Госсоцзаказ в ЗКО: сотни миллионов – в одни и те же руки
Общественники ЗКО проверили госзакупки местных чиновников по соцзаказу и пришли к выводу: неправительственные организации, выигравшие конкурсы на проработку проблем коррупции, профилактике религиозного экстремизма или увеличения разводов по области, только сдают отчеты в госорганы и получают средства из бюджета, но не разоблачают коррупцию в регионе и не реагируют на системные жалобы граждан, которые люди оставляют в комментариях под постами о новостях региона. Хотя это прописано в их договорных обязательствах. Они требуют от Госаудита проверить обоснованность распределения денег рядовых налогоплательщиков на соцзаказ без конкурсов и одним и тем же поставщикам услуг.
Руководитель филиала РОО «Әділдік жолы» в г.Уральске Бауыржан Ахметжан пояснил «УН», что они задались целью проверить: достигаются ли цели и выполняются ли задачи по государственному социальному заказу в ЗКО, ведь на социальную политику в регионе выделяются миллиарды тенге? И пришли к выводу, что деньги налогоплательщиков неправительственные организации через соцзаказ не обрабатывают.
Так, в ходе анализа госзакупок общественники установили, что за 2020-2022 годы на госсоцзаказ в ЗКО было выделено 2, 736 млрд. тенге: 2020 год – 1,197 млрд. тенге; 2021 год – 660 млн тенге; 2022 год — 872 млн тенге.
Бауыржан Ахметжан отметил, что, для сравнения, акимат Уральска ежегодно выделяет около 100 млн. тенге на строительство 10-12 детских и спортивных площадок, но для обустройства всех игровых площадок в городе денег в бюджете не хватает – дети в ряде микрорайонов города катаются на ржавых горках и подтягиваются на изогнутых турниках, установленных в их дворах еще 1960-1970 годах.
Сотрудники филиала РОО «Әділдік жолы» в г.Уральске установили, что в 2021 году по ЗКО большую часть государственного соцзаказа заказчики закупили через конкурентную среду (83,5% или 551,8 млн.), то есть путем проведения конкурса, а 16,4% услуг приобрели из одного источника (на сумму 100,3 млн.).
Бауыржан Ахметжан подчеркнул, что сложность в анализе соцзаказа состоит в том, что невозможно увидеть конкретные результаты, определить, сработал тот или иной проект, или нет.
— Мы выделяем три основные проблемы при заключении договоров государственного социального заказа. Первое – отсутствие информации о том, был ли в действительности исполнен он. Второе – необоснованный выбор подрядчика, третье – необоснованное участие некоторых НПО во всех заказах, – рассказал общественник.
В основном заказчики, независимо от того, нужно ли реализовать проекты по укреплению семейных ценностей или же проводить работу по профилактике религиозного экстремизма, требуют от исполнителей аналогичного исполнения услуги – это проведение совещаний, круглых столов, встреча с гражданами, концерты, акции и флешмобы. Общественники отмечают, что шаблонные условия и задачи очень удобны для заказчиков, которые не «ломают голову» на разработку технической спецификации, которым важно освоение выделенного бюджета, а каким образом и достигнуты ли цели – это не важно.
К примеру, управление внутренней политики ЗКО по итогам конкурса 08.04.2021 года заключило договор с Корпоративный фонд «Болашақ» по ЗКО» (руководитель Салтанат ТУМАНБАЕВА) на 8 млн тенге (https://goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/contract/12490155). На эти деньги подрядчик должен был провести мероприятия, направленные на повышение уровня антикоррупционной культуры в обществе и профилактике правонарушений в целях выявления коррупционных рисков и административных барьеров. Бауыржан Заки отметил, что в открытом доступе информацию о работе указанного НПО по противодействию коррупции они не нашли. А госорганы, реализующие госсоцзаказ на территории ЗКО, отчеты о мониторинге реализации госсоцзаказа не загружают.
Общественники отметили, что, анализируя госзакупки по соцзаказу, они пришли к выводу, что заказчики подчас делают выбор подрядчика ничем не обоснованный.
Так, 25.02.2021 года Уральский городской отдел внутренней политики заключил договор о госзакупках с Молодежным общественным объединением «Интеграл» (руководитель Аида Мектепкалиева) на 9 млн. тенге (https://goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/contract/12072800).
Предмет закупок – разъяснение государственной политики в области религии, проведение мероприятий, направленных на предотвращение случаев религиозного экстремизма и терроризма.
Подрядчика на эти работы отдел внутренней политики определил методом из одного источника, не смущаясь, что закон предусматривает, что из одного источника можно заключить договор только со специализированными госорганами, потому что только они могут осуществлять работу по противодействию терроризму и экстремизму.
С аналогичными нарушениями – путем закупки услуг по предупреждению терроризма методом из одного источника – по области были заключены еще 18 договоров на сумму 140,5 млн. тенге.
РОО «Әділдік жолы» в г.Уральске подчеркивают, что некоторые НПО в своих уставах указывают все направления, чтобы соответствовать критериям отбора и максимально выигрывать/забирать/ госсоцзаказы.
Так, к примеру, рекордсменом в ЗКО является вышеуказанное молодежное общественное объединение «Интеграл», которое 12 раз заключило договоры в 2021 году с заказчиками на общую сумму 49,8 млн. тенге.
– Госорганы слабо заинтересованы в искоренении и профилактике коррупции, в том числе в госсоцзаказе. Сразу бросается в глаза: неправительственные организации, получившие госсоцзаказ, только умеют сдавать отчеты в госорган и получать средства из бюджета. При этом их не видно и не слышно в медиасфере. Они не разоблачают коррупцию и не реагируют на системные жалобы народа, которых очень много в комментариях под любым постом о новостях региона. А договорные обязательства этого требуют. Однозначно можно сказать, что госсоцзаказ в области в полном объеме цели не достигает и поставленные задачи НПО не выполняются, – заключил Бауыржан Ахметжан.
Он отметил, что РОО «Әділдік жолы» в г.Уральске обращение о выявленных нарушениях направили в Госаудит.
Согласно статье 1 Закона «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в РК», госсоцзаказ – это форма реализации социальных программ, социальных проектов исполнительных органов, переданных для осуществления в конкурентную среду, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств.
Людмила КАЛАШНИКОВА