Больше половины пассажиров автобусов в Уральске продолжают платить за проезд наличными деньгами
С сентября прошлого года в Уральске на городских маршрутах, наряду с оплатой наличными деньгами, действует электронная система оплаты. Но акимату города не удалось сделать полностью прозрачным денежный оборот автотранспортных предприятий-перевозчиков. Большинство перевозчиков платит наличными, а дифференцированная плата за проезд для мотивирования электронного билетирования до сих пор не введена.
Электронное билетирование на городских маршрутах местные власти внедрили в июле прошлого года. С тех пор и до сегодняшнего дня наличными за проезд продолжают платить 7 834 413 пассажиров, а безналичный расчёт производят 3 985 495 пассажиров автобусов.
Напомним, что систему электронного билетирования вводили с целью вывести из теневого оборота денежные средства перевозчиков, тем самым увеличить их доход за счёт перехода на транспортные карты оплаты проезда и сделать прозрачными их налоговые отчисления в бюджет.
Асхат КУЛЬБАЕВ, заместитель акима города, озвучивал тогда, что местные власти ожидают от новшества только положительный эффект.
«Такая система позволит контролировать пассажиропоток и сделает прозрачными доходы предприятий пассажирских перевозок», — говорил Асхат Кульбаев.
Для работы электронного билетирования необходимо было утвердить дифференцированный тариф на оплату проезда в автобусах. Тариф должен был разделять способы оплаты проезда, к тому же мотивировать пассажиров на безналичную оплату проезда через электронную систему приема платежей.
В итоге при расчете за проезд наличными стоимость проезда для взрослых было предложено установить в размере 150 тенге, а для детей — 70 тенге. В электронном варианте устанавливался действующий тариф — 80 тенге для взрослых и 40 тенге — для детей.
В октябре прошлого года акимат города направил в Министерство юстиции проект постановления о дифференцированном тарифе. В акимате почти три месяца занимались вопросами введения дифференцированного тарифа, но в Министерстве юстиции в регистрации тарифа им отказали по причине того, что дифференцированный тариф не может быть выше установленного тарифа в 80 тенге. Об этом в акимате города сообщили в конце декабря прошлого года. Тогда же сообщили и о том, что будут готовить новый проект по тарифу и снова отправлять на рассмотрение.
На сегодняшний день дифференцированный тариф не утверждён.
Асхат Кульбаев прокомментировал эту ситуацию.
— Пока тариф не утверждён, но мы усиленно работаем в этом направлении. Дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте однозначно будет введён, — заверил Асхат Кульбаев.
К слову, перевозчики тоже считают, что стоимость проезда в общественном транспорте, которая долгие годы остается неизменной, нужно повышать. Перевозчики считают, что таким образом они могли бы улучшить финансовое состояние своих предприятий.
Впрочем, перевозчиков беспокоит не только это. Субсидии им не выплачивают, стоимость проезда не утверждают, а у них растут долги по кредитам за новые автобусы.
Марат АБДРАХМАНОВ, генеральный директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк, сообщил, что пять лет назад они подавали заявку на утверждение тарифа в размере 165 тенге, но тогда утвердили тариф в размере 80 тенге.
— Пять лет цена на проезд в общественном транспорте по городу не меняется и составляет 80 тенге. В Уральске проживают почти 350 тысяч человек. За день мы перевозим около 170 тысяч пассажиров, в выходные дни пассажиропоток меньше, — рассказал Марат Абдрахманов.
Между тем в 2020 году перевозчикам в виде субсидий выплатили 500 млн тенге.
В прошлом году власти города выплатили больше 2 млрд тенге. В этом году в январе-феврале перевозчикам выделено 414 млн тенге.
Размер бюджетной поддержки рассчитывается отдельно на каждый маршрут, с учётом пассажиропотока.
В правила субсидирования в настоящее время вносятся изменения. В будущем расходы перевозчиков будут подтверждаться лишь по системе электронной оплаты проезда.
Читайте также: Повышение тарифа на проезд в городском транспорте готовят в акимате Уральска
В Уральске до сих пор не решен вопрос: когда проезд в автобусах будет стоить 150 тенге
Онлайн-оплата за проезд. Пассажироперевозчики Уральска отстаивают свой процент с дохода
Вновь откладывается ввод электронной системы оплаты проезда в городском транспорте Уральска
Мария ДРАЧЁВА