Собрание беззубых
Среди новых депутатов местных маслихатов собрались исключительно те, кто прямо или косвенно зависит от госфинансирования. Бюджетники, строители, чиновники и представители общественных организаций, которые напрямую финансируются из местного бюджета. Объясняем, почему новый состав депутатов городского и областного маслихатов, в принципе, не способен отстаивать интересы общества.
В конце прошлой недели вниманию общественности были представлены новые депутаты маслихатов города и области. Событие вполне себе обыденное, если бы не то внимание, которое было приковано к нынешним выборам. В обществе впервые появился вопрос – «Кто такие депутаты и для чего они нужны?»
Поэтому дальнейший текст адресован тем, кто никогда не интересовался внутренним устройством власти, но теперь хотел бы получить ответы на свои вопросы.
Итак, изначально государство управляется тремя ветвями власти – исполнительной, представительской и судебной. По идее, эти три ветви власти не зависят друг от друга и должны, если не откровенно, оппонировать друг к другу, но являться частями большого механизма сдержек и противовесов. Исполнительная ветвь власти – это все чиновники-госслужащие – от премьер-министра и до сельского акима. Представительская ветвь – это все избираемые народом депутаты – от парламента и до районных маслихатов. Представительская ветвь власти принимает законы, утверждает бюджеты, а исполнительная (как следует из самого названия) – собственно, исполняет законы, следит за исполнением законов и осваивает бюджеты. Чиновники не могут назначать депутатов, но с депутатами необходимо согласовывать назначение высокопоставленных чиновников. Например, президент обязан согласовать с депутатами парламента кандидатуру премьер-министра. Премьер-министр обязан согласовывать с депутатами областных маслихатов кандидатуру акима соответствующей области, и так далее.
И особняком стоит судебная ветвь власти, так как судьи должны быть равно независимы, как от влияния правительства, так и от влияния депутатов, и олицетворять собой верховенство закона. Но судьи никак не могут вмешиваться в процесс принятия законов. Судебный корпус всего лишь осуществляет свою деятельность в рамках тех законов, которые принимает парламент.
На региональном уровне должна сохраняться такая же независимость между исполнительной ветвью власти (акиматы) и представительской (маслихаты). Основная работа маслихатов – это, прежде всего, утверждение бюджета области, города или района. Эта процедура тоже предполагает четкое «разделение труда». Чиновники формируют бюджетные заявки, которые передают на рассмотрение депутатам соответствующего маслихата. Депутаты маслихата, тщательно изучив бюджетные заявки чиновников, принимают окончательное решение – выделять ли деньги на ту или иную бюджетную программу в полном объеме, сократить сумму заявки или, вообще, ее отклонить как необоснованную.
Аким области, города или района, соответственно, подотчетен перед депутатами соответствующего маслихата. Депутаты подотчетны перед избирателями – то есть перед населением.
Итак, все три власти независимы друг от друга. Независимость депутатов от акиматов должна обеспечиваться честными выборами, когда кандидаты добиваются доверия избирателей. Таким образом, по идее, состав маслихатов и мажилиса парламента должен представлять собой довольно пеструю картинку – политических интересов, партий, движений, разных социальных групп населения.
Но все вышеописанное — это то, чего требует буква закона. И, согласно закону, вроде бы все выглядит вполне прилично. Но что же мы имеем в действительности? В действительности мы имеем политический режим, в котором выдвижение кандидатов в депутаты целиком находится в руках властей, и в депутатский корпус попадают люди, полностью зависимые от акиматов и правительства, а не от избирателей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно бегло пробежаться по списку депутатов маслихатов города Уральск и Западно-Казахстанской области. Например, в маслихат города прошли:
— 6 руководителей бюджетных организаций, финансирование которых целиком зависит от милости акимата города;
— 4 руководителя общественных организаций, которые получают финансирование от управления внутренней политики;
— 3 госслужащих, в том числе бывший аким района;
— 9 бизнесменов и руководителей коммерческих предприятий. Но! Все эти бизнес-структуры плотно сидят на тендерах и госзакупках, то есть получают прибыль от госзаказов.
В составе нынешнего городского маслихата нет ни одного правозащитника, гражданского активиста либо просто человека, чье финансовое состояние не зависело бы от бюджетных подачек. Самой одиозной фигурой в городском маслихате является Валерий Крылов, тот самый бизнесмен, несовершеннолетний сын которого был признан виновным в гибели женщины под винтом моторной лодки. Учитывая, как долго и настойчиво депутат пытался увести своего сына от ответственности, становится непонятной причина, по которой власти второй раз протаскивают его в состав депутатов. Стоит ли надеяться на то, что эти депутаты будут иметь способность оппонировать к исполнительной власти, ставить острые вопросы перед акимом города и требовать защиты прав горожан? Хотелось бы верить, что будут.
Перейдем к составу областного маслихата.
Секретарем маслихата стала Бибигуль Конысбаева, бывший заместитель акима области. Тут без вариантов, ждать особой самостоятельности от нее не стоит.
Что касается остальных депутатов областного маслихата, то среди них:
— 4 бюджетника;
— 19 руководителей различных бизнес-предприятий, регулярно получающих госзаказы и подряды;
— 6 руководителей различных общественных организаций, которые прямо или косвенно финансируются управлением внутренней политики или в рамках других государственных грантов;
— 2 госслужащих.
То есть и тут нет людей, абсолютно независимых от исполнительной ветви власти. Все, так или иначе, являются «марионетками», у каждой из которых есть своя ниточка, за которую акимату будет всегда удобно дергать и напоминать депутату, кто его истинный «избиратель».
Если тщательно ознакомиться со списком депутатов городского и областного маслихатов, легко убедиться, что власти позаботились сформировать местное представительное собрание таким образом, чтобы покрыть все социальные группы, которые условно могут создать проблемы властям – начиная от инвалидов и заканчивая представителями компаний, которые содержатся за счет коммунальных платежей. Создается взаимная зависимость, которую легче назвать тандемом, где одна из сторон доставляет другой политическое удовольствие, а вторая готова это щедро оплачивать за счет налогоплательщиков. Вот только места для интересов самих налогоплательщиков в этом союзе не нашлось.
P.S.
Если, прочитав все выше, вы до сих пор надеетесь, что лично вам удастся достучаться до этих депутатов и использовать их для решения проблем своего дома, двора, района, то я вас разочарую. Нынешний созыв депутатов стал первым, в котором депутаты не будут представлять территориально избирательные округа. Причина проста – они избирались не от конкретного района города или области, а по партийному списку. Поэтому отныне вопрос «Кто депутат от вашего района?» теперь теряет какой-либо смысл.
Лукпан АХМЕДЬЯРОВ