Жители села Шалгын Каратобинского района ЗКО ждут помощи от властей в строительстве новых домов
После паводка 23 дома в селе Шалгын настолько сильно разрушены водой, что абсолютно непригодны для жилья. Люди в селе подавлены – в одночасье многие из них лишились крыши над головой, имущества и скота – всего, что наживали годами. Сейчас они ютятся в домах у своих соседей – живут вместе по 2-3 семьи. И ждут, что местные власти помогут им построить новые дома и школу для их детей, которую также разрушил паводок.

Сейчас о большой воде в Шалгыне напоминают только несколько глубоких рвов – следы, которые оставила после себя талая вода, пришедшая в село из степи. Во всем поселке практически сухо, земля едва влажная. Даже не верится, что всего 10 дней назад вода стояла в домах здесь на высоте почти 1 метра.

Все сельчане в один голос говорят, что за последние 30-40 лет ни разу не помнят такого, чтобы их село топило.
Аксакалы вспоминают, что вода заходила в их дома в далеком 1956 году, когда во время паводка вышла из берегов местная речка Шиели.
Откуда пришла вода в этот раз, люди сами не понимают. Местное озеро близ поселка так и осталось маловодным – талые воды его не наполнили.
Они рассказывают, что в 8 километрах от села есть родник – Акшат. С той стороны и начался потоп.
Первой удар на себя приняла Шалгынская основная школа. Здание подтопило 28 марта. Пристрой к школе из самана 2007 года постройки рухнул в первый же день. Самое старое здание школы – оно выстроено в 1988 году – устояло. Но 29 марта и в нем начали рушиться саманные перегородки и обваливаться стены.





К вечеру 29 марта, казалось, вода спала. Но уже 30 марта новый поток талых вод хлынул теперь уже на улицы села в нижней его части, затопил дома, хозпостройки, разрушил напрочь печи, выложенные во дворах.
31 марта вода еще стояла, а к 1 апреля вся как будто испарилась.
Гуманитарная помощь идет, дети возобновили учебу
С 6 апреля местная школа возобновила свою работу – перебазировалась в здание местного ДК – педколлектив приспособил под учебные классы пять помещений ДК. И с 6 апреля дети – всего 37 учеников – учатся здесь в две смены.
Людям в первых числах апреля привезли гуманитарный груз – продукты питания – муку, картофель, чай, масло из Уральска – его для них собрали уральские бизнесмены и партийцы.
Областное управление образования передало детям в Шалгын канцтовары, учебники.
Педколлектив соседней Коскольской школы собрал деньги и купил детям из Шалгынской школы обувь, школьную одежду, спортивные костюмы – все вещи лично привезла в школу директор Коскольской средней образовательной школы Забира Кодарова.

В этот день в Шалгын приехали волонтеры из Уральска с грузом помощи для сельчан.
– Мы купили для людей лекарства, бытовую химию, вещи, обувь для детей и взрослых, канцтовары, – объясняет волонтер, участник клуба предпринимателей «Фокс форум» Ерик Наурызгалиев. – Мы решили в месяц Рамазан поддержать наших земляков, чьи дома затопило во время паводка. Собрали деньги и купили то, что необходимо людям по списку, который нам предоставили в областном филиале партии «AMANAT».
Руководитель Каратобинского районного отдела образования Берикжан Гарапшиев поясняет, что капитальному ремонту здание Шалгынской школы не подлежит. До конца учебного года дети будут учиться в здании местного ДК. А в новом учебном году акимат области обещает построить для них новое здание школы.
– Мы планировали сделать капитальный ремонт школы. Провели в прошлом году техобследование. Но нам дали заключение, что здание не подлежит капремонту, – говорит Берикжан Гарапшиев. – Сейчас акимат области намерен начать строительство новой школы и сдать ее к началу 2022-2023 учебного года.
По его словам, 30 марта, когда в селе началось подтопление, всех женщин и детей эвакуировали в соседнее село Косколь (находится в 21-м километре от Шалгына). Их разместили в интернате местной школы.
– Люди не хотят уезжать из Шалгына, они хотят, чтобы власти помогли им восстановить дома, построить новую школу. Здесь обязательно должна быть своя школа на 50-60 мест, с библиотекой, спортзалом, столовой. Люди в Шалгыне не хотят, чтобы их дети уезжали учиться в интернат, в школу в Косколе. Родителям важно, чтобы дети ходили в школу здесь, в родном селе, – объясняет глава Каратобинского райотдела образования.
«Больно терять то, что наживал годами»
Завуч местной школы Айгуль Амамбетова объясняет, что всего в их селе проживают 190 человек. В Шалгыне — 45 домов, в 36 из них — жили семьи. Вода подтопила 29 из них. Сейчас практически разрушены и не подлежат ремонту 26 из этих подтопленных домов. Все вещи, мебель, продукты в этих домах непригодны для использования – их испортила вода.
Исполняющий обязанности директора Шалгынской основной школы Мурат Кулбатыров в данной ситуации является дважды пострадавшим. Талые воды не только разрушили здание школы, которой он руководил, но и смыли дом и хозпостройки, уничтожили 15 голов овец в его хозяйстве.

Мурат Ануарбекович родом из Шалгына. В местной школе директором работал еще его отец. Сам мужчина начинал здесь работать учителем физкультуры, 12 лет занимал должность заместителя директора. И всего три месяца назад его назначили и.о. директора школы. Его супруга работает в сельской школе учителем биологии. В их семье – четверо детей, младшему из которых всего 3 годика.
Вместе с делегацией из Уральска Мурат Колбатыров побывал на месте, которое когда-то было его домом. Саманные стены внутри дома обрушились, снаружи осталась стоять лишь кирпичная кладка, полностью размыло талыми водами веранду, хозпостройки. Он вспоминает, что 30 марта вечером, когда вода уже зашла во дворы, они спешно начали собирать документы и детей — у Колбатыровых двое сыновей — 3 и 14 лет. Две старших дочери — уже студентки, учатся в Алматы.
Когда они выбрались из своего дома, воды на улице было по колено взрослым мужчинам.
Мурат рассказывает, что в панике они не успели даже выгнать овец из сарая, чтобы перегнать их на площадку повыше и спасти. Все 15 животных погибли – утонули в талых водах и под обломками крыши, которая рухнула на них во время потопа.
Вода стояла в домах два дня – и от сырости саманные стены в домах и сараях просто сложились в кучи глины.

Сейчас хозяева вытащили из дома размокшую мебель и одежду, но все это абсолютно негодное. На возвышенности за школой есть заброшенный дом без окон и дверей. Сейчас семья сельского директора школы перебралась туда, делают своими силами там ремонт.
Когда 28 марта подтопило школу, Колбатыров сообщил об этому акиму сельского округа, в акимат района, области и ДЧС ЗКО. Своими силами люди пытались строить дамбу из песка на пути воды из степи. Но противостоять природной стихии они не смогли.
– В первую очередь, нам нужно построить школу и дома тем людям, кто остался без крыши над головой, – говорит Мурат Колбатыров. – В своем доме мы прожили 30 лет, сами строили его, растили в нем детей. Остаться бездомным, с детьми на руках — очень страшно. В тот день, когда я увидел, что от нашего дома остались руины, не мог сдержаться, заплакал, хотя я и взрослый мужчина. Больно терять то, что ты наживаешь годами.
«Помогите нам построить дома»
Соседка Колбатыровых Алтын Рамазанова — многодетная мама. С мужем они растят пятерых детей-школьников. Еще двое их взрослых детей уже живут отдельно.

На ее участке картина та же, что и у соседей – саманные пристройки полностью лежат на земле под обломками шифера — сложились, как карточные домики. В доме разрушены все перегородки из самана. Полностью талая вода разметала по сельскому дому печку, и везде по полу высятся черные кучи глины. Дышать в доме невозможно — к запаху мокрой глины примешан стойкий запах сажи.
Женщина рассказывает, что во время паводка они успели забрать из дома только личные документы. Телевизор, холодильник и остальная мебель – все отсырело и испортилось. Сейчас семья переехала к соседям выше по улице. Жизнь продолжается, муж Алтын ходит на работу, а дети – в школу.
— Акимат делает все, что в их силах – помогли переселиться, выделили одежду, постель, оказывают продуктовую помощь, — рассказывает многодетная мама.
Приехавшему в этот день в Шалгын депутату мажилиса Малику Кульшару Алтын Рамазанова объясняет, что у нее нет документов на дом, где они жили с детьми. И сейчас семья надеется только на то, что власти помогут им сделать эти документы и дадут возможность получить новый дом.

– Насчет скота я ничего не прошу. У нас погибли овцы. Но пусть это будет садака. Нам ничего не нужно, лишь бы дом построили, – в растерянности произносит женщина, и в глазах ее стоят слезы.
Уже на улице к приезжим из области начинают один за другим подходить сельчане.
Люди говорят практически одно и то же — сельчанам очень нужны жилье и школа. Сейчас часть семей, чьи дома затопило, перебрались в несколько заброшенных домов, где никто не жил. Часть семей приютили у себя их соседи – по другим улицам, на возвышенности поселка, куда вода не добралась. В одном доме сейчас вместе живут по 2-3 семьи, по 12-13 человек.
– Мы очень надеемся, что власти нам помогут и до осени построят дома, чтобы люди могли нормально жить в собственнных домах, а не ютиться у соседей, – высказывается житель Шалгына Мухан Бисенгалиев.
Акимат области возьмет на себя восстановление домов и школы
Мажилисмен Малик Кульшар объясняет сельчанам, что он совместно с коллегой по депутатскому корпусу Снежанной Имашевой прибыли в регион, чтобы своими глазами увидеть масштабы разрушений талыми водами сёл в Каратобинском и Жанибекском районах.
– Сейчас, во время встречи с жителями села Шалгын, мы поняли для себя, что уезжать из родного села люди не хотят. В этом населенном пункте есть вода, свет, газ. Сейчас в поселке работает областная комиссия по оценке ущерба, масштабам разрушений жилья. Если комиссия придет к выводам, что в подтопленных домах жить невозможно, то из областного бюджета будут выделены средства из резерва ЧС, предусмотренные на ликвидацию последствий паводка, на строительство новых домов сельчанам. Мы, в свою очередь, будем отслеживать ситуацию на уровне областного акимата. Если в бюджете области на строительство домов и школы средств будет недостаточно, будем поднимать вопрос в парламенте о выделении дополнительных средств из республиканского бюджета, – заявляет Малик Кульшар.
Начальник отдела ПТО Управления строительства ЗКО Ерлан Кажиев отмечает, что с 1 апреля в Каратобинском районе объявлен режим ЧС. Была создана специальная комиссия по оценке ущерба, нанесенного паводком всем строениям в селе Шалгын. Сейчас в селе работают аттестованные специалисты ТОО «Курылыс Консалтинг» – оценивают ущерб, делают заключения, насколько пригодны подтопленные дома для жилья, возможен ли их капитальный ремонт. В ближайшие дни все результаты своих обследований они оформят документально. Но уже, по предварительным данным, ясно, что 23 дома после потопа для жилья непригодны. Их нужно сносить, и строить взамен новые.
– Строительство домов начнется в ускоренном режиме, без объявления тендеров на строительство, путем выделения средств из резерва ЧС акимата области. Управление строительства будет курировать строительство, участвовать в выборе подрядчиков. В наших планах – построить новое жилье для шалгынцев уже в этом году, – рассказывает Ерлан Кажиев.
По словам представителя Управления строительства, Шалгынская основная школа несколько лет назад была признана аварийной. И в планах акимата области было – построить в селе новую школу в 2023 году. Типовой проект на 60 ученических мест с разработанной ПСД в управлении строительства имеется.
Сейчас планы поменялись – по линии ЧС новую школу в Шалгыне будут строить в 2022 году. Как только установится погода — строительство закипит. Строить школу будут не на старом месте. Геодезисты под руководством акима Каратобинского района выберут для нового здания место повыше, чтобы его не подтопило талыми водами в будущем.
Отметим, что сейчас подобная оценка ущерба имуществу сельчан во время паводка проходит и в селе Жаксыбай Жанибекского района. Там талые воды подтопили 97 домов. В планах акимата области – помочь сельчанам в восстановлении и строительстве новых домов и для жителей Жаксыбая.
Людмила КАЛАШНИКОВА