Все дороги ведут в генплан: аким Уральска встретился с жителями, которые выступили против передачи Переволочной рощи акимату
Аким Уральска Абат Шыныбеков пригласил жителей, которые выступили против передачи Переволочной рощи из земель лесфонда в городские. Он предложил им внести свои предложения, и пообещал поделиться соображениями акимата на этот счет. К компромиссу не пришли: жители говорили, что прежде, чем переводить рощу в земли города, нужно скорректировать генплан и решить городские проблемы, а акимат уверял, что одно другому никак не мешает.
Аким сразу объяснил, что дорога через рощу в генплане находится не просто так.
«Город растет, много машин появляется. То, что транспортный поток увеличился можно понять даже по тому, что на дорогах появились «волны». На Назарбаева и на Абая, к примеру. Поэтому в генеральном плане и предусмотрена такая объездная дорога. Это нужно городу в перспективе», — объяснил Абат Шыныбеков.
На это один из жителей Уральска Андрей Стариченков, ответил, что пробки в нашем городе искусственные и предложил упразднить выделенные полосы для пассажирского транспорта.
«Они только создают заторы на дорогах. Ведь для того, чтобы пустить транспорт по отдельной полосе их не достроили, а просто забрали по одной полосе. У нас, итак, дороги не особо широкие. Нужно решить, нужна ли она, ведь практически полоса не задействована. Искусственные пробки создаются. К тому же волны могут появиться и от плохого качества дороги, а не от большого потока», — сказал он.
Заместитель акима Уральска Асхат Кульбаев возразил:
«Вы помните, к какой нагрузке на город привели ремонты городских путепроводов? В любом случае это значит, что транспортная развязка нуждается в дополнительных объездах.
Видеоблогер Алишер Гумаров предложил направить средства, которые будут выделять на строительство дороги, на ремонт существующих дорог, а также на обновление пассажирского транспорта. По его мнению, Переволочную рощу нужно оставить в первозданном виде.
«О каких средствах вы говорите? Транспортное обновление нужно уже сейчас, а мы говорим о проекте развития города по генеральному плану. Не один год на это уйдёт. Мы про перспективу говорим», — ответил Абат Шыныбеков.
Мы не умеем делать парки
Татьяна Стариченкова, жена Андрея Стариченкова, присутствующая на встрече, подняла вопрос экологии и животных, которые обитают на территории «переволочки». По ее словам, никакой учет флоры и фауны не ведется, и в случае строительства многие животные и птицы лишатся своего дома.
«Выхухоли, выдры, косули, кабаны, зайцы, лисы, не говоря уже про краснокнижных птиц. У нас и синяя птица, и золотистые шурки, хохотуны, серые цапли, журавль-красавка, много ястребиных, редких чаек. В мире существует только 7 видов лебедей, и три из них у нас, в Переволочной роще, в Старице живут! Нужно очень серьезно отнестись к вопросу сохранения животного мира, нужно учет начать вести», — предложила она.
В диалог вступил заместитель управления природных ресурсов Бисенгалий Хайруллин, который подтвердил, что в настоящее время подсчёт животных, птиц и их популяции.
«Нет такого закона, что мы обязаны это делать. Лесники у нас тоже учёт не ведут. Не, ну если скажут надо, мы можем привлечь специалистов, начать…», — неуверенно сказал он. И продолжил, — «территория Уральского лесхоза начинается от Колузаново и до Янайкино. И там работает 40 человек всего. Представьте себе, 40 человек на такую территорию. Они и с пожарными работают, и сухостоем занимаются. В Переволочной роще на 700 Га всего двое работают. Нужно что-то делать. Так оставлять нельзя. Как человек, я тоже хочу, чтобы там ничего не было, природа была, но понимаю, что так как есть оставлять нельзя. Цивилизованно надо решить».
Присутствующий на встрече председатель «Эколого-географического общества ЗКО» Дархан Сариев поделился мнением, что любые новые идеи акимата об эко-парке и зелёном фонде города бессмысленны, поскольку действующие парки и скверы находятся в плачевном состоянии.
— Со всем уважением, но мы не умеем делать парки, вы это понимаете? Во власти нет таких специалистов. У нас за какую зеленую зону ни возьмись – учёта деревьев нет, сухостоя полно, который надо вырубать и сажать новые деревья. Это повсеместно. В городском парке мы сделали инвентаризацию зеленых насаждений. Такую же нужно сделать везде: и в лесу ЗКМК, и в Ханской роще, и Переволочной рощи, безусловно, это тоже касается. Это все – экологический каркас города. Наши лёгкие. Посмотрите на затоны Чагана и Деркула. Это все забрали в частные руки, там стоят коттеджи. Вы даже не увидите их вживую никогда – это теперь частная территория. А это, между прочим, водоохранная зона. Там вообще строить нельзя, а построили. Тут нас ждёт то же самое, — сказал он.
— В презентации, которую мы показали, я обозначил как вариант строительство жилых домов со стороны города нормальными цивилизованными домами, повышающими статус района. Поймите, в генеральном плане застройки нет. И даже если я это захочу – это не может получиться, — рассказал Асхат Кульбаев.
«С чего вы взяли, что город справится?»
— У нас в городе 70 000 Га земли, грубо. Площадь зеленых насаждений – где- то 7 000 Га – то есть даже 10% нет. По рекомендациям ВОЗ зелени должно быть 40-60%. Мы сажаем тысячами деревья, но они не приживаются, должного ухода нет. Поэтому в этом году мы впервые применили закупку услуг по озеленению сразу на 3 года: теперь те, кто сажают, должны 3 года за растениями своими ухаживать. Насчёт зеленых зон – вы правильно заметили, что у нас есть много скверов, за которыми надо ухаживать. Например, бассейн, сзади улицы Некрасова, за зданием Налогового комитета. Раньше там был бассейн, а последние годы трава росла. Мы облагородили и поддерживаем с помощью коммунальных работников. Но на одних работниках «Жайык таза кала» мы его поддерживать не можем, поэтому там тоже какой-то должен быть хозяин. Который будет смотреть, — привел пример аким.
— Абат Абаевич, я понимаю, душой вы с нами. Хотите, как лучше, но вы должны знать, что Переволочную рощу мы, народ, не отдадим. И никакого строительства там не допустим, до того момента, пока в городе не разберемся со всем остальным озеленением. С инвентаризацией деревьев парков и скверов городских. И через лет пять будем говорить о Переволочной роще, — вставил реплику Дархан Сариев.
— Акимат занимается. В этом году будем продолжать развивать городской парк. Мы считаемся зеленым городом, но эти деревья были посажены в советское время. Сейчас часть отмирает, нужно сажать новые, чтобы потом мы не остались совсем без зелени. Мы хотим, чтобы зеленые насаждения развивались. Я услышал ваши пожелания про животных – подключим общественные организации, учёт деревьев – мы должны привлечь специалистов. Вы правы, нет специалистов, но мы можем их пригласить. Ваша помощь тоже нужна, как например с «Землячкой». Молодцы, важную тему подняли.
— Вы сказали, что не в состоянии сейчас заботиться о бассейне. С чего вы взяли, что город справится с Переволочной рощей? Какая набережная на Старице? Я вас умоляю. Есть набережная реки Чаган, с советских времён построенная, прекрасная набережная. Восстановите её, пожалуйста. Сделайте. Покажите людям, что вы можете, и они вам поверят. Эти земли сейчас в запустении, хотя в центре города. Вы говорите в Переволочной роще ходят люди, невозможно уследить, кто там чем занимается на такой площади, то клады ищут ходят, кто со времен казачества, кто — с гражданской войны. Как вы сказали, по улице Сарайшык, заходят. Въезд в рощу получается городу принадлежит. Ну так облагородьте: поставьте камеру, знак повесьте запрещающий. Пусть дорожная полиция патрулирует. И вопрос снимется сам собой. И пример Ханской рощи тоже многим горожанам нравится. Как там все убрали, устроили. Давайте на этот пример доверительного управления посмотрим, — предложил акиму Николай Смирнов.
Что предлагает акимат?
— Ещё раз говорю, мы рассказываем вам концепцию, — объяснил Абат Шыныбеков. – «Мы изначально озвучили, что согласно генплану – через Переволочную рощу идет дорога. Мы хотим вокруг этой дороги, в северной части рощи, обустроить тематический парк. Поэтапно обустроить набережную старицы реки Урал. Всё. Эту концепцию мы не меняли. Это открыто сразу сказали. Да, возможно малоэтажное строительство на внешней стороне рощи. Возможно, еще привлечем инвесторов, которые вложат деньги в проект. И даже при переводе из лесхоза в городские земли, назначение останется тем же – зеленая рекреационная зона. Если раньше вносить изменения в назначение земли можно было, то сейчас нельзя, потому что мы открыты. Я вам это пытаюсь донести. Вот мы, например, веревочный парк совместно с ДЧС открыли. Взяли в аренду у лесного фонда. Планируем в этом году сделать из него полноценный эко-парк с тропинками. Зимой хотим сделать лыжню, летом – пляж.
— Извините, но о чём мы тогда говорим? Возьмите земли Переволочной рощи в аренду и делайте эко-парк, но в собственности он тоже пусть будет у лесфонда, — перебил акима один из создателей группы «Переволочная роща Уральск» Николай Смирнов.
— Для строительства должна быть городская земля, на арендованной дорогу не построить, — парировал аким.
Заместитель акима Асхат Кульбаев также сказал, что речь о застройке рощи вообще не идёт, однако присутствующие отнеслись к этому высказыванию с недоверием.
Нет доверия
— Вы берете на себя ответственность очень большую. Репутационные риски на вас. И вы лучше этим людям, кто пробивает, финансистам, кто хочет деньгами взять, скажите: «Давайте лихо не будем будить и закроем этот вопрос к чёрту!». Лучше не трогайте. Какой там дорогой вы собрались через рощу транспорт разгружать – это курам на смех. Вы правильно делаете, что разговариваете, с народом. Власть меняется, время идёт. Сделайте поочередно. Это же вопрос недоверия. Люди не верят и не соглашаются. К тому же через три месяца должен состояться этот пересмотр генерального плана – уберите оттуда эту дорогу и приведите в порядок то, что есть уже, — отметил Дархан Сариев.
— Мы корректируем, слушаем же людей, — ответил Абат Шыныбеков. – В генеральном плане было заложено, что дорога должна была идти от ул. Пугачёва через всю Переволочную рощу, мы послушали людей и сделали расчёты, что с ул. Сарайшык будет. Это уже тогда перевод не 700 Га, а 240 Га. Сократили. Поэтому я и пригласил вас, чтобы рассказать, — ответил Абат Шыныбеков.
— По Сарайшык уже сейчас невозможно ездить, а вы туда еще хотите поток запустить? К тому же, в генплане еще не утверждена эта дорога, — заметил Николай Смирнов.
— Вы не дорожник, и не проектировщик, — перебил его аким Абат Шыныбеков.
— Вообще-то как раз-таки дорожник и проектировщик, — ответил тот.
— Ну всё тогда, ваше мнение тоже будем учитывать, — сменил гнев на милость аким.
— Парадоксальность этой ситуации знаете в чём? Вы говорите: «Народ! Мы хотим вам хорошо!», а народ говорит: «Не надо, пожалуйста!», а вы снова: «Нет, надо хорошо!», — сказал Николай Смирнов.
На вопрос, как будет происходить корректировка генерального плана Абат Шыныбеков рассказал, что сначала акимат должен нанять проектировщика, создать проект с внесенными в него изменениями, затем провести слушания. И даже если в этом году акимат изыщет средства, и изменения будут внесены в генплан, то утвердят их только в 2022 году.
— Ну так давайте в 2022 году вернемся к этому вопросу, сейчас у нас телега впереди лошади идет, — предложил Николай Смирнов.
— Одно другому не мешает, — заметил заместитель акима Асхат Кульбаев. – Мы сейчас вносим предложения, выслушиваем вас, потом общественные слушания, чтобы предоставить готовую концепцию. И параллельно осуществлять работу.
В конце встречи аким Абат Шыныбеков поблагодарил присутствующих за участие и неравнодушие и сказал, что принял замечания к сведению. На вопрос, когда состоятся общественные слушания заместитель акима Асхат Кульбаев, сказал, что по результатам встречи акимат понимает, что пока не готов выносить эту тему на общественные слушания и нужно ещё какое-то время на подготовку и детальную проработку вопроса.
Нана Иксанова