«Водителей не хватает, автобусы стоят»: в Уральске городской транспорт работает с перебоями
На маршруты выходит автобусов на треть меньше, чем положено. Местные автоперевозчики бьют тревогу – им остро не хватает водителей. Проблема стала для них настолько острой, что администрация автопарков подняла заработную плату до 300 тысяч тенге за 15 отработанных дней. Между тем в «часы пик» автобусы переполнены, сесть в них невозможно — подобные жалобы заполонили соцсети. Горожане жалуются, что им проходится подолгу ждать автобусы на остановках, они опаздывают на работу и учебу.
Одна из наших читательниц прислала к нам в редакцию вот такое письмо:
«Можете написать про маршруты автобусов? Утром не можем попасть на работу и в школу. На маршруте №2 все автобусы переполнены. Невозможно залезть. Люди остаются на остановках. Сегодня три автобуса мимо проехали. Такси утром в час пик не вызвать — нет машин».
ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» обслуживает маршруты №№4, 19, 22, 30д. По регламенту на линию по маршруту №22 должны выходить по 20-21 автобусов, а выходят 16-17. Такая же ситуация и на маршруте №2. Поскольку автобусов на линии недостаточно, интервал между ними увеличился до 15-20 минут, а должно быть по 7-8 минут, — признался учредитель ТОО Мурат Абдрахманов. И объяснил, почему так получилось.
— Нам временно передали маршруты №2, №4 и №30д после того, как автопредприятие, которое их обслуживало, бросило эти маршруты. После этого у нас начались проблемы. Нам стало не хватать водителей. Автобусы есть, но нет водителей. У нас сейчас работают 158 водителей. Нужны еще 36 водителей.
С 1 сентября автоперевозчик поднял заработную плату водителям до 300 тысяч тенге за 15 дней (раньше было 180-220 тысяч тенге), чтобы хоть как-то привлечь на работу водителей. Но пока безрезультатно: в день приходят по одному-два человека, но у них нет категории D, говорит Абдрахманов.
— Водители, чтобы водить большой автобус, должны иметь категорию D. У многих водителей она отсутствует, а получить ее непросто.
Такого же мнения и Эльдар Вагапов, директор ТОО «Акжол-Авто».
— Прежде чем получить категорию D, ты должен получить категорию D1. Категория D1 – это микроавтобусы. У нас сейчас микроавтобусов, как таковых, нет. Получается, если вы имеете категорию D1, то категорию D можете получить только через три года. А где вы три года будет искать микроавтобусы и ездить на них? Вы не будете ждать три года, просто пойдете в другое место.
ТОО «Акжол-Авто» обслуживает маршруты №№6, 7, 16, 53. Этому перевозчику не хватает порядка 40 водителей.
По маршруту №7 на линии работают 24 автобуса (столько утверждено по регламенту). В выходные дни их число сокращается до 20. Интервал между автобусами по регламенту — 8 минут. О давках в автобусах в часы пик Вагапов знает. Для решения этой проблемы перевозчиком были приобретены пять больших автобусов марки Mercedes. Однако есть другая проблема — нехватка водителей.
— У нас техники достаточно, а водителей не хватает – около 40. С 1 сентября повысили зарплату – 300 тысяч тенге за 15 дней. Но это не всех водителей устраивает, — говорит Вагапов. — Многие на вахту уезжают. Им там хорошо оплачивают, кормят их, одевают, обувают, домой привозят-отвозят. Человек ищет, где лучше. Профессия водителя — очень тяжелая. Считай, ребята встают в четыре утра. В пять они должны быть на базе, в шесть — уже на линии. Заканчивают в 22:00 часов. Пока машину помоют, пока они сдадут ее. То есть они сутками пашут. Конечно, очень тяжело работать.
Вагапов признается, что, если власти упростят получение категории D, то это решит одну из больших проблем перевозчиков.
У ТОО «Батыс Дилижанс» аналогичная проблема — им не хватает 30 водителей. Этот автоперевозчик обслуживает маршруты №№1, 33, 39, 49.
— У нас проблема с маршрутом №33. Техника есть, стоит, даже заправленная, но водить некому. Водителей не хватает. Сейчас заработную плату подняли до 250 тысяч тенге за 15 отработанных дней. Надеюсь, со стороны подтянутся ребята, — говорит Владимир Юркевич, директор ТОО «Батыс Дилижанс».
Юркевич признался, что на маршрут №33 со стороны горожан есть жалобы. В частности, на то, что их на линии очень мало. На вопрос, какой интервал между автобусами, директор ответил, что каждый день по-разному.
Кроме того, что не хватает водителей на автобусы, разорвали договора с автопредприятиями и ушли владельцы частных автобусов – после ввода дифференцированного тарифа. «Они привыкли ежедневный кэш иметь, их уже не устраивает на зарплату работать», — объясняет Юркевич.
— Автобусы ставят дома. Если у кого-то были «ГАЗели» — едут работать в Аксай. Кто-то устраивается на «обслужку», и так далее. Мы же оплачиваем 9 процентов компании Smart Qala, это их тоже не устраивает.
Автоперевозчики города получают многомиллиардные субсидии от государства, но они, по словам директоров предприятия, поступают на их счета с задержкой в два-три месяца. А все запчасти, масла и шины резко подорожали, — говорят они.
— Наблюдается нехватка запасных частей. Приходится заказывать их, ждать. Все это время автобус стоит. Цены на них вообще нереальные. Резина, которая раньше стоила 35 тысяч тенге, сейчас стоит 126 тысяч тенге. А проезд пять лет стоит на месте – те же 80 тенге. Как можно работать с таким тарифом? — заключил Юркевич.
Мария ДРАЧЁВА, Серик ЕСЕНОВ