«Следствие называет мою фирму однодневкой». Владелец строительной компании «Марасант» Аманжол Конеев на скамье подсудимых пытается доказать свою невиновность
Сегодня, 26 октября, в Уральском городском суде состоялось очередное судебное заседание по делу Аманжола КОНЕЕВА, директора строительных фирм ТОО «Бирлик» и «Марасант». Судебный процесс идет уже второй месяц.

Департамент экономических расследований по Западно-Казахстанской области Комитета по финансовому мониторингу МФ РК обвинил Конеева в хищении 143 миллионов тенге и в уклонении от уплаты налогов на сумму 1,5 миллиарда тенге. «Являясь участником государственных закупок, он совершил хищение бюджетных денежных средств на сумму более 143 млн тенге, выделенных на строительство жилого дома в рамках государственной программы «Нұрлы жер», — такое сообщение распространил следственный орган после задержания Конеева 11 месяцев назад.
В марте 2020 года жители многоквартирного дома по ул. Монкеулы, построенного по программе «Нурлы жер», написали заявление в Департамент экономических расследований ЗКО. Поводом для этого стал буквально разваливающийся, по их словам, дом, который строила компания «Бирлик». Аудиторы Департамента ЭР выявили хищения в размере 190 миллионов тенге. Построенный дом предназначался для очередников из социально уязвимых слоев населения – инвалидов и многодетных матерей.
Конееву предъявлено обвинение по статьям 190 часть 4 — «Мошенничество», ст. 245 ч. 3 УК РК — «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций в особо крупном размере». По этим статьям предусмотрено наказание от 7 до 12 лет лишения свободы.
В ноябре 2020 года он был помещен под арест в следственный изолятор (РУ-170/1).
Сторону защиты Конеева представляют четыре адвоката. Родственники Конеева и его защита заявляли об ошибочной судебной строительно-экономической экспертизе.
Сегодня на процессе показания в качестве свидетеля дал бывший бухгалтер ТОО «Бирлик» Елтай ЕРБОЛАТ, который в 2017-2018 годах работал бухгалтером в компании Конеева ТОО «Бирлик».
Аманжол Конеев со скамьи подсудимых задал своему бывшему подчиненному вопрос.
— Следствие и обвинение утверждают, что моя компания – однодневка, несмотря на то, что у меня по штату было около 300 человек. Как будто я один всех заставлял что-то подписывать. Возможно ли это? – спросил подсудимый.
— В 2017 году фонд оплаты труда ТОО «Бирлик» составлял 190-200 миллионов тенге. Компания оказала услуги на сумму около миллиарда тенге. Банки вели всю информацию о доходах и расходах. В компании работало пять бухгалтеров. Вопрос о том, что это фирма-однодневка, даже стоять не может, — ответил Елтай Ерболат.
— Сколько фирм-контрагентов было у моей компании? – спросил Конеев.
— Около 500 фирм, — ответил свидетель.
— Я же вас всегда просил проверять, есть ли среди них неблагонадежные поставщики. Вы находили таких?
— Нет.
После допроса еще нескольких свидетелей в режиме онлайн судебное заседание завершилось.
После процесса родственники подсудимого Конеева рассказали, что после того, как 12 ноября 2020 года он был задержан, к его супруге обратились следователи со словами: «Конеев нам не нужен, поговорите с ним, нам нужны «боги байтерека». Кого следователи имеют в виду под «богами байтерека», родные не знают.
Судья городского суда Аскар Исмаилов не разрешил журналистам проносить на этот процесс свои смартфоны, хотя остальные участники процесса не против аудио, фото- и видеофиксации процесса. В то время, когда журналист лишен своего телефона – рабочего инструмента, прокурор и адвокаты свободно переписываются по WhatsАpp в зале суда.
Талгат УМАРОВ