1,6 млрд тенге из бюджета выделили на уборку Уральска, а на тротуарах — лёд. Выясняем, почему
На 2020-2021 год ТОО «Жайык Таза кала», ответственное за уборку и очистку города, получило из бюджета 1,6 млрд тенге за свои услуги. Жалоб, что этой суммы им мало и для качественной работы им нужно больше, от «дэповцев» в ЖКХ не поступало, но очистить тротуар так, чтобы было видно асфальт, всё равно не выходит. Так что же нужно, чтобы тротуары и второстепенные дороги в Уральске не превращались в ледяной каток?
Особенно сильный гололед пришелся, как ни парадоксально, на день выборов 10 января: день, когда власти стараются, чтобы все прошло идеально. Только у погоды были другие планы. За весь день никакой особой активности, посыпки тротуаров землей, солью и реагентами люди не видели. Да и, вообще, как давно пешеходы Уральска видели чистый тротуар, на котором не страшно поскользнуться? Осенью? Многие воспринимают обледенелые тротуары зимой как норму, потому что не привыкли, чтобы в Уральске было иначе. А, тем временем, за чистые дороги люди ежемесячно платят из своих карманов.
«Скользкая» тема
Только за декабрь 2020 года 400 человек попали в больницу с травмами и переломами из-за скользких тротуаров. Большинство пострадавших – пожилые люди. Несмотря на это, руководитель ТОО «Жайык Таза кала» Ринат Нургалиев рассказал, что работы по очистке тротуаров ими проводятся каждый день.
«На этот год 158 единиц спецтехники. Они круглосуточно выезжают на линию. Есть дневная и ночная смены. Если выпадает много снега, то для вывоза можем арендовать еще 50-70 единиц. Самосвалы, в основном, и погрузчики. Когда ДЭП был госучреждением, то у них в автопарке были, в основном, «ЗИЛы» старые. А когда стал частным, то мы за 2 года закупили 58 единиц «КамАЗов», тракторы с щетками, автогрейдеры, погрузчики. По городу есть 6 маршрутов, которые наши автомобили убирают от снега – это магистральные и поперечные улицы, а на тротуары у нас имеется 6 мини-тракторов. У каждого есть свой маршрут, и в день они проходят 20-30 км. Да, нам не хватает их, поэтому мы на этот год запланировали еще 6 таких же единиц закупить. То, что в городе 614 километров дорог, – это информация 2011 года, тогда была инвентаризация. В этом году совместно с ЖКХ мы планируем снова провести пересчёт: много жилых кварталов и микрорайонов в городе появилось за последние 10 лет. Это и тротуары, и скверы, и площади, и арычная система», — рассказал он.
На вопрос о скользких тротуарах директор ТОО «Жайык Таза кала» признал проблему, и рассказал, почему так происходит.
«У нас в городе есть узкие улицы, где даже наши маленькие тракторы не могут проехать. Туда мы направляем мобильные бригады, они чистят вручную. У нас 5 таких бригад. Плюс есть правила содержания бизнес-объектов – у каждого бизнеса 5 метров – прилегающая территория. Эту территорию бизнес должен сам очищать. В основном, на Абулхаир хана, Абая и Назарбаева много бизнеса на 1-х этажах. Чистить тротуар перед их объектом – это их задача. Сейчас совместно с ЖКХ каждый день выезжает мониторинговая группа и вместе с МПС отрабатывают: раздают уведомления, если через неделю не устранено – штрафуют. Всего в штате «Жайык Таза кала» работают 750 человек. В этом году компания подала объявление о найме сотрудников – хотят принять на работу еще 100 человек. Но, в основном, приходят на работу люди 50-60 лет. Молодые не хотят идти убирать город, хотя зарплаты у нас хорошие», — пояснил Ринат Нургалиев.
GPS им «под капот»
В обязанности «Жайык Таза кала» входит не только зимняя, но и летняя уборка. Но большая часть работы всё равно приходится на зиму, потому что нужно очищать лёд и вывозить снег.
На уборку в 2019-2020 году компания выиграла тендер на 300 миллионов больше – 1,9 млрд тенге. А в январе 2020 года была принята и запущена программа, назначение которой — отслеживать и фиксировать работу транспорта, убирающего город, с помощью GPS и смартфонов. Тогда, уже после тестового месяца, руководство «Жайык Таза кала» стало жаловаться на сбои и неполадки в работе мобильных, но тогда власти были уверены, что компания просто не хочет, чтобы ее работу контролировали. Сейчас, спустя год, проблемы со смартфонами и устройствами продолжаются. По крайней мере, так говорят в ЖКХ Уральска.
«Да, программа продолжает официально работать, синхронизирована с сервисной службой «109 iKomek». Но проблемы есть. В настоящее время почти половина телефонов, выданных ТОО «Жайык Таза кала» в прошлом году, не работают. Выходят из строя, быстро разряжаются. Да и потом, сотрудники «ЖТК» некоторые вовсе не умеют смартфонами пользоваться, трудно им, сами понимаете. Они сами с кнопочными ходят, например. Поэтому мы хотим предложить руководству города другой вариант – поставить GPS-модули прямо в машины, чтобы они отслеживались автоматически, без участия людей. Такой способ уже работает в Таразе и Шымкенте. Пока не можем точно говорить, когда это будет. Надо сначала все обсудить с руководством, рассчитать бюджет… Много нужно проработать», — рассказал Жандос Дуйсенгалиев, руководитель отдела ЖХК г. Уральск.
На вопрос, связано ли уменьшение суммы с 1,9 до 1,6 млрд в год с эффективной работой программы, в ЖКХ не сказали. По «классике», в тендере выигрывает фирма, предложившая наименьшую сумму.
Денег много не бывает
«На 2020 год на всю санитарную очистку города запланировали около 1 млрд 600 млн. В эту сумму входят зимние и летние работы: поливы, очистка тротуаров, скверов, уборка мусора возле мусорных площадок, очистка дорожных сетей, бордюров, уборка и вывоз снега и т.д. В прошлом году подрядчиком было ТОО «Жайык Таза кала». В этом году будет проводиться конкурс, посмотрим, кто выиграет. Кто ниже предложит цену — они и выигрывают. Жалоб на то, что этой суммы текущим подрядчикам на уборку не хватает не поступало. Если бы, конечно, в городе случился бы стихийный снегопад, то можно было бы ставить вопрос об увеличении бюджета», — рассказал Жандос Дуйсенгалиев.
Однако директор «ЖТК», опираясь на опыт других городов, считает, что 1,6 млрд – это мало.
«По нормативу правительства, каждый год на уборку в ЗКО выделяется 3,5 млрд, мы в этом году выиграли на 1,6 млрд на Уральск. Вот я был в командировке в Шымкенте. У них протяженность дорог – 915 километров, а им на уборку города выделяют 5 млрд ежегодно», — рассказал он.
Кроме того, за последние несколько лет ни одна другая компания, кроме «ЖТК», не принимала участие в тендере на уборку города. У потенциальных участников нет возможности охватить город целиком и нет подходящей техники. По данным акимата ЗКО, из всей выделяемой на уборку суммы только четвертая часть тратится на ручную уборку. Остальное – на механизированную. Областной акимат не первый год ставит вопрос о создании конкурентной среды на этом поле, но желающих пока не нашлось.
Нана Иксанова
Серик Есенов
Фото: Артём Букреев