«Его убили. Пытками. От имени государства» — Айнаш Керней, историк

Волен… умереть
Арона Атабека выпустили на свободу… умереть. Но сначала его заключили в тюрьму, чтобы или сломить его дух, или убить. Сломить не получилось. Значит, по логике власти, оставалось убить, казнить. Формально – за недоказанную вину, а по сути – за открытое противостояние авторитарной власти. Убивали медленно и неуклонно.
Смерть приближалась шаг за шагом – неумолимо, непоколебимо, зримо. Он не вдруг стал таким, каким мы увидели его 1 октября. До такого крайне истощенного состояния его доводили долгие годы и… усилия. И врачи не могли не видеть этого. И, уверена, докладывали наверх. История назовет имя того, кто принимал решение продолжать многолетнюю пытку и физическое уничтожение Арона Атабека.
На каждый век, на каждое поколению выпадают свои герои и свои подлецы, свои великие люди или низкие душонки, свои моральные авторитеты и свои предатели… Гибели каждой значительной личности способствовали те, кто скрывал свои лица и имена. Мы знаем, кто предал и убил Шакарима – поэта и мыслителя. Мы знаем, кто уничтожал алашординцев, преследовал Е. Бекмаханова, И. Есенберлина.
Спустя десятилетия на якобы свободной қазақской земле так же уничтожают тех, кто сохраняет свободу духа и мысли.
Будут ли наказаны те люди, которые непосредственно исполняли преступный приговор? Прекратятся ли пытки на земле, где испокон веков не было даже тюрем? Или это позорное наследие тоталитаризма даже после смерти совка будет калечить судьбы людей, все новые поколения? Прекратят ли зажимать свободу слова на земле, где испокон веков правдивое слово ценилось на вес золота? Верность этому тоталитарному наследию позволила убить Арона Атабека. Если бы власть отказалась от тоталитарной практики, Арон Атабек был бы жив и свободен.
У Арона Атабека была предначертанная ему судьба. Он должен был писать книги, заниматься поэзией и философией. Но он не был кабинетным ученым, – он был воином, степным батыром с романтическим и убийственным в наше подлое время представлением о чести. Поэтому он не мог остаться в стороне, когда разрушали дома его народа. Он не мог молчать, поскольку уже тогда в 1990-2000-ые годы видел тот путь, по которому дельцы, торгаши, нувориши ведут страну. Видел то, что сегодня очевидно любому, способному мыслить.
Его убили. Пытками. От имени государства. И государство должно нести ответственность. Не надо ждать, пока людей начнут пытать массово, как это сделал Лукашенко, пока заработает страшный легализованный пыточный конвейер, как в РФ. Надо просить Запад о введении персональных санкций. Тем, кто совершает пытки и покрывает пытающих, членам их семей нечего делать в странах, где во главу угла поставлены права человека. Может, эти санкции спасут чьи-то жизни.
А Арон Атабек еще скажет свое слово…
Опубликовано на личной странице в Фейсбук