На 33 миллиона тенге купили массажные накидки жители ЗКО стоимостью более миллиона каждая

В 2022 году департамент по защите прав потребителей по ЗКО вернул жителям области 33 миллиона тенге, потраченных на покупку массажных накидок стоимостью от 700 тысяч до более 1 миллиона тенге. Массажные накидки»китайского производства продавали на презентациях под видом японского товара отличного качества, не говоря о противопоказаниях. Всего в этом году с заявлениями о возврате денег в департамент обратились около 70 человек.
Все обратившиеся в департамент по защите прав потребителей рассказали, что товар купили на презентации, куда их пригласили по телефону. В начале презентаций, которые проходят в дорогих конференц-залах, организаторы просят всех зрителей выключить телефоны, якобы для того, чтобы информация об «уникальном товаре» не попала к их конкурентам. Затем рассказывают про товар – массажные накидки» стоимостью 1 миллион 192 тысяч тенге. Во время презентации проводится лотерея, и тем людям, кто победил, говорят: «Только сегодня Вам выпал шанс купить «уникальный» товар со скидкой». Скидка варьируется от 30 до 35 процентов. В итоге люди покупают «массажные накидки за сумму 720 600 либо 834 400 тенге. У многих в момент презентации нет с собой таких сумм – тогда им предлагают оформить кредит либо вообще обманным путем оформляют на доверчивых граждан банковские займы.
— В придачу к накидкам им дарят, одеяло, подушки, кому-то – ручной массажер или ручной пылесос, говорят, что все это – товары отличного качества. Но дело в том, что стоимость всего этого вместе взятого — копейки. Подушки, накидки, которые они рекламируют — все это товары китайского производства. Получается, людям просто всучивают совершенно никому не нужный товар. Осознание того, что этот товар им не нужен, приходит к людям позже, а кредит им приходится выплачивать годами, — рассказала руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова.
В департаменте по защите прав потребителей, рассказали, что с момента основания в 2019 году у них началась борьба с продавцами массажных накидок.
По словам Киматовой, если в 2019 году основными её клиентами, которые обращались в департамент по защите прав потребителей с просьбой помочь вернуть им деньги, были пенсионеры, то сейчас к ним обращаются граждане более молодого возраста и разных профессий: и парни, работающие вахтовым методом, и преподаватели, и даже госслужащие.
— В 2019 году к нам обратились 14 человек. Мы смогли в досудебном порядке произвести им возврат их денег. Алгоритм действий при возврате денег следующий: сначала направляется претензия в адрес продавца, если эта бумага не приводит к разрешению вопроса, то уже потребитель идет в суд с исковым заявлением. Выяснилось, что все 14 человек попали на презентацию, в итоге на них оформили кредиты. Тогда я не знала, что это за компания. Но во время подготовки претензий в адрес продавца выяснилось, что компания зарегистрирована в городе Алматы. Мы написали заявления в департаменты госдоходов и полиции по городу Алматы с просьбой проверить на законность деятельность компании. Когда готовили исковые заявления в суд, приехал представитель компании и произвел возврат денег за товар, — рассказала Киматова.

Возврат денег своим покупателям представители таких компаний производили и в 2020, и в 2021 и в нынешнем году. По словам руководителя департамента, в г. Уральск за все эти годы приезжали более 6 компаний.
— Эти компании со временем закрываются или меняют названия, но все они зарегистрированы по одному адресу в городе Алматы, — рассказала Киматова.
– В декабре 2021 года к нам поступили 10 обращений о том, что люди купили «массажные накидки» у компании ТОО «Akdeer». После этого мы дали объявление в СМИ с информацией о том, что если вы купили товар у этой компании и хотите вернуть деньги – обратитесь к нам. В департамент обратилось 29 потребителей с просьбой помочь в возврате денежных средств за товар.
Согласно Закону РК «О защите прав потребителей» государственный орган вправе выступать истцом если нарушены потребительские права более 10 лиц. Поэтому департамент обратился в суд с иском о защите прав 29 граждан нашего региона.
До начала процесса в Уральск приехал представитель этой компании и вернул деньги 15 потребителям, поэтому департамент отстаивал интересы оставшихся 14 человек.
— Представитель этой компании принял участие только в первых 2-х заседаниях, после перестал подключаться к судебным заседаниям (заседания проходили в режиме онлайн). В суде выяснилось, что он россиянин из Москвы, оказалось, что головной офис всех этих компаний находится в Москве, то есть компании видят в лице Казахстана хороший рынок для сбыта этого товара, — сказала Киматова. – Позже суд вынес решение признать сделки недействительными, и 14 потребителям был произведен возврат денежных средств.
Эльмира Киматова рассказала, что в России борьба с продавцами таких массажных накидок идет уже давно. Там при поддержке правительства Москвы организована специальная горячая линия, обратившимся на бесплатной основе оказывается помощь в возврате денег за этот товар.
— Эта накидка – вообще очень дешевая вещь. Такой же аналог с теми же техническими характеристиками продавался в магазине «Технодом» по 73 тысячи тенге. За 700 тысяч тенге в магазине «Kaspi.kz»можно купить целое массажное кресло, а не какую-то накидку, — объяснила Эльмира Киматова. – Кроме этого, на презентациях не говорят про противопоказания таких массажных накидок. Их нельзя использовать онкобольным, имеющим проблемы с сердцем, беременным женщинам, тем, кто страдает перепадами артериального давления, у кого есть кожные заболевания. У пенсионеров – почти у всех повышенное артериальное давление, но им об этих противопоказаниях не говорят.
Наш коллега, журналист Лев Гузиков из города Атырау рассказал, как сам целенаправленно попал на такую презентацию в своем городе и всё увидел своими глазами.
— Организаторы этих презентаций работают очень профессионально, видно, что такие мероприятия они многократно репетировали. Во время презентации у каждого есть своя роль. На мероприятии, где я участвовал, в основном были молодые люди от 25 до 30 лет. В итоге в конце презентации все оформили кредиты, кроме меня, каждого обрабатывали по отдельности. Они всё подводят к тому, чтобы люди не могли критически мыслить: не разрешают снимать видео и делать фото, у людей даже мысли не возникает «прогуглить» компанию и её товар. В конце презентации просят написать номера телефонов 20 друзей и близких,- рассказал журналист Гузиков.
По наблюдениям нашего коллеги, сотрудники таких компаний имеют баснословный доход, потому что они арендуют залы в самых престижных и дорогих отелях, работают командами минимум из 10 человек.
О том, что на участников таких презентаций прямо в зале мероприятия оформляются кредиты, рассказала и Эльмира Киматова.
— В суде представители банка задавали вопросы: «Как вы могли не знать, что на вас оформляют кредит? Вас же фотографировали, это же аутентификация с банковскими данными». А люди им отвечали: «Мне сказали, что фото нужно для компании как подтверждение того, что именно я получил приз». С некоторыми покупателями представители таких компаний едут сразу в банк и получают деньги, некоторым помогают через мобильное приложение банка помогают оформить займ и затем совершают онлайн-переводы на свои счета. Есть люди, на кого оформили кредит на 2 года, есть те, на кого оформили на 5 лет. Одна женщина рассказала: «У меня оклад маленький – мне на 2 года кредит не дали, поэтому оформили на 5 лет», — пояснила руководитель департамента по защите прав потребителей.
Если раньше среди покупателей накидок в основном преобладали жители города, то сейчас все чаще на их уловки попадаются также жители сельской местности.
— В селе и так нет работы, люди живут либо на пенсию, либо на минимальный оклад, а им приходится годами платить многотысячные кредиты. Сколько мы писали, сколько потребители писали, что это мошеннические действия, совершенные группой лиц. Но полиция не только у нас, но и в других городах списывает всё на то, что это договорные отношения, и вопрос решается в гражданско-правовом поле, — пояснила Эльмира Киматова.
В департаменте по защите прав потребителей рассказали, что пока они возвращали деньги потребителям, купившим массажные накидки у компании ТОО «Akdeer», в мае в Уральск приехала другая компания под названием «VipEvents». Сейчас департамент вернул деньги 18 потребителям, купившим товар у этой компании, иск еще по 12 людям находится в суде.
— Есть еще компания «Aisap», по ней к нам обратились 8 человек, но, чтобы департамент выступил в суде истцом нужно минимум 11 человек. В такой ситуации единственный выход – готовить коллективное заявление. Еще порядка 10 потребителям, купившим товар у аналогичных компаний, в этом году вернули деньги в единоличном порядке . Понимаете масштаб деятельности таких компаний? – резонно отметила Эльмира Киматова.
За первое полугодие текущего года департамент по защите прав потребителей оказал помощь в возврате денежных средств потребителям на сумму 38,5 миллионов. Из вышеуказанной суммы — 33 миллиона тенге только за массажные накидки.
В настоящее время руководство Департамента по защите прав потребителей по ЗКО намерено обратиться в МВД РК и в Генеральную прокуратуру Казахстана, чтобы привлечь внимание правоохранительных органов к этой проблеме.
Талгат УМАРОВ