Ветеран войны из Уральска встретила свой 101 день рождения (ВИДЕО)
Анастасия Чегнахаева в этом году отметила свое 101-летие и 77-летие Победы. На долю этой удивительнейшей женщины выпало многое – она пережила арест отца-кулака, смерть матери, братьев и сестер, служила на Дальневосточном фронте в годы Великой Отечественной войны. Жизненные трудности не сломили ее, а напротив – дали силы каждый день своей жизни проживать счастливо и радостно. Разменявшая вековой рубеж, Анастасия Фёдоровна по сей день сохраняет свой боевой дух, жизнелюбие и абсолютную самостоятельность.
Героиня нашей статьи живёт в районе «Ремзавода». На стене «хрущевки» висит мемориальная табличка: «Здесь проживает ветеран Великой Отечественной войны Анастасия Федоровна Чегнахаева». Ветеран живет одна, дети – уже пожилые, живут в России и вместе с внуками регулярно навещают ее. Анастасия Федоровна не настаивает, чтобы дети жили с ней, говорит: «Ну, зачем это, бабушка будет смотреть за бабушкой, что ли?».
На пороге квартиры нас встречает Наталья – помощница, которая приходит на несколько часов в день, чтобы приготовить обед и убраться. Женщина говорит, что в остальное время Анастасия Фёдоровна сама со всем справляется.
— Иногда давление бывает у бабушки, слышит плохо, и в последнее время она стала забывать некоторые моменты. Прочитает газету и говорит: «Нужно заново прочесть, а то уже забыла, о чём речь идёт». А в остальном всё у нее хорошо: на здоровье не жалуется, любит поговорить, песни поёт, телевизор смотрит. Я сама работаю в «Юнисерве», хозяин нашей компании взял шефство над ветераном, помогает ей. Из акимата Анастасии Федоровне тоже помогают – окно заменили, дверь новую поставили. Бабушка наша боевая, у нее сильный характер, она всё хочет делать сама, излишней опеки не приемлет, – рассказывает Наталья.
Обстановка в квартире небогатая, но и сегодня, и в годы молодости для ефрейтора Чегнахаевой всё это несущественное, наносное. Сервант украшен черно-белыми фотографиями: здесь и портрет покойного мужа-фронтовика, и ее дети, фото самой Анастасии Федоровны с группой ребят из уральской школы глухонемых, цветные фото с женщинами-фронтовичками во время парада Победы.
Сама Анастасия Фёдоровна Чегнахаева встречает нас при полном параде – в строгом пиджаке с ленточкой и рядами медалей на груди. Она с удовольствием демонстрирует нам ряд букетов на окне. Цветы ветерану принесли на 9 мая чиновники из областного управления образования и акимата, а также местные бизнесмены, которые помогают ветерану в бытовых вопросах ежедневно и ежечасно. На предложение присесть на диван пожилая женщина отвечает: «Я что, старуха, что ли, сидеть?».
— Родилась в 1921 году в Оренбургской области, это было страшное время, голод. Отца посадили в тюрьму как кулака. А кулак этот, между прочим, кормил семью. У нас было две коровы, две лошади, овцы. Но государству нужны были рабочие, чтобы уголь добывать. Мама умерла, нас четверо осталось сиротами, я самая старшая была – 11 лет, когда меня забрала тётя в свою семью. Я помогала ей за родителями ухаживать, а трое остальных детей сидели за печкой голодные, их никто не взял, конечно же. Они все умерли с голоду…, — вспоминает своё страшное, тяжелое детство Анастасия Чегнахаева.
Ей удалось закончить школу-десятилетку и немного поработать продавщицей в сельпо. В первый год войны призывали только парней, а в 1942 году на фронт стали демобилизовывать и девушек, среди них оказалась и Настя Чегнахаева.
— Мне было 20 лет, нас усадили в поезд, и эшелоном мы поехали во Владивосток. Вагоны были страшные, все заражены вшами и чесоткой. Мы ехали так, лишь изредка тормозили на станциях, где ходили в баню, чесались. Мы ехали на восток, а навстречу нам шел состав с молодыми ребятами-солдатами – на запад, они ехали на первую линию фронта, а мы вместо них – служить на кораблях. Помню, когда на одной из станций поезда встретились, парни к нам подбегали, шутили: «Девчата, вы чего так долго, без вас так плохо было». Один парень мне подарил отрезок белой байковой ткани, сказал: «Нас все равно убивать везут, а тебе ещё пригодится», — рассказывает Анастасия Федоровна.
Уже во Владивостоке молодую девушку проверили на наличие музыкального слуха, который у нее оказался идеальным, и быстро обучили азбуке Морзе в школе радистов. Разобравшись с американской рацией, Анастасия Федоровна отправилась служить на корабль, в 34-ю дивизию тяжёлой бомбардировочной авиации, где под обстрелами и бомбёжками получала и отправляла зашифрованные сведения.
— После Владивостока наши корабли совершили морской переход на остров Сахалин. Это было очень страшно, постоянный шторм, качка. Мою радиобудку вместе со мной однажды чуть не смыло в море. Я тогда сидела и молилась: «Господи, Владыко, сохрани меня». Я понимала, что, если корабль уйдет под воду в открытом море, нас даже искать не станут. На Сахалине мы пробыли всё время до конца войны. Японцев-мужчин за это время мы даже ни разу не видели, только японок – все беременные или с грудничками. Когда эти женщины нас видели, то всегда убегали от нас, но мы их никогда не трогали. Служили мы дружно, парни, девушки – все на одном корабле, но никакого безобразия не было, все друг друга поддерживали, все были настоящими товарищами. На военное обеспечение внимания не обращали – чем-то нас кормили, кое-какую форму выдавали, нам было это без разницы, — говорит Анастасия Чегнахаева.
За свою безупречную службу Анастасия Чегнахаева была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией» и медалью маршала Жукова. После войны родственники девушки выдали ее замуж за парня из ее поселка, который тоже возвратился с фронта. Молодые переехали в Уральск, где у мужа Анастасии Федоровны жили родственники. В Уральске молодая женщина получила образование в педколледже, и долгое время проработала педагогом в уральской школе глухонемых детей.
— После войны непросто было – алкоголизм процветал, безработица. Мой супруг, как и все фронтовики в те времена, любил выпить. Их ещё во время войны подсадили на «100 грамм», чтобы стресс снимать, вот и осталась привычка. Своих детей после школы я от греха подальше отправила в Ленинград к родственникам, чтобы учились, а не шастали без дела. Потом жизнь постепенно наладилась, наступило мирное время, мы стали зарабатывать, спокойно жить, — делится воспоминаниями о своей жизни ветеран.
Никаких секретов долголетия и позитивного отношения к жизни у Анастасии Федоровны нет. Нынешнее поколение ветеран не ругает – говорит, что нельзя всех «косить под одну гребенку».
— Ничего тайного в том, как я дожила до 100 лет, нет. Живу, как все, водку не пью, питаюсь нормально. Я считаю, что главное в жизни – работать самим, зарабатывать, не просить ничего ни у кого, детей своих в детдом не отдавать, уважать в семье друг друга. За современным поколением особо не слежу, но знаю, что, как и во все времена, все люди разные. У нас народ, в большинстве своем, добрый – как-то раз гуляла во дворе, споткнулась, упала, и сразу ко мне подбежали женщины с детьми, мужчины. Сразу подняли, отряхнули, врачей вызвали – с такими людьми ничего не страшно, — говорит Анастасия Чегнахаева.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Фото и видео Еркебулана ГАПУОВА