На всех скоростях: в Уральске подключают не те скоростемеры, что были заявлены в тендере

История с камерами и скоростемерами в Уральске продолжается. Назначенное на 1 декабря подключение скоростемеров снова откладывается. Кроме того, выяснилось, что аппаратный комплекс «Призма-StoS» измеряющий скорость, ранее был забракован в других странах. К тому же, принцип его работы не соответствует требованиям разыгранного полицией тендера.

Комплексы фото-видео фиксации «Призма- StoS». Иллюстративное фото.

В середине ноября «УН» опубликовала расследование о тендере на новые уличные камеры и скоростемеры стоимостью 777 миллионов тенге, который провела полиция ЗКО. Согласно тендеру «По обеспечению общественной и дорожной безопасности», с 1 октября в Уральске должна была начать работу единая автоматизированная сеть, состоящая из скоростемеров, камер видеонаблюдения и «умных перекрёстков». Однако тогда, в середине ноября, редкие камеры только начинали вешать в разных частях города. Оказалось, что срок начала работы был перенесен на 1 декабря по просьбе поставщика – ТОО «Линкс»: компания сослалась на задержку в поставке оборудования из-за коронавируса. Только вот, по условиям тендера, все нужное оборудование уже должно было быть в наличии.

Позже в редакцию поступило письмо с накладными, которые содержали тендерные документы победителя, а именно – накладные о наличии всего необходимого оборудования у фирмы в наличии уже сейчас. Кроме того, фирма, выдавшая одну из двух товарных накладных, и вовсе отсутствовала в госреестре. Тогда полиция ЗКО подтвердила, что победитель конкурса действительно должен был иметь все оборудование в наличии, а ответственность за предоставленные недостоверные документы несет победитель тендера, а не органы. По данному факту Антикор инициировал внутренний госаудит.

«Уральская неделя» направила запрос в ДП ЗКО, с просьбой объяснить, когда будут запущены скоростемеры, а также что это за скоростемеры и как они будут работать. Ответ полиции был весьма занимательный.

Калибровали мы немножко

Согласно ответу полиции, основанного на информации, ТОО «ЛинкС», которая устанавливает скоростемеры, в Уральске устанавливаются комплексы фото-видео фиксации «Призма- StoS».

«Принцип действия комплексов основан на измерении скоростидвижения транспортного средства, косвенным методом путем измерений пройдённого расстояния автомобиля в зоне контроля за фиксированный интервал времени, либо путем измерений интервала времени, за который ТС проходитизвестное расстояние. Таким образом, скорость может измеряться как в одной зоне контроля, так и между двумя зонами контроля», — пишет Департамент полиции ЗКО.

Говоря проще – камера снимает машину в начальной точке, затем в конечной точке заданного отрезка дороги. Засекая время, за которое автомобиль проезжает отрезок, система вычисляет скорость движения.

«По информации компании ТОО «ЛинкС», осуществляющей установку скоростемеров, для калибровки комплекса фото-видео фиксации «Призма-StoS», калибровка по меткам на дорожном полотне для повышенияточности замеров использовалась, согласно «Руководству по монтажу, настройкеи техническому обслуживанию», — также сказано в ответе полиции.

И правда, на этапе установки камер, очевидцы видели, как на отрезках дороги, которые будут контролироваться скоростемерами, на асфальте краской отчерчивали поперечные линии, по которым калибровались датчики скоростемера.

Время ВОЛНоваться

В руководстве по эксплуатации «Призма-StoS» сказано, что погрешность камеры при правильной установке и калибровке составляет 1 км/ч. Однако, помимо этого есть и вот такая пометка: «Отклонение оси опоры от вертикали в верхнем сечении при высоте опоры до 15 метров должно составлять до 15 мм в соответствии со СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». При порывах ветра более 7 м/с отклонение опоры, не гарантируется стабильное распознавание ГРЗ транспортных средств. Порывы ветра не должны приводить к смещению видеоизображения более чем на 10 пикселей».

Скриншот Руководства по эксплуатации «Призма-StoS»

Измерение по отрезкам — принцип работы «Призма-Stos»

Онлайн-калькулятор помог определить, что в понятных каждому единицах измерения – 10 пикселей – это 2,6 мм.

То есть если сильный ветер сдвинет камеру больше чем на 2,6 мм., то увеличится погрешность скоростемера. А сильным ветром в данном случае считается 7 м/c (=25,2 км/ч). Согласно данным сайта www.meteoblue.com, средняя скорость ветра в Уральске выше,чем 25,2 км в час бывает от 6-9 дней каждый месяц года. То есть от 72-108 дней в году. По сути – почти треть года.

Сила ветра в Уральске за 2019 год. www.meteoblue.com

Возможно ли, что в эти дни скоростемеры неправильно измерят скорость машины и автовладелец получит штраф? Вполне.

Возвращаясь к тендеру, которые разыграли ДП ЗКО, в перечне квалификационных требований к поставщику было наличие всего необходимого оборудования. В списке оборудования значился «Радар микроволновый многоцелевой», а также «Программный модуль, обеспечивающий сбор данных с автоматизированных средств фиксации скорости проезда транспортных средств (радаров, пьезодатчиков, и т.д.)». Этих наименований в наличии должно было быть по 31 шт. И согласно недостоверной накладной – они и были в наличии. И суть вот в чём.

Скриншоты тендерной документации. Полные квалификационные требования можно посмотреть ЗДЕСЬ.

С микроволновым типом радаров знакомы все – раньше именно с такими «пистолетиками» в руках стояли полицейские и замеряли скорость, направив радар «в лоб» тому или иному автомобилю. Это, конечно, были упрощенные версии, без «наворотов» вроде видеофиксации, но принцип работы и у ручных, и у стационарных – одинаковый: они посылают радиосигнал, который отражается от автомобиля и возвращается обратно, устройство сравнивает частоту отраженного сигнала с исходной частотой, и определяет скорость движения объекта по изменениям частоты волны – в физике это называется эффектом Доплера.

Радар «Стрелка-СТ». Средняя цена на российском рынке 5 млн. рублей.
Измерительный комплекс «Кречет». Средняя стоимость на российском рынке — 2,6 млн. рублей.

Поэтому микроволновому типу скоростемеров не нужна калибровка по отрезкам, отчерченным на асфальте.

Такие скоростемеры в большинстве своем установлены в России и называются радарный комплекс «Стрелка». У наших же «соседей», в Актау, установлены микроволновые радары «Кречет».

Как работает «Кречет?»

Получается, что по факту в городе будут работать не те скоростемеры, что запрашивала полиция. С возможной погрешностью, которая впоследствии может сыграть злую шутку как с автовладельцами, так и с ДП ЗКО, которая будет «краснеть» за неточные показания прибора, так как они заказчики установки. 

Интересно, что поиск в Гугл по тегу «Призма-StoS», помимо сайта производителя, выдало ссылку на протокол «Протокол № 126882986 рассмотрения жалобы независимой межведомственной комиссии по рассмотрению жалоб и протестов, а также по включению в базу данных ненадежных поставщиков г. Бишкек Республики Кыргызстан», в котором Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики признает недействительной одну из закупок, где фигурирует «Призма-StoS». Далее выдержка из протокола: «… были направлены запросы в несколько регионов РФ с просьбой дать оценку работы АПК «Призма-STOS» (разработчик АО «Концерн ВЕГА»). Ответы по запросам пришли негативные, с рекомендациями: «Использование комплексов автоматизированной фиксации административных правонарушений «Призма-STOS» в настоящее время нецелесообразно».

«Сообщим дополнительно»

Что касается запуска единой системы, намеченной на 1 декабря – он не состоялся.

«Согласно предъявляемых требований [к поставщику услуг по тендеру — «УН»], дата начала оказания услуг — 1 октября 2020 года. Однако, на основании коллективного решения, принятого с участием представителей уполномоченных органов и поставщика, дата начала оказания услуг продлена на 1 декабря 2020 года. На сегодняшний день, в связи с невыполнением в срок договорных обязательств, поставщику направлено уведомление о применении мер со стороны заказчика в установленном Законом порядке», — значится в ответе Департамента полиции.

В телефонном разговоре с Жанболатом Жаншиным, заместителем начальника Департамента полиции ЗКО, в Уральске, перед запуском всех новых скоростемеров, на всех участках будут установлены предупреждающие дорожные знаки.

«Мы обязательно дадим объявление во всех СМИ и проведем разъяснительную работу с населением. Поэтому могу вас заверить, никаких неожиданных штрафов автовладельцы не получат», — заверил Жанболат Жаншин.

По сообщению ДП ЗКО, в настоящее время в Уральске установлено 197 видеокамер из 200 планируемых, из которых только 16 подключены в Центр оперативного управления полиции. Кроме того, установлены 40 скоростемеров, которые тоже не введены в эксплуатацию.

Нана Иксанова

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

x
2025-06-12
Утром18.34 ℃
Днем33.66 ℃
Вечером31.63 ℃
Ночью24.37 ℃
Влажность18 %
ДавлениеhPa 1009
Скорость ветра8.79 м/с
2025-06-13
Утром20.56 ℃
Днем29.96 ℃
Вечером27.78 ℃
Ночью21.36 ℃
Влажность34 %
ДавлениеhPa 1011
Скорость ветра3.59 м/с