«Нас не спросили, каких изменений мы хотим» – член общественного совета области Нурлан Садыр о референдуме (ВИДЕО)
Он считает, что из-за желания властей спешно провести референдум в список поправок не попали важные изменения, которых люди ждут последние несколько лет.

Нурлан Садыр – один из читаемых казахскоязычных местных блогеров, член общественного совета ЗКО. Он утверждает, что, прежде чем проводить голосование по поправкам в Конституцию, властям следовало бы изменить сам закон о референдуме, – он, по его мнению, ограничивает права казахстанцев.
— В Конституции РК черным по белому написано, что единственным источником государственной власти является народ, а также то, что народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Но в то же время в Конституции написано, что есть вопросы, которые не могут быть предметом республиканского референдума (Статья 3 закона «О республиканском референдуме»). Например, выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров республики, не может быть предметом республиканского референдума. С этим я категорически не согласен! Есть много вопросов, которые не отвечают интересам страны, например, Евразийский союз, Таможенный союз, ОДКБ. Но мы не можем высказать свое мнение по ним на референдуме, потому что закон не позволяет сделать этого. Я считаю, что все поправки в Конституцию страны должны вноситься народным голосованием.
«Нас не спросили, каких изменений мы хотим»
Нурлан Садыр считает, что к такому исторически важному событию как референдум по поправкам в Конституцию РК властям следовало бы провести предварительную подготовку – выслушать народ: какие изменения в законе они хотят, а какие – нет. Но власти келейно составили список поправок, не дав людям возможность принять участие в процессе определения необходимых поправок.
– Я не отрицаю, что в поправках, вынесенных на референдум, есть изменения в сторону прогресса. Но в список поправок не вошел ряд проблем, которые в последнее время поднимает народ. Одна из них – это вопрос о государственном языке. На сегодняшний день положение казахского языка в стране тяжелое. Сколько людей уже подписали петиции – все это говорит о том, что народ требует развития государственного языка. Мне, например, не понятно, почему вопрос о государственном языке не вынесен на референдум.
Все же суперпрезидентское правление
— Сейчас многие заявляют, что предстоящий референдум позволить перейти от суперпрезидентской формы правления к президентской. Но я считаю, что степень влияния президента, хотя и уменьшается в некоторой степени, тем не менее, форма правления все же остается суперпрезидентской.
По новым поправкам в Конституцию, президент сам будет назначать председателя Конституционного суда, а также троих его членов. Это значит, что, скорее всего, они будут придерживаться позиции президента. Я сомневаюсь, что Конституционный суд вынесет правильное решение, если встанет вопрос: соответствуют ли вынесенные президентом акты Конституции или нет. Потому что четверо из 11 судей Конституционного суда будут назначены самим президентом. Пусть президент назначает председателя КНБ, прокуроров, акимов областей, но не судей. Судебная власть, я считаю, должна быть независимой.
Когда в руках одного президента сосредоточено много власти, это опасно для страны. Доказательство тому – 30-летнее правление Назарбаева. Если в руках президента сосредоточена безграничная власть, есть риск, что он станет диктатором.
Конституция – не игрушка
Проводить каждый раз референдум – процедура недешёвая, — говорит Садыр. – Мне как налогоплательщику непонятно, почему такая большая сумма (16 млрд) выделена на проведение референдума. Конституция – это не игрушка, чтобы каждый раз ее менять.
Я считаю, что самое правильное решение – это отозвать решение о проведении референдума. Провести референдум надо, но позже. Необходимо выслушать мнение народа и вынести на него важные, волнующие народ, поправки в Конституцию.
Записал Серик ЕСЕНОВ
Фото и видео Еркебулана ГАПУОВА