Житель Уральска из-за кредитного долга в 9 миллионов тенге лишился коттеджа стоимостью 60 миллионов (ВИДЕО)

«В прокуратуре знают, что в этом деле нарушен закон», — сказал владелец дома Ерлан Сахтанов. 

Его дом выставили на торги и продали в два раза дешевле. В аукционе, где по закону должны участвовать два человека, участвовал только один. А за одного из участников торгов супруга судисполнителя, который вел дело, внесла гарантийный взнос. В прокуратуре ЗКО знают, что в этом деле нарушен закон и участвовали аффилированные лица.

«Местные органы гасят шум на местном уровне, чтобы не узнали в столице, потому что после тех трагических событий президент дал указание пересмотреть все эти дела», — сказал Ерлан Сахтанов.

«Вам останется 50 миллионов тенге»

Предприниматель Ерлан Сахтанов взял кредит на сумму 52 миллиона тенге на развитие бизнеса в «Нур банке» пять лет назад. В 2018 году из общей суммы кредита у него остался долг в 10 миллионов тенге. В это время, чтобы рассчитаться с остатком кредита, Сахтанов выставил свой дом на продажу. Дом общей площадью 360 квадратных метров находится в элитном районе «Самал» на участке 10 соток.

— У меня был покупатель из Атырау. Он хотел купить мой дом и переехать в Уральск. У него внук болеет астмой, а здесь благоприятный климат: рядом с домом — речка, хорошая природа. Мы условно договорились с ним о цене в 85 миллионов тенге. Я ждал, пока он продаст свой дом в Атырау, — рассказал Ерлан Сахтанов.

Сахтанов ждал полгода, но покупатель из Атырау так и не смог продать свой дом. В это время началась пандемия, и банк передал кредитное дело Сахтанова частному судебному исполнителю Адилю Сюнтиеву.

— Через некоторое время он приходит ко мне и говорит, что мой дом выставляют на торги. «Вы не переживайте, оценочная стоимость — 62 миллиона. Из них 10 миллионов банк заберет, плюс за мои услуги, остальное Вам останется», — сказал мне Сюнтиев, и я дал согласие, — вспоминает Ерлан Сахтанов. – В то время у меня умер дядя, я занимался похоронами, не до этого было.

У Сахтанова после аукциона должно было остаться около 50 миллионов тенге.

По словам владельца дома, за день до торгов, 5 ноября 2020 года, ему пришло смс от судисполнителя о том, что уже на следующий день, 6 ноября, будет проведен аукцион. В переписке судисполнитель спросил, сможет ли он возместить 10 миллионов тенге.

— Как бы я за день возместил такую сумму? – недоумевает Сахтанов.

Он ответил, что не сможет.

Сейчас рыночная стоимость дома Сахтанова (на фото) в районе «Самал» составляет 75 миллионов тенге. 

«Купил в два раза дешевле»

Аукцион проводился 6 ноября 2020 года на сайте электронной торговой площадки. В торгах, чтобы они считались законными, должны участвовать не менее двух человек. (Запомните это условие). Принять участие в аукционе может любой человек, главное — заранее внести на свой счет сумму в 5% от заявленной стоимости выставленной на торги недвижимости. В случае с домом Сахтанова участникам нужно было внести чуть более 3-х миллионов тенге, так как начальная стоимость дома оценивалась в 60 миллионов 750 тысяч тенге. Торги проводятся в онлайн-режиме, их участие отслеживается по IP-адресам. Торги проводились по американской системе на понижение, то есть стоимость дома снижалась, и любой из участников мог нажать на кнопку, когда видел, что у него есть необходимая сумма, и она его устраивает. Есть еще одно немаловажное условие — если стоимость разыгрываемого на аукционе имущества снижается менее чем на 50 процентов, и никто из участников не нажимает кнопки, то торги считаются несостоявшимися. В аукционе, где на торги был выставлен дом Сахтанова, участвовали два человека: Асхат Кадырбаев и Жанна Кенесова. Стоимость дома понижалась, и никто из участников не нажимал на кнопки своих компьютеров, пока сумма дома не снизилась до 31 миллиона 590 тысяч тенге.

«При цене лота 31 590 000 тенге участник Кадырбаев подтвердил свое согласие на приобретение имущества по указанной цене, и стал обладателем дома, оценочная стоимость которого составляла 60 миллионов 750 тысяч тенге», — говорится в официальной бумаге. Получается, что участник Кадырбаев будто ждал, пока стоимость дома опустится максимально близко к отметке 50 процентов, и только тогда нажал на кнопку, и тем самым подтвердил, что покупает дом. Почему вторая участница Жанна Кенесова не использовала возможность купить коттедж в Самале за 30 миллионов тенге, станет известно позже, когда Сахтанов напишет заявление в полицию.

«Откуда у студентки 3 миллиона тенге?»

Не согласившись с тем, что его дом продали в два раза меньше оценочной стоимости, Ерлан Сахтанов подал иск в суд с требованием признать торги незаконными. Но судья Кенжибекова его доводов не приняла, и суд вынес решение, что торги прошли законно. Затем Сахтанов написал заявление в полицию на судисполнителя Сюнтиева. Полицейские начали расследование по статье 251 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями судебными исполнителями». В это время к делу подключились адвокаты Сахтанова — Нурлан Рахманов и Талгат Даулетов.

И здесь стала открываться интересная схема. Выяснилось, что за Асхата Кадырбаева внес гарантийный взнос неизвестный человек. Но больше внимание адвокатов привлекла вторая участница аукциона – 19-летняя студентка Жанна Кенесова. Это обстоятельство и удивило адвокатов: откуда у молодой девушки 3 миллиона тенге для гарантийного взноса? Оказалось, что Жанна Кенесова является родной сестренкой Лаулы Кенесовой, которая работает делопроизводителем у судисполнителя Адиля Сюнтиева. А деньги на ее гарантийный счет, чтобы она участвовала в аукционе, внесла супруга судисполнителя Сюнтиева. Когда адвокаты Сахтанова установили эти факты, они обратились в прокуратуру ЗКО и в Республиканскую палату судебных исполнителей.

Ответ из Республиканской палаты частных судебных исполнителей ошеломил адвокатов. В нем черным по белому написано, что Кенесова на заходила на сессию торгов со своего IP-адреса. То есть получается, что Кадырбаев выиграл аукцион незаконно, потому что не было соблюдено главное условие торгов — участие, как минимум, двух человек. Именно поэтому ему удалось дождаться, когда цена за дом опустится максимально низко — до 31 миллиона тенге. Но на эти обстоятельства не обратили внимания ни в областной апелляционной коллегии суда ЗКО, которая оставила решение суда первой инстанции без изменения, ни в Верховном суде, где жалоба Сахтанова оставлена без рассмотрения.

«Эти люди со мной не связаны»

Частный судисполнитель Адиль Сюнтиев, к которому мы обратились за комментарием, сказал, что он не видит в этой ситуации нарушения закона.

— Торги проводит электронно-торговая площадка, торги ко мне отношения не имеют. Мое дело — направить на аукцион, а кто там участвует, количество участников, как они туда попадают — это уже ко мне не относится. Есть сайт электронной торговой площадки. Любой гражданин, увидев объявление, может ознакомиться с инструкцией, она общедоступна, оплатить гарантийный взнос и принять участие. Гарантийный взнос составляет 5 процентов от стоимости имущества. Если зайти на сайт — там очень много имущества указано, — сказал Сюнтиев.

— Ваша помощница Кенесова участвовала в этом конкурсе, как к ней попала эта информация? – спросили мы у судисполнителя.

— Она увидела на сайте, она же тоже как физлицо может купить, это же не запрещено законом. Я ее туда не водил, на самом деле она хотела купить. Просто она не успела, может, цена не устроила, я не знаю, по каким причинам, — ответил Сюнтиев.

По словам Адиля Сюнтиева, он не распространял служебную информацию, так вся информация об имуществе, выставленном на торги, общедоступна для всех.

— Я возбудил производство в начале 2018 года. Сначала провел торги по реализации другого нежилого имущества. Там был земельный участок, я его оценил, ознакомил, провел аукцион. Он (Сахтанов – прим.автора) знал об этом. Со всеми бумагами я лично под роспись его ознакомил. После этого никакой реакции нет. Соответственно, я выхожу в суд с представлением на обращение взыскания этого жилого дома. Суд, рассмотрев все материалы, принял решение: «Да, выставляйте на аукцион». Я, соответственно, провел оценку этого жилого дома, лично опять же приехал к нему, под роспись ознакомил с оценкой, он ее принял. В течение десяти рабочих дней он должен был ее обжаловать, но он ее не обжаловал. После этого я еду, опять вручаю постановление о передаче на реализацию, что вот такого числа будет аукцион. Дополнительно направляю письмо о времени проведения аукциона. Соответственно, реакции нет, я выставляю на аукцион. Всё. А там уже как они проходили…, первый участник — Кадырбаев, второй участник — Кенесова. Я уже за это не отвечаю, я передал на аукцион. Там мог любой принять участие. Все это было предметом рассмотрения в суде, судились до апелляции, суд не нашел в моих действиях нарушения, — рассказал Сюнтиев.

— Но, так или иначе, эти люди связаны с Вами? – спросили мы судисполнителя Сюнтиева.

— Каким образом они со мной связаны? – ответил вопросом на вопрос судисполнитель.

Тогда мы рассказали об установленном факте, что супруга Сюнтиева внесла деньги за Жанну Кенесову, а она родная сестра его помощницы.

— Кенесова действительно хотела купить, но не успела нажать на кнопки. А второго я вообще не знаю (Сюнтиев имеет в виду Кадырбаева – прим.автора), — сказал Сюнтиев.

По его словам, он узнал о факте, что его супруга внесла гарантийный взнос за Кенесову, только во время судебных процессов.

— Мои помощники с моей супругой общаются. На тот момент Кенесова забыла удостоверение в поселке и попросила мою супругу внести за нее гарантийный взнос. Супруга внесла, это не запрещено законом, — ответил Сюнтиев.

На вопрос, понимает ли судисполнитель, что факты указывают, что информация об этом доме поступила его знакомым от него, он ответил: «Со стороны это, может, так и выглядит, но я вас уверяю, что человек (Кенесова – прим.автора) действительно хотел купить, просто он не успел нажать кнопку».

«Вернуть всё к первоначальному положению»

В этом деле ни суды, ни полиция не увидели ничего незаконного, несмотря на то, что в своем ответе на жалобу адвокатов Сахтанова прокурор ЗКО Жандос Умиралиев признает, что в этом деле есть существенные нарушения закона. Цитируем: «Органом досудебного расследования достоверно установлено, что при проведении торгов была существенно нарушена их процедура, участвовал только один претендент и аффилированные лица, однако наличие вступившего в законную силу решения суда о признании торгов состоявшимися лишают правовых оснований для дальнейшего осуществления уголовного преследования. Одновременно органом досудебного расследования в Министерство Юстиции и в Республиканскую палату частных судебных исполнителей внесено представление об устранении обстоятельств, способствующих нарушению законов Республики Казахстан, так как установленные факты служат бесспорным основанием гражданско-правовой ответственности частного судебного исполнителя, организовавшего торги с привлечением аффилированных лиц и внесение его супругой совместных средств для вступительных взносов, с постановкой вопроса о лишении лицензии, а также позволяют требовать отмены результатов торгов и приведения всех участников гражданского процесса к первоначальному положению».

В то время, пока адвокаты получают отписки, Асхат Кадырбаев, который, как признает прокуратура, являлся единственным участником торгов, обратился в суд о выселении Ерлана Сахтанова из его дома.

— Моя ситуация аналогична случаю в Алматы (Сахтанов имеет в виду трагедию, где Игорь Дужнов расстрелял 5 человек, в том числе и судисполнителя, которые пришли выселять его семью в сентябре 2021 года – прим.автора), где у человека имущество оценили в одну сумму, потом занизили и забрали. В этой ситуации у человека психологический стресс. У меня в данный момент — тоже, потому что я не вижу справедливости в наших законах. А местные органы гасят шум на местном уровне, чтобы не узнали в столице, потому что после тех трагических событий президент дал указание пересмотреть все эти дела, — сказал Ерлан Сахтанов.

Талгат УМАРОВ

Видео Еркебулана ГАПУОВА

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

четыре × четыре =

x
2023-03-28
Утром10.63 ℃
Днем11.2 ℃
Вечером9.97 ℃
Ночью8.68 ℃
Влажность86 %
ДавлениеhPa 1008
Скорость ветра6.97 м/с
2023-03-29
Утром3.88 ℃
Днем11.45 ℃
Вечером13.18 ℃
Ночью9.53 ℃
Влажность59 %
ДавлениеhPa 1013
Скорость ветра8.49 м/с