Фермерам южных районов ЗКО нужно обращаться к источникам воды под землей – директор АО «Жайыкгидрогеология»
В условиях, когда воды в реках и озерах на территории области становится все меньше, запасы пресной воды в подземных месторождениях и линзах вполне способны стать источником питьевой воды и обводнения пастбищ, — утверждает генеральный директор АО «Жайыкгидрогеология» Бисен ДАУМОВ.

Запасы воды в подземных месторождениях на территории огромные, — говорит Даумов. И приводит в пример Уральское месторождение пресной воды, запасы которого были заново оценены и утверждены АО «Жайыкгидрогеология» по заказу управления природных ресурсов.
— Из этого месторождения начали качать воду пятьдесят лет назад. Для переутверждения запасов мы изучаем опыт эксплуатации – сколько воды забирали, как при этом понизился уровень подземных вод, чтобы определить, сколько там осталось, как изменился химический состав воды в процессе эксплуатации. Госкомиссия с нашими расчетами комиссия согласилась. Там воды сколько было до начала эксплуатации , столько и есть до сих пор.
По его словам, среди фермеров область есть уже такие, кто в этом году полностью перешел на использование воды их подземных источников, воспользовавшись услугами гидрогеологов.
— Есть такие, кто грамотно походит к решению проблемы нехватки воды в своих хозяйствах. Пришли к нам, расспросили нас о наличии подземных источников пресной воды на их территории. Мы подняли наши архивы, нашли для них информацию. И затем отправили к ним бригаду бурить эксплуатационную скважину. Дальше они ставят солнечную батарею для насосов и имеют практически неисчерпаемый источник воды для питья и водопоя скота.

Стали приезжать к гидрогеологам за информацией и фермеры из южных районов, — рассказывает Даумов.
— Особенность нашей области в том, что запасы пресной воды у нас расположены в верхней части подземной коры. Особенно в южных районах, там почти сплошное распространение соленых вод, а пресные воды формируются в виде редких небольших участков, в виде линз таких. Их надо искать, потом бурить эксплуатационную скважину или колодец, — объясняет Даумов.
В условиях южных районов пресная вода располагается на глубине 10 метров – 15 метров, бурение разведочной скважины и затем устройство обсадного колодца требует от заказчика расходов полтора – два миллиона тенге, по словам Даумова. «150 тысяч тенге за прогонный метр – мы свои расценки уже несколько лет не меняли», — отмечает директор «Жайыкгидрогеология».

По словам Бисена Даумова, руководство области проявляет активность по переутверждению подземных месторождений воды в регионе. Переоценка запасов сейчас производится на всех имеющихся месторождениях пресной воды – Аксайском, Каратюбинском, Токпайском, Искровском, Аймекен, — сообщил он.
— Подземные вода накапливаются тысячелетиями, на них климатические процессы не отразились. Поэтому мы рекомендовали руководству области больше вовлекать ресурсы подземных вод. Тем более что ситуация с Уралом ухудшается с каждым годом. Сейчас мы занимаемся переоценкой запасов Январцевского месторождения. Акимат рассчитывает на него в перспективе, чтобы город мог рассчитывать на него в качестве источника питьевой воды. Хотя Уральское месторождение очень мало использовано, его запасов много, и его надо развивать, подключать и давать его воду городу.
Даумов считает, что необходимо восстанавливать Каратюбинский групповой водовод, который в советское время обеспечивал водой население трех районов – Тайпака, Сырымского и Каратюбинского. «В 90-е годы во время разрухи все там разворовали. И этого водовода не стало».
— Государству нужно вкладываться в строительство групповых водоводов от крупных месторождений пресной воды, возвращаться к программам обводнения пастбищ, другого решения нет, — заключил генеральный директор АО «Жайыкгидрогеология».