Из суда над начальником отдела строительства акимата Уральска: «После победы в тендере «акиматские» стали требовать откат»
На судебном процессе над начальником отдела строительства города Арманом Уксукбаевым допросили супругу предпринимателя, который написал на главного строителя города заявление в Антикоррупционную службу. Мейрамгуль Суюндикова рассказала, что сразу после победы в тендере ее мужу стали угрожать расправой, если он не отдаст откат чиновникам.
Вчера, 21 июня, в специализированном межрайонном суде ЗКО состоялось очередное судебное заседание по обвинению во взяточничестве Армана Уксукбаева и Александра Нагметова. Первый занимал должность начальника городского отдела строительства, второй работал водителем в Аксае и, по версии следствия, выполнял роль посредника в передаче взятки. Уксукбаева обвиняют в получении взятки в особо крупном размере — 134 миллиона тенге из ранее оговоренных 170 миллионов тенге. За эту сумму чиновник, согласно обвинению, обещал заключить договор госзакупок по конкурсу и беспрепятственно подписать акты выполненных работ. Речь шла о строительстве двух девятиэтажных жилых домов в Уральске на общую сумму 2,2 миллиарда тенге по государственной программе «Нурлы жер».
Первым в зале суда допросили студента, которого сотрудники Антикоррупционной службы привлекли к операции по обыску квартиры Армана Уксукбаева. Единственное, что он показал, так это то, что в квартире у начальника строительства нашли большое количество наличных денег в шкафу в спальне, но точное количество он назвать не смог, и больше ничего ценного суду не сообщил.
После него по онлайн-связи начался допрос супруги предпринимателя Нургалиева (именно его заявление в антикор и стало поводом для начала расследования – прим.авт.) Мейрамгуль Суюндиковой.
Суюндикова рассказала, что после того, как в 2020 году её муж выиграл тендер на строительство двух жилых домов в Уральске, ему стали поступать звонки с угрозами. «Звонившие угрожали и просили денег», — сказала свидетельница.
— В чем выражалась угроза? – спросил прокурор Джубанов.
— Сказали, что, если он не привезет, ему будет плохо, — ответила Суюндикова.
— Плохо в чем? – спросил гособвинитель Джубанов.
— Убьют его или еще что-нибудь с ним сделают, вывезут за город, — ответила Суюндикова.
Свидетель рассказала, что после звонков с угрозами её муж со счета своей компании ТОО «ШалкарПромХолдинг» перевел на счет её ИП «Суюндикова» 100 миллионов тенге. Эти деньги предназначались для «акиматских» людей — Армана Уксукбаева, Александра Нагметова и Ислама Нагметова. Она сняла 90 миллионов тенге со своего счета и два раза ездила из Актобе в Уральск — привозила эти деньги мужу. В это время её супруг Нургалиев был в Уральске. Как раз во время того, как она привозила деньги, она и познакомилась сначала с Исламом, а во второй раз — с Александром Нагметовым.
После этих ее слов Нагметов со скамьи подсудимых заявил, что никогда не был с ней знаком и вообще никогда ее не видел.
Адвокат Уксукбаева Тамара Сарсенова стала выяснять, откуда Суюндикова собрала 131 миллион на взятку, в получении которой обвиняют ее подзащитного.
— После вашего допроса следователь вывел сумму на основании представленных вами документов — 131 миллион тенге с копейками. 90 миллионов тенге – это деньги, которые скинул вам супруг, еще 19 миллионов с копейками вы взяли у своей мамы, от её компании ТОО «Аксай-строй-2020», и еще 20 миллионов — со счета ТОО «ШалкарПромХолдинг». И так у вас получилось 131 миллион тенге? Эти деньги вы собирали для «уральской троицы»?
— Да, — ответила Суюндикова.
Затем адвокат Сарсенова обратила внимание на следующее обстоятельство.
По её словам, мама Мейрамгуль зарегистрировала своё ТОО на 17-й день после того, как её зять Нургалиев выиграл тендер.
— Ваша мама пенсионерка, она спокойно вам перечисляет 20 миллионов. Мама поясняла, откуда у нее эти деньги? – спросила Сарсенова.
— Нет, я не помню, — ответила Суюндикова.
— Согласно договору от 4 сентября 2020 года, ИП «Суюндикова, вы и ваш супруг заключаете договор и предоставляете ему в аренду за 500 тысяч тенге в месяц автомобиль «Тойота Ландкрузер» и воздушный компрессор за 3 миллиона в месяц. Чей это автомобиль и компрессор? – задала вопрос адвокат Сарсенова.
— Автомобиль моего мужа, а компрессор я собиралась выкупить у одного мужчины, но позже не купила, — ответила Суюндикова.
— А как он мог свой же автомобиль у вас арендовать? – спросила Сарсенова.
— А почему бы и нет? – ответила свидетель.
— Ваш супруг на бюджетные деньги свой же автомобиль предоставил себе в аренду, а за компрессор оплачивает собственной жене, к тому же компрессор ей не принадлежит, — констатировала Сарсенова.
В ответ на это Суюндикова заявила, что эти деньги не являются бюджетными.
— Это же госзаказ – социальное жильё, — ответила ей адвокат. — Он же не вам коттедж строил. Договор заключен до 31 декабря 2021 года, это 15 месяцев, на 50 миллионов. Но вам он скинул 100 миллионов. Какими документами вы закрыли еще 50 миллионов тенге? — спросила Сарсенова.
— Не могу вспомнить. Документы постараюсь найти, — ответила свидетель Суюндикова.
На этом судебное разбирательство завершилось. Следующий процесс назначен на 27 июня.
Талгат УМАРОВ
Читать по теме: Дело руководителя отдела строительства Уральска, обвиняемого в получении взятки, передано в суд