Многодетный отец-одиночка в Уральске нуждается в помощи государства (ВИДЕО)

Шесть лет Сержан Муханов один растит своих пятерых детей и ни на что не жалуется. Но и у этого стойкого и сильного мужчины бывают моменты отчаяния, когда он думает, как жить дальше. С горечью признает, что от местных властей поддержки в решении важных для многодетной семьи вопросов не находит.
– Часто слышу по телевизору: «Нужна поддержка многодетным матерям». Но нас, одиноких многодетных отцов, никто не видит. Нам государство не хочет оказывать помощь. Но ведь мы тоже люди, и нам нужна поддержка не меньше, чем матерям, – рассуждает Сержан Муханов, когда мы сидим с ним на его кухне, чистой и светлой, в доме в дачном обществе в районе Птицефабрики. – Мне хочется знать: какая помощь положена по закону многодетному отцу? Есть ли возможность детям из многодетной семьи получить жилье от государства? Мои дети растут, но я один не смогу приобрести им жилье. Многодетному отцу нет никаких льгот – в ЖКХ мне говорят: дом у вас есть, живите. В очередь мы ставим только тех, у кого совсем никакого жилья нет.
Скоро старшая дочка Сержана Ару получит диплом – в 2022 году она заканчивает педколледж. Будет воспитателем. Многодетный отец вспоминает, что, когда акимом области был Алтай Кульгинов, тот поддержал семью – помог девушке поступить в педколледж на грант. Сейчас он вновь в тревоге: куда устроится работать его дочка? Не останется ли среди невостребованных специалистов?
В этом году 11-й класс заканчивает средняя дочь Ауялым – активистка, умница, мастер спорта по армреслингу, гордость отца и всей семьи. Хотела бы поступить на спортфак ЗКГУ. И отец обеспокоен: сумеет ли он обеспечить девочке обучение в вузе?
В его голове роится множество вопросов: может ли государство помочь детям из многодетных семей с трудоустройством? Есть ли закон, чтобы им предоставляли гранты на учебу?

Сержан Муханов хотел попасть на прием к акиму области Гали Искалиеву, но его не записали. Он обращался с письмом к акиму города Абату Шыныбекову, чтобы тот разъяснил, на какие льготы может рассчитывать многодетный отец-одиночка. Но аким Шыныбеков от многодетного отца-одиночки отмахнулся — ему пришел ответ, что все разъяснения по поводу льгот дадут в отделе ЖКХ. Там Сержану формально ответили — его зарплата и пособие на детей плюс стипендия дочки вполне покрывают расходы семьи, и ни в какой помощи от государства они в итоге не нуждаются.
– Я ни у кого не спрашиваю ни денег, ни хлеба своим детям. Что зарабатываю, то и трачу на жизнь. Люди вокруг мне помогают: кто-то привозит продукты, кто-то — вещи. На Курбан-айт всегда люди мясо приносят. Все вокруг мне говорят: нужно держаться, не сломайся по дороге. Я и держусь. Хотел, чтобы мне государство хоть немного помогло в оплате комуслуг, но и в этом получил отказ. От такого отношения обидно становится, что везде многодетному отцу – только отказ.
«Детям нужна мать»
Еще одна обида, которая глубоко сидит в Сержане, связана с женой. Они прожили вместе 15 лет. И вдруг она ушла. Нашла другого мужчину. Стала жить своей жизнью. Тогда старшей девочке Мухановых Ару было 13 лет. Самой маленькой – Айгерим – всего 1,5 года.
– Меня бросила, не страшно. Что детей своих бросила, никак ее простить не могу, – откровенно говорит многодетный отец. – Я говорил ей: «Зачем уходишь от пятерых детей? Как они будут без тебя?». Но она ничего не хотела слушать. Когда был суд, я нанял адвоката, чтобы он помог мне оставить детей себе. Но на суде они сами сказали судье, что хотят жить с папой. А жена даже не возражала. Это же женщина-кукушка, ей дети не нужны.

Он вспоминает, что в Уральск из поселка Булдурты Сырымского района они переехали в 2015 году. Отец помог ему купить землю в дачном обществе, построить дом. Ровно через год – в 2016 году — Сержан в одночасье стал многодетным отцом-одиночкой.
– Детям без матери трудно. Я по их глазам вижу. Но что я сделаю, если она сама не хочет растить своих детей. Видимо, испугалась трудностей. Растить пятерых детей тяжело. Лучше жить без обязательств, – рассуждает мужчина.
Он вспоминает, что супруга спустя полгода вольной жизни вернулась в семью. Но, прожив со своими детьми всего три дня, снова ушла. Сейчас в доме Мухановых мама не появляется. И детям не звонит. Единственная весточка от нее – алименты 15 тысяч тенге, которые она платит не всегда исправно.
Глава семейства рассказывает, что пытался наладить личную жизнь. Откровенно говорит, что встречал нескольких хороших женщин, приветливых и добрых. Но ни одна из них не согласилась войти хозяйкой в его дом. Стать мамой для пятерых детей оказалась не готова ни одна из них.
– Растить детей одному очень тяжело. Раньше постоянно думал: за что Аллах дал мне такую долю? А потом понял, что ничего не могу изменить, и стал спокойно их растить. Дети меня любят. И я их всех люблю. Постоянно беспокоюсь: чтобы каждый был сыт, чтобы все были одеты, чтобы учебу не пропускали, не болели.

«Продукты в долг никогда не беру»
Поначалу Сержану с детьми помогала его родная сестра — специально приехала пожить к брату из Самары. Учила девчат готовить кушать, раскатывать тесто на бешбармак, печь хлеб и баурсаки, лепить манты.
А потом он взялся хозяйствовать в своем доме сам – быть детям и за маму, и за папу.
– Дочки сейчас сами готовят, хлеб пекут. Они поначалу только макароны с мясом готовили. Я сам научил их картошку с мясом варить, плов. В интернете они посмотрели, как окорочка запекать. В выходной мы стараемся бешбармак готовить, обязательно намаз читаем. Я всегда прошу у Аллаха дать здоровья детям и мне самому, чтобы я сумел их поднять, – рассказывает мужчина.
Сейчас Сержан работает охранником. Зарабатывает в месяц чуть больше 60 тысяч тенге. Еще 63 тысячи он получает на своих 4 детей. Старшая дочка получает стипендию. Но на ее деньги отец не претендует, понимает — она девушка, у нее есть потребности, ей личные деньги тоже нужны.
Летом он подрабатывает — калымит, что возможно — копает соседям огороды, помогает по строительству.
Я прошу многодетного отца рассказать, как он распределяет свой скромный бюджет.
Он объясняет, что, прежде всего, 15-го числа каждого месяца платит за комуслуги – долгов по ним у него нет. Тяжелее всего приходится зимой — электричество обходится семейству в 9 тысяч в месяц, газ – в 14- 15 тысяч тенге.
Вместе со старшими дочерьми Сержан решает, какие продукты нужно приобрести — картофель-морковь, муку, сахар, подсолнечное масло, макароны, рис.
Мужчина отмечает, что старается покупать детям яблоки. Бананы берет крайне редко, потому что это уже дорого.
Девочки сами научились печь хлеб, булочки. чтобы экономить на покупке хлеба и выпечки.
– Совет всегда спрашиваю у дочек, что нужно докупить из продуктов.
За продуктами Сержан старается ездить сам – покупает их оптом на центральном рынке.
С зарплаты отец семейства обязательно балует детей – покупает им мороженое, кока-колу.
На чем экономит Сержан?
– Экономить всегда приходится, потому что я знаю — никто мне не даст денег, если моей зарплаты и пособия на месяц не хватит. Конечно, дети хотели бы есть сладости вволю. Но конфеты им я покупать не могу. Только сахар, печенье, пряники. Я в долг продукты никогда не беру. Они любят йогурт. Но его я редко покупаю. Стараюсь брать натуральный айран – но тоже не каждый день.
Сержан рассказывает, что его старшие девчата рано повзрослели. Они сами решают — кому из детей какие вещи нужно купить.
Многодетный отец вспоминает, что в 2018 году, когда впервые о его семье заговорили в СМИ, люди купили его детям много одежды, обуви. Это была огромная поддержка.
Потихоньку Сержан научился выкраивать из своей зарплаты деньги, чтобы самому приобретать детям нужные вещи. Троим старшим детям Сержан смог купить сотовые телефоны, ноутбук, компьютер. Говорит, что откладывает понемногу деньги, собирает калымные по нескольку месяцев.
Людмила КАЛАШНИКОВА
Фото и видео Еркебулана ГАПУОВА