«Ты постепенно привыкаешь к войне — и это страшно» — уроженка ЗКО из Киева
Жительница Киева Назгуль ШУКАЕВА рассказала нам, как переживает войну на территории Украины.

25 февраля ее ждали в Уральске с концертом. Назгуль — певица. В конце 90-х она уехала из родного Уральска учиться в Москву в Гнесинское училище. Сейчас она известная исполнительница, гастролирует в странах Европы. В Уральске ее ждали не только мы, зрители, но и ее родные. Но в аэропорту в Киеве ее не пустили в самолет из-за отсутствия справки ПЦР. Плача, она вернулась домой поздно ночью. А через полчаса услышала грохот взрывов обстрела российскими ракетами…
— Я выехала в аэропорт с 23 на 24 февраля, чтобы лететь на концерт в Уральск. По приезде в аэропорт «Борисполь» выяснилось, что мне нужна казахстанская вакцина, которой у меня нет, и об этом мне никто и не говорил. У меня были документы о прохождении вакцинации международного стандарта. И я всё время летала с ними. В общем, меня отправили домой. Предложили сдать билеты. Я понимаю, что на концерт в Уральск не попадаю. В расстроенном состоянии вернулась домой. Переоделась и пошла в беседку во дворе своего дома и по телефону стала разговаривать с подругой из Бразилии. В этот момент со стороны аэропорта «Борисполь», откуда я только что приехала, начались взрывы. У меня на голове волосы зашевелились… Я сразу подумала о своих детях. Если бы я улетела и они остались бы с няней, я себе этого не простила бы.
Первый день войны прошел в полном оцепенении и непринятии происходящего вокруг меня. Звучали сирены, их звук накладывался один на другой, и это все было похоже на музыку в стиле современный модерн. Мозг мой не принимал того, что происходит. В голове всё время был вопрос: «Да какая война может быть в современном цивилизованном мире?». Сутки я находилась в таком состоянии.
На второй день я стала осознавать реалии происходящего.
Продолжали грохотать взрывы, снаряды летели со всех сторон. Мы стали думать, где укрываться на случай, если взрывы начнутся рядом с нами. В нашем доме нет подвала, но он есть у соседей.
Я перестала спать ночами. Я дежурю во дворе своего дома. В ночь вторых суток войны я снова вышла на улицу, во двор своего дома, и тут правее от меня над моей головой взрывается самолёт. Его сбил беспилотник. Обломки самолета упали меньше чем в двух километрах от моего дома. Несколько минут я стояла, не двигаясь, в полном оцепенении. Потом побежала в дом, и мы с няней стали будить детей, чтобы увести их в безопасное место.
Сейчас мне необходимо очень сконцентрироваться, отставить эмоции и быть с «холодной» головой, можно сказать, с ледяной. У меня нет ненависти в сердце, да и хорошо, сейчас не нужны эмоции.
Мы живем в частном секторе в самом Киеве, наш район считается сравнительно безопасным, тут и сад, и лес, район очень тихий и спокойный. Я общаюсь с подругами, друзьями — и лично, и по телефону. Мы поддерживаем друг друга, и вообще я заметила, что все люди одухотворены своей правдой. Мне напомнило это дни Майдана, когда люди сутками стояли на площади и вот также были одухотворены, поддерживая друг друга. Дух Киева, он очень патриотичный. Да, есть ненависть и злость к Путину, люди считают, что, ладно, ему плевать на народ Украины, так ему и на свой народ наплевать. Все в России думают, что здесь хиханьки и хаханьки, и их солдаты едут спокойно по территории Украины. А тут внутри страны каждый готов защищать свою родину. Здесь не шутки, тут реально «мочат». Гибнут люди, молодые ребята, их уже сотни.
Вы знаете, у меня здесь ни разу не возникло чувства, что я в другой стране. Для меня Казахстан и Украина – это мой дом. У меня есть предложения от стран Евросоюза уехать из Украины, я даже уже чемоданы собирала. А теперь я точно знаю, что никуда не уеду. Я не смогу.
Здесь душевные, добрые люди, и когда я слышу про каких-то нацистов, я просто в недоумении — какие нацисты?! Вы о чём?!
На третий и четвертый день войны у меня началась адаптация к происходящему. Это выглядит так: в перерывах между атаками города ракетами ты уже готовишь какие-то любимые блюда своей семьи. Так получилось, что запас продуктов оказался у меня приличным, потому что я собиралась выезжать в Казахстан на концерт. В Киеве сейчас с продуктами в магазинах совсем плохо. В них пускают немного людей, да и продукты остались те, которые меньше нужны, в основном, сладкое. Вода есть. Всё работает бесперебойно, свет, интернет, несмотря на то, что на противоположной стороне Киева идут очень сильные бои и там очень много мирных пострадавших. Среди них есть дети. Мы не включаем по ночам свет — есть опасность, что увидят российские летчики и пустят снаряды. Люди ночуют в подвалах и метро, образуют коммуны и не теряют дух. Здесь никто не говорит, что «всё будет замечательно, всё будет хорошо». Все говорят — «мы до конца…».
И я не знаю, что будет завтра, никто не знает, что нам уготовано, но знаю точно, что я тоже до конца.

Мой сын пошел добровольцем защищать родину. Я молюсь о нём. Сейчас все люди сосредоточены на том, чтобы всё это остановилось, все молятся за мир. Я постоянно в молитве, очень надеюсь и верю, что это всё закончится скоро, этот ад, который мы все сейчас проходим.
Ты понимаешь, что привыкаешь к войне, это очень страшно. Вот одна ракета пролетела, вон другая, тут взрыв, о, вот и там взрыв! Это чудовищно, но ты привыкаешь.
Я стараюсь не сидеть в новостях, обращаю внимание лишь на то, что мне рассказывает сын. Ужасно, что много погибает молодых людей и с той, и с другой стороны.
Я считаю, что это война не только Украины, это война всего мира. Война двух миров — старого и нового мира, и от ее исхода будет зависеть наше дальнейшее будущее. У людей случаются психические атаки, приступы агрессии, но они берут себя в руки и продолжают жить. Я стараюсь оставаться с холодным разумом. По натуре я очень сильный человек. Я сталкивалась в своей жизни со смертью, и стараюсь думать о том, что происходит здесь и сейчас, потому что моя поддержка нужна людям рядом со мной.
Наши бойцы тоже «до конца», потому что за нами правда. Вы представляете, что такое противостоять российским войскам, у которых безупречная армия и многие годы муштры и опыта?! И при этом наши умудряются как-то отстаивать свои границы. Но очень много уходит душ… Но одно точно — люди здесь очень сильны духом, все сплоченные и с настроем «до конца».
Я хочу сказать огромное спасибо жителям Казахстана, что отказались поддерживать эту войну.
Я разговаривала со многими людьми, и думаю, что об этом тоже очень важно сказать. Когда мы просыпаемся утром, если удается поспать, то первое, что мы все говорим, это «Живы… Ура».
Записала Мария ДРАЧЕВА