Почти две трети выручки от городских пассажироперевозок вышли из теневого оборота в Уральске
После первого месяца действия дифференцированного тарифа, когда пассажиры стали оплачивать за проезд в городском транспорте в безналичном порядке, обнаружилось, что в теневом обороте находилось почти 70% выручки от городского пассажиропотока. Прозрачность выручки вызвала тихий протест водителей автобусов — они стали массово увольняться.
Ежедневно порядка 60 автобусов не выходят на маршруты в городском пассажирском транспорте, по словам заместителя акима города Асхата Кульбаева. Из-за этого автотранспортные предприятия-перевозчики не выполняют свои обязательства перед акиматом, договора с ними под угрозой расторжения. “Мы ежедневно слышим критику в свой адрес”, — признался заместитель акима города.
С 10 августа в Уральске действует дифференцированный тариф электронной системы оплаты за проезд в автотранспорте. При оплате безналичным способом через электронную систему проведения платежа проезд стоит 80 тенге, наличными — 150 тенге. Асхат Кульбаев отмечает положительный эффект первого месяца действия системы дифференцированного тарифа — стал виден реальный пассажиропоток в городе. В августе, по сравнению с предыдущим месяцем, больше чем на треть выросло количество транзакций и увеличился пассажиропоток, — говорит он.
— Статистика очень показательная. Мы увидели уже, сколько денег было в теневом обороте при расчете пассажиров наличными за проезд. В день, в среднем, в рабочие дни мы перевозим 135-140 тыс. пассажиров. После введения дифтарифа сумма транзакций пассажиров за день увеличилась с 2 560 961 тенге в июле до 3 509 691 в августе.
От редакции: Мы посмотрели данные на самое начало перевода оплаты пассажиров за проезд в городском транспорте. В августе прошлого года, к примеру, у ТОО “Западно-Казахстанский автобусный парк”, у которого самые загруженные маршруты, в безналичном порядке было транзакций за день на сумму 281 тыс. тенге.
А сейчас у этого предприятия, когда все пассажиры стали оплачивать за проезд через электронную систему, сумма дневных транзакций перевалила за миллион тенге. То есть в теневом обороте при оплате наличными за проезд находилось почти до 70% выручки от пассажиропотока.
Асхат Кульбаев отметил, что владельцы пассажирских предприятий положительно отзываются об электронной системе и дифференцированном тарифе, потому что у них вырос доход.
Однако исчезновение наличных из оборота не устроило часть водителей и владельцев автобусов, которые они сдавали автопаркам в аренду на маршрутах. До введения дифференцированного тарифа на линии выходило 270-280 автобусов, сейчас их количество снизилось до 220 автобусов, — говорит Кульбаев.
— Перевозчики по этой причине не выполняют взятые на себя обязательства перед заказчиком, договора с акиматом у них под угрозой расторжения. Сегодня это острая проблема. Мы ежедневно слышим критику в свой адрес. Мы совместно с администрацией автотранспортных предприятий работаем сейчас над привлечением водителей. Подняли им зарплаты, создаем условия для работы.
Уральск — не исключение, перевод городского пассажирского транспорта на безналичную систему оплаты почти во всех городах Казахстана сопровождался бурной реакцией водителей из-за потери наличного оборота, — напоминает заместитель акима города.
— У нас такого рода последствия происходят тихо, но очень болезненно. С линий ушли больше 70 водителей. Многим водителям невыгодно работать по-новому, показывать свой фактический доход, потому что почти все они обложены исполнительными листами, коллекторами.
Сейчас администрации автотранспортных предприятий предложили водителям зарплату соразмерно доходу, который они получали до введения дифференцированного тарифа.
— Мы сделали аналитику того, сколько они примерно имели кэшем на карман, и такую сумму добавили к их зарплате. В итоге сейчас у водителя пассажирского автобуса — 300 тысяч тенге за 15 дней работы, — сообщил Асхат Кульбаев. И добавил: “Несмотря на возникшие трудности, систему сломать никому не дадим”.
В скором времени эта ситуация разрешится, считает он.
— Водители постепенно начнут возвращаться, когда увидят, что отрасль стабильно работает, вовремя платят зарплату, субсидии. Вывод выручки от городских пассажироперевозок из тени даст предприятиям-перевозчикам условия, в которых они смогут нормально развиваться. Они будут платить официально нормальные налоги в бюджет и рассчитывать на субсидии из бюджета города, — заключил Асхат Кульбаев.
Пять автотранспортных предприятий, обслуживающих городские пассажирские перевозки, в этом году получили из бюджета города субсидий 2,4 миллиарда тенге, в прошлом — 2,2 миллиарда.
“До конца этого года, может быть, ещё дадим 1,5 миллиарда, но это пока неточно”, — сообщил Кульбаев.
Мария Драчева
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ: Повышение тарифа на проезд в городском транспорте готовят в акимате Уральска
Больше половины пассажиров автобусов в Уральске продолжают платить за проезд наличными деньгами