Семья погибшей в лифте женщины намерена добиваться пересмотра вины работодателя в ее смерти

Дочери лифтера Областного перинатального центра Эльмиры Жуматовой (на фото) уверены – стопроцентную ответственность за гибель их мамы должна нести директор центра, которая имела на руках экспертное заключение, где черным по белому написано: с июля 2014 года запрещена эксплуатация лифта №2 в здании областного роддома (где и погибла женщина), но при этом подъемник все равно продолжали эксплуатировать.
Напомним, 31 декабря 2021 года в перинатальном центре Уральска произошла трагедия – женщину-лифтера затянуло в щель между кабиной и шахтой лифта.
У погибшей Эльмиры Жуматовой остались трое детей – две взрослые дочери, у которых есть уже свои семьи и дети, и сын-студент. Ее близкие говорят, что женщина была очень светлым и добрым человеком, умела радоваться жизни, ни на кого не обижалась. Даже если ее обидели, она долго не помнила обиды на человека.
«Не верим, что она больше не позвонит»
– Для семьи это огромный шок, самая тяжелая утрата, – откровенно делится дочь погибшей Айнура Жуматова, и слезы градом льются из ее глаз. – Только летом мы справляли мамин юбилей — 50 лет. Она такая радостная была, много танцевала. Мы смотрим видео с праздника, как мама задувает свечи на торте, и плачем. Мой старший сын, ему 10 лет, у нее на руках вырос. Я студенткой была, когда он родился. Всегда и везде – с ажекой ходил. Он спрашивает сейчас: «Мама, а почему аже не спаслась?». Дети не верят, что бабушки больше нет. Хотят к ней в гости. Мы и сами в это не верим. По ночам с сестрой спать не можем. Все время ждем, что она позвонит. У меня в ватсапе ее аудиозвонки хранятся. Я слушаю ее голос, когда мне совсем плохо.
Айнура вспоминает, что в последний раз все родственники видели Эльмиру Жуматову 26 декабря 2021 года – за 5 дней до ее гибели. В тот день они все вместе отмечали 75-летний юбилей бабушки – мамы Эльмиры. Родные запомнили Эльмиру в этот вечер веселой, полной жизни. Она улыбалась, шутила, танцевала вместе со своей мамой. Уже во время похорон они делились друг с другом, что для каждого в тот юбилейный вечер Эльмира нашла время подойти, обнять, отдать салем, расспросить про дела, здоровье. Как будто заранее попрощалась со всеми, кто ей близок.
Сейчас не может прийти в себя от горя бабушка, у нее постоянно поднимается давление. Не находит себе места и сын Эльмиры Жуматовой. Парню всего 19 лет. Он учится платно в одном из уральских вузов по специальности «Инженер техники безопасности».
– Папа с братишкой даже кушать готовить не умеют. Они привыкли, что во всем о них заботилась мама. Сейчас, когда папа по работе уехал на вахту, мы забрали братишку к себе, – объясняет дочь погибшей. – Ему нужна мамина поддержка. Он еще с подросткового возраста не вышел. Мне очень тяжело смотреть на него. Я вижу, что ему плохо, мамы не хватает.
«На 100% в гибели мамы виновна директор центра»
Сейчас семья Эльмиры Жуматовой добивается, чтобы по факту ее гибели было проведено объективное расследование и наказаны виновные.
Буквально недавно Управление инспекции труда по ЗКО завершило свое расследование и предоставило родственникам свое заключение: в трагедии на 90% виноват работодатель, и на 10% – сама погибшая лифтер Жуматова. Дочери считают, что выводы комиссии неверны, и намерены добиваться их пересмотра через суд.
В увесистой папке расследования, которое им передали из инспекции труда, есть один очень важный документ, который, по мнению адвоката Жуматовых, прямо указывает на то, что именно халатное отношение к лифтовому хозяйству директора центра привело к гибели лифтера.
Этот документ – экспертное заключение по лифту №2, где погибла их мама. В заключении техника-эксперта ТОО «SNK GazТехСервис» А. Айталиева, датированного 25.07.2014 годом, написано: «По выводам нарушений, выявленных в ходе проведенного обследования, дальнейшая эксплуатация лифта, расположенного по адресу: ул. Ахмирова, д. 4, не допускается». Получается, что лифт, который еще 7 лет назад был признан не годным к работе, в роддоме перинатального центра продолжали использовать.
– Мы не согласны с выводами трудовой инспекции. Да, мама работала лифтером. Но она не нарушала технику безопасности. Инспектор, который вел расследование, в самом начале своей работы по делу сказал моей сестре, что ему изначально понятно – в деле 100% есть вина работодателя. Лифт был списан в 2014 году. И дальше уже нечего смотреть. А теперь он нарисовал, что 10% вины в гибели мамы – это ее собственная вина, – объясняет Айнура Жуматова. – Мы спросили в инспекции: «Где доказательства вины мамы?». Есть только предположения, что она виновата – только и всего. Мы считаем, что в ее смерти 100 процентов виновата директор перинатального центра, которая знала, что лифты уже списаны и их нужно заменить, но ничего для этого не предпринимала.
Девушка рассказывает, что, когда в начале января 2022 года новость о гибели лифтера в шахте лифта перинатального центра появилась в новостной ленте Инстаграма, десятки женщин-рожениц оставили там свои комментарии, что сами попадали в опасные ситуации – застревали в лифте роддома этого центра, в кабинете неожиданно гас свет или же двери лифта просто не раздвигались, и их открывали при помощи железного лома.
– Ежедневно директор центра рисковала не только маминой жизнью, но и жизнями сотен женщин, кто лежал в роддоме, спускался в этом лифте на флюорографию. Медсестры, технички, повара ежедневно пользовались этим лифтом, который специалисты рекомендовали 7 лет назад не допускать к работе. И первому руководителю не было до этого дела, – с возмущением говорит дочь Эльмиры Жуматовой.
Девушка недоумевает, почему в расследовании трудовой инспекции есть объяснительные завхоза, электрика, очевидцев трагической гибели ее мамы, но нет объяснительной от директора Центра. Они с сестрой спрашивали об этом специалистов трудовой инспекции. Но те не смогли им объяснить этот факт.
– Когда мы хоронили маму, директор перинатального центра была на поминальном обеде. Но она ни к папе, ни к нам не подходила, не извинялась. Она думает, что ни в чем не виновата. Но мы знаем, что это не так. И будем добиваться через суд, чтобы заключение комиссии пересмотрели. Чтобы на 100 процентов была признана вина работодателя, и директора уволили с работы, – заключает дочь погибшей.
«Она знала все азы работы лифтов»
Государственный инспектор Управления инспекции труда ЗКО Казбек Жумагереев сообщил «УН», что расследование по факту гибели Эльмиры Жуматовой длилось больше месяца.
Помимо госинспектора труда, в состав расследовательской комиссии вошли по одному представителю от работодателя и трудового коллектива перинатального центра.
Так как несчастный случай был связан с эксплуатацией лифтового оборудования, в состав комиссии был привлечен специалист отдела ЖКХ Уральска. В свою очередь, Абайский отдел полиции предоставил комиссии заключение судебно-медицинской экспертизы.
По окончании расследования комиссионно было установлено, что вина работодателя в этом случае составляет 90%, вина самого работника – 10%.
– У родственников возник к нам вопрос: почему виноватой в трагедии на 10% мы признали саму Эльмиру Жуматову? Сейчас семья женщины в шоковом состоянии, и не хочет воспринимать объективную реальность. Но, согласно документам, в сентябре 2014 года Эльмира Жуматова была принята в перинатальный центр лифтером. За 7 лет работы она должна была уже знать все азы работы лифтового оборудования. Она прошла обучение по безопасности охраны труда, у нее на руках был допуск к работе с лифтовым оборудованием. Лифтер была ознакомлена со всеми инструкциями по безопасности охраны труда и по обслуживанию лифтового оборудования, везде стоят ее подписи. Если бы на месте этой женщины была санитарка или медсестра, то вина работодателя была бы 100%. А этот человек был лифтером и сам нес ответственность за безопасную работу лифтов. По должностным обязанностям, она должна была знать технику безопасности при работе с лифтами, – пояснил «УН» Казбек Жумагереев. – Мы сразу предупредили родственников погибшей, что, если они не согласны с выводами комиссии, то могут обжаловать их в суде.
Людмила КАЛАШНИКОВА