стимулов в виде зарплаты и бонусов, возникает среда для коррупции; взятки становятся этими дополнительными стимулами.
Третий — желание людей и компаний уменьшить затраты в виде налогов, тарифов и прочего, и,в этом случае, взятки помогают уменьшить затраты.
Четвертый — система взяток позволяет преступникам получать разрешение на ведение незаконной деятельности.
Давайте посчитаем. Как коррупция влияет на экономический рост
Существует множество исследований причинно-следственной связи между уровнем коррупции и темпами экономического роста.
Известно, что некоторое количество коррупции даже позитивно влияет на экономические процессы. (Например, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов, – прим.ред.). Вероятно, существует некий порог уровня коррупции.
Однако ряд недавних исследований показывает, что рост экономики находится в обратной зависимости от уровня коррупции.
В 2015 году Международный Валютный Фонд (МВФ) посчитал, что глобальный объем ущерба от взяток составляет $1,5 — 2 триллиона. Это около 2% от мирового ВВП.
Общий урон от коррупции, несомненно, выше.
По официальным данным (отчет за 2018 год) ежегодный ущерб от коррупции в Казахстане оценивается в сумму более чем 1,6 трлн тенге, или $3,8 млрд. Это чуть больше 2% ВВП страны.
К 2019 году, по данным агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, коррупционные преступления за 3 года нанесли ущерб экономике Казахстана в размере 40 млрд тенге, что составило около 0,03% от ВВП.
Нечестная конкуренция
В экономической теории свободные рынки считаются самыми эффективными в распределении благ в обществе. Нарушение механизмов рыночной конкуренции внутри страны может сказываться на деятельности экономики в целом.
Коррупция может вносить деструктивное влияние в работу рынков. В частности, фокус частных фирм смещается с эффективного производства на выгодное положение за счёт коррупции. Проще говоря, зачем обновлять качество производства, если проще сконцентрироваться на поддержании хороших отношений с бюрократами и обеспечить контракты на несколько лет.
Зачастую эффективные компании, которые занимаются или готовы заниматься инновациями, а не приобретением привилегий, не проходят через сито коррупции. Например, компания Apple со своим IPhone смогла завоевать рынок только в условиях свободной экономики США. А в условиях Казахстана, даже господдержка не помогла заводу по производству планшетных компьютеров заработать в полную мощность.
Таким образом, нечестная конкуренция и дисфункция рынков снижает качество работ и замедляет экономическое развитие. Страдает общество, а предприятия вынуждены закрываться из-за созданных барьеров.
Инвестиционный климат: неопределенность и риски
Принято считать, что прямые внешние инвестиции являются одним из двигателей экономического развития. Привлечение иностранного капитала в страну уже долгое время является одной из важных повесток внешней политики современного Казахстана.
Казахстанские власти, с одной стороны приглашая в страну инвесторов, с другой стороны не могут урезонить аппетиты чиновников, которые за каждое согласование требуют взятку. Взятки становятся дополнительным «налогом» на инвестиций.
Коррупция создаёт климат, в котором иностранным инвесторам приходится выделять отдельный бюджет для удовлетворения потребностей чиновников.
В качестве примера можно привести случаи когда компании-автопроизводители пытались наладить сборку автомобилей в Казахстане, чтобы поставить на местный рынок доступные автомобили. Как результат влияния коррупции на инвестиционный климат мы получили экономику, в которой стоимость автомобилей на порядок выше чем на ближайших рынках России или Китая.
Ресурсное проклятие и международные суды
Отчасти из-за коррупции в мировой экономике закрепилось понятие -«ресурсное проклятие», когда страны, богатые природными ресурсами, не достигают своего экономического потенциала или отстают в развитии.
Высокие коррупционные риски создают благоприятную почву для некоторых иностранных государств, которые пытаются использовать эти неформальные рычаги в своих целях. Один из примеров, это китайские кредиты для развития дорожной инфраструктуры Казахстана. Коррупционная схема проста – Казахстан берет кредит у Китая на строительство дорог и в силу непрозрачности тендерных процедур, подряды на строительство дорог получают компании, учредителями которых являются бизнесмены из Китая.
Движимые личными краткосрочными выгодами, правящие элиты склонны подписывать невыгодные для своего народа контракты.
В этом ряду — выдача в долгосрочную аренду стратегических объектов, земли, морских портов и аэродромов, неоправданно большие суммы сделок и процентов. Это происходит, из-за отсутствия свободных СМИ и отчетности перед народом.
Таким образом, коррупционность режимов и элит может компрометировать суверенитет государства. Это еще один механизм, через который коррупция создает благоприятные условия для нечестной конкуренции не только для внутренних игроков, но и для внешних инвесторов.
Напомним одно из последних громких дел, где молдавские олигархи Анатол и Габриел Стати обвиняют Казахстан в незаконном захвате собственности и требуют выплату компенсаций в размере $500 млн от правительства. Чтобы было понятно как это влияет на госбюджет Казахстана приведем следующие цифры – в 2019 году правительство Казахстана потратило 15,9 млрд тенге на оплату услуг иностранных юридических фирм для защиты своих интересов в международных судах и арбитражах.
Куда идут государственные расходы
Нет однозначного понимания того, как уровень коррупции влияет на государственные расходы. Но ясно, что он может быть причиной изменения структуры государственных расходов и их низкой эффективности.
В странах с большим уровнем коррупции бюрократы отдают предпочтение не эффективным проектам, а прибыльным. Таким образом, государственные расходы смещаются в сторону энергетического сектора, обслуживания госаппарата и поддержания общественного порядка, обороноспособности и культуры. Здравоохранение, образование и область социальной защиты финансируются скромнее. По этой причине казахстанский госаппарат с большей готовностью финансирует проекты проведения в Казахстане ЭКСПО, Азиады и так далее, чем проекты по повышению качества образования или здравоохранения.
Одно из объяснений заключается в величине проектов, соответственно, размеров взяток, которые можно из них выручить. При этом, сферы обороны, национальной безопасности и энергосектора традиционно менее прозрачны. Это подразумевает меньший контроль над сделками.
Коснулся ли этот тренд нашей страны? Судите сами. В 2019 годуна образование было выделено 3,6% от ВВП. Расходы на медицину составляют около 3% от ВВП, что ниже 5%, рекомендованных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Коррупция в квазигосударственном секторе
Согласно официальным данным, в начале октября 2020 года был расширен список лиц квазигосударственного сектора. Если раньше только первые лица этих компаний были субъектами коррупции, то теперь к ним присоединились руководители структурных подразделений и все работники выше этой позиции, которые влияют на принятие решений по закупкам, финансируемых из госбюджета или Нацфонда. Квазигосударственный сектор занимает высокую долю в ВВП Казахстана и является самым большим работодателем. Это неудивительно, ведь тольков АО «Самрук-Казына» работает свыше 300 тыс. сотрудников.
Напомним, что субъектами квазигосударственного сектора являются компании, в которых государство принимает участие или является их акционером.
Важность квазигосударственного сектора в Казахстане намного выше, чем в странах Организации Экономического Сотрудничества (ОЭСР). Чрезмерное участие государства в экономике, в частности, в таких сферах как разведка и добыча природных ресурсов, может негативно сказываться на обществе. Надежность финансовых потоков из бюджета уменьшают стимулы для инноваций и развития в частном секторе, которые бы поощрялись в условиях рыночной конкуренции. Сама конкурентность среды нарушается при участии государственных компаний и монополий.
До октября 2020 года работники квазигосударственного сектора в Казахстане, участвовавшие в распределении бюджетных средств через закупки (за исключением глав компаний) не были субъектами коррупции. Отсутствие прозрачности и подотчетности этих компаний, а также доступность денежных потоков из бюджета создают коррупционную среду, где отдельные люди более склонны заниматься коррупционной деятельностью. В качестве примера можно привести нашумевшее уголовное дело Аслана Джакупова, руководителя «Байтерек Холдинг», структурного подразделения «Самрук Казына».
Одним из признаков присутствия коррупции в этом секторе является отсутствие прозрачности в процессах поощрения топ-управленцев квазигосударственных корпораций. В частных корпорациях такие процессы не могут быть непрозрачными из-за надзора заинтересованных лиц — акционеров, и поэтому в ежегодных отчетах крупных частных компаний, вознаграждения топ-менеджмента расписываются очень детально.
К концу 2019 года, агентство по противодействию коррупции выявило 132 коррупционных преступления, связанных с хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями, а также взятками при осуществлении закупок и госпрограмм.
Учитывая, что оборот квазигосударственного сектора может достигать 60% от ВВП Казахстана, он является очень привлекательным пирогом для коррупционеров..
Неформальный сектор в Казахстане
Традиционное теневой экономикой называют финансовые потоки не облагаемые налогами. Среднемировой показатель теневой экономики составляет 31,9%.
В 2018 году размер теневой экономики в Казахстане составлял около 30%.
В 2019 году мы смогли снизить размер неформального сектора на четверть, и он составил 23,6% от ВВП.
Для сравнения, самый низкий размер теневой экономики в Австрии — 8,9%, и в Швейцарии – 7,2%. Несмотря на то, что размер теневой экономики у нас ниже среднемирового уровня в целом, можно считать, что доля неформальной деятельности в Казахстане ещё довольно высока.
Одной из мотивацией для искоренения коррупции и вместе с ней и уменьшения теневого сектора экономики, могут быть дополнительные поступления в бюджет в качестве налогов. Так, если считать, что Казахстан может сократить размер теневой экономики ещё наполовину, и мы сможем потенциально получать 16,8% (количество налогов к ВВП в 2018 году) в форме налогов от 12% ВВП, то это может вылиться в $3,4 млрд или 1,5 трлн тенге.
С другой стороны, участники теневой части экономики не обладают такой же социальной защищенностью по сравнению с участниками формальной экономики. Уязвимость их положения кроется в том, что участники теневой экономики не могут защищать свои права в официальных институтах — судах и правоохранительных органах. Наемные работники же, обычно ввиду отсутствия контрактов, не могут быть защищены Трудовым кодексом. Вдобавок к этому, они не имеют возможности стабильно копить себе на пенсию, получать отпускных или декретных выплат.
Кроме несобранных налогов, тандем коррупции и теневой экономики подрывают авторитет государства в глазах общества, что еще сильнее ухудшает эффективность работы госаппарата. Недоверие граждан к проводимым реформам, а также нежелание людей сотрудничать с государственными органами может привести к их неэффективной реализации. Чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть ленту новостей региональных СМИ, когда довольно часто люди пытаются остановить реализацию какого-либо проекта, даже не пытаюсь услышать чиновников. Почему? Потому что нет доверия к органам власти.
Одновременно влияя на государственные доходы и расходы, коррупция наносит ущерб по эффективности работы государства как распределителя благ. Пониженная эффективность государственного аппарата, в свою очередь, может замедлять экономический рост как напрямую через неоптимальное расходование, так и косвенно, оказывая негативное влияние на развитие человеческого капитала.
Стоит отметить, что к теневой экономике относятся случаи экспорта природных ресурсов по заниженным ценам с целью дальнейшей продажи посреднической компанией по рыночной цене, или преступные махинации в финансовом секторе, и противозаконные и контрабандные производства.
Коррупция и человеческий капитал
Другим важным фактором экономического роста является человеческий капитал. Коррупция имеет отрицательное влияние на развитие человеческого капитала посредством двух каналов:
— из-за упущений в сфере образования,
— из-за нарушения эффективности распределения таланта в экономике.
В данном контексте, «человеческий капитал» — это совокупность навыков, знаний и умений жителей страны. Уровень образованности и в целом развитости человеческого капитала очень сильно коррелирует с экономической успешностью стран.
Развитие человеческого капитала является залогом для экономического роста — более образованные и обученные работники и работницы будут показывать соответственно более высокую производительность труда. Более того, из-за продолжительного недостатка финансирования ухудшается общее состояние сферы образования. Низкие заработные платы учителей ведут к увеличению коррупционности внутри учебных заведений.
Кроме этого, низкое качество образования вынуждает граждан получать образование за границей — около 10% всех студентов в 2020 году. При средней стоимости обучения в казахстанском вузе в 400 тыс. тенге, Казахстан недополучает 22 млрд тенге ежегодно от этих студентов.
Самое эффективное распределение таланта в экономике происходит в условиях свободных рынков или при корректном вмешательстве со стороны регуляторов при провалах рынка. При оптимальном распределении таланта в экономике, люди занимают те позиции в обществе, в которых они имеют сравнительное преимущество. Это относится и к частному сектору, так и к государственному.
В условиях коррупции, возможность извлекать дополнительную ренту за счет нечестных практик, создает дополнительные стимулы для работы в государственном аппарате. Теперь, при наличии таких стимулов, госслужба привлекает не тех, кто более для неё подходит, а тех, кому интересна дополнительная прибыль, и кто сможет лучше вжиться в климат, где политическая лояльность может быть важнее, чем профессиональные навыки. Это напрямую влияет на качество работы государственного аппарата, так как он теперь обслуживается менее компетентными кадрами.
Коррупция и экология
Многие исследования показывают, что рост коррупции ведет к усугублению экологических проблем. Коррупция может влиять на загрязнение как напрямую, так и косвенно, замедляя развитие экономики.
Так, одним из каналов загрязнения являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
В условиях высокого уровня коррупции, ПИИ ведут к менее строгим стандартам охраны окружающей среды.
Практика показала, что в условиях высокой коррупции стандарты в энергетическом секторе по окружающей среде бывают менее строгими. Под низкими стандартами имеются в виду завышенные пороговые уровни выбросов вредных веществ, слабый мониторинг активности предприятий, а также низкие штрафы за нарушение законов в сфере охраны окружающей среды. Крупным корпорациям дешевле заплатить штрафы за загрязнение природы, чем привести производство в соответствие с нормами.
Кроме того, согласно исследованиям западных ученых Пэра Фредрикссона и Якоба Свенссона, политическая стабильность может играть отрицательную роль и приводить к большим загрязнениям при высоком уровне коррупции в стране. То есть, если страной стабильно и долго правит элита, которая поощряет нечестные практики в производстве, это может привести к систематическому ухудшению экологической ситуации.
В целом, в основе отрицательного влияния коррупции на экологическую обстановку в отдельном регионе лежит сдвиг интересов власти. В Казахстане есть множество примеров того, как непродуманные политики или коррупция ведут к экологическим бедствиям и, как следствие, вреду для населения.
Коррупция и бедность
Наличие коррупции и неформальной экономики может помогать бедным слоям населения выживать, уклоняясь от налогов, обходя строгое регулирование, на соответствие которому нужны дополнительные затраты.
С другой стороны, высокая доля неформального сектора приводят к систематическим проблемам, когда государство не уделяет должного внимания социальной сфере и развитию человеческого капитала. Постепенный рост теневой экономики, ослабление институтов власти и хроническое недофинансирование социальной сферы может привести к тому, что общество станет сильно зависимо от коррупции и теневой экономики. Это особенно чревато последствиями для стран, в которых наблюдается сильное неравенство в обществе.
Ситуация бедных слоев общества, оставленных на грани выживания, вряд ли будет улучшаться в условиях высокой коррупции. Для улучшения их положения, государство должно проводить комплексную политику через социальные программы и образование. Такие программы служат социальными лифтами, которые могут помочь людям вырваться из бедности. К сожалению, недостаток финансирования для развития человеческого капитала и рост недоверия к государству, частично обусловленные высоким уровнем коррупции, могут привести к дальнейшей маргинализации в обществе.
Более того, точечные социальные программы, нацеленные на улучшение положения уязвимых слоев населения, бывает, не достигают своей конечной цели из-за чиновников, ищущих свою выгоду. Один из примеров, изначально хорошая идея обеспечивать нуждающихся жилой площадью из жилищного фонда. Из-за бюрократических проволочек в выдаче квартир и присвоения жилья, бедные люди годами не могут исправить своё материальное положение. Другой пример –коррумпированная составляющая очередности в детские сады.
Если наше общество решится работать на снижение уровня коррупции в стране, нам стоит вводить такие изменения, которые не поставят под угрозу положение уязвимых слоев населения.
Рекомендации экспертов
Таким образом, эксперты пришли к выводу, что уровень коррупциив нашей стране влияет на все аспекты нашей жизни — от экономического благосостояния граждан и здоровья наших детей до качества воды и воздуха в наших городах.
В условиях высокой коррупции есть несколько механизмов, которые за короткие сроки помогут вывести страну на новый уровень.
— опубликование деклараций государственных служащих, работников квазигосударственного сектора, руководителей бюджетных организаций, должностных лиц, выполняющих государственные функции для обеспечения гражданского контроля;
— обеспечение публичного обсуждения крупных международных инвестиционных контрактов;
— дерегулирование бизнеса;
— внедрение комплаенс служб в организации квазигосударственного сектора и крупного бизнеса;
— поощрения бизнеса за введение комплаенс служб путем налоговых преференций;
— обеспечение полноценной защиты свидетелей коррупционных преступлений.
Ботагоз Сейдахметова