«Я не хочу убивать, и не хочу быть убитым»: Житель Самары о том, почему покинул Россию
32-летний программист Игорь из Самары оставил в России семью и детей и пешком пересек российско-казахстанскую границу через пункты пограничного перехода «Маштаково» — «Сырым». Вместе с ним вчера ночью с 21 на 22 сентября сотни россиян призывного возраста покидали Россию после того, как президент РФ Владимир Путин объявил о мобилизации на войну в Украину. Мы съездили на пограничный переход и поговорили с некоторыми из них.

Игоря мы встретили в 15.00 часов уже на казахстанской земле. Ему 32 года, он программист из Самары. В родном городе у него осталась жена и двое детей. В Уральске у него нет родственников, только друзья. Чтобы попасть в Казахстан, он простоял в очереди 12 часов.
— Направляюсь в Уральск. Хочу избежать возможных последствий, которые могут со мной случиться в моем родном городе. Знакомым уже приходила повестка, мне еще нет. Я боюсь воевать, не хочу убивать и не хочу быть убитым, — сказал Игорь.
На вопрос, поддерживал ли он изначально политику Путина, он отвечает нехотя:
— Я не буду отвечать на этот вопрос.
— В вашем окружении люди поддерживают политику Кремля?
— Это очень сложный вопрос, нельзя дать на него однозначный ответ. Есть люди, которые поддерживают, есть люди, которые против.
— У вас спрашивали на вашей границе, почему вы призывного возраста и выезжаете из страны?
— Нет, не спрашивали.

По словам Игоря, он планирует работать удаленно из Казахстана. На вопрос , планирует ли он в ближайшее время вернуться домой, ответил, что это зависит от ситуации в его родном городе.

В придорожном кафе мы поговорили с двумя парнями, тоже россиянами, которые утром пересекли границу. Они отказались называть свои имена и говорить на камеру. Парням примерно по 25 лет. По их словам, они пересекли границу в 7 часов утра и уже более восьми часов ждут своих друзей, которые ехали за ними.
— Там очень много народу, машин 500-600, — рассказывают. — Мы выехали почти сразу после объявления мобилизации. После этого в течении часа все авиабилеты в Самаре были раскуплены. В одно направление они стали стоить от 100 до 300 тысяч рублей.
— В вашем окружении как относятся к войне?
— Плохо, конечно, не поддерживают.
— Есть ли среди людей паника?
— Среди некоторых слоев – да. Некоторые выходят на митинги. А некоторые до сих продолжают ездить с буквой «Z» (символ поддержки войны – прим.авт.) на машинах.
— Почему вы едете в Уральск? У вас есть здесь родные?
— Нет, в Уральске никого нет. Мы едем транзитом, у кого-то есть «шенген», у кого-то родственники в Иерусалиме живут. В нашем окружении таких, кто поддерживает войну, нет, — ответили нам парни.
Таксисты из Уральска толпой стоят у погранперехода, ждут пассажиров. Рассказывают, что большое количество людей пересекло границу вчера ночью. Поток продолжался до утра. Таксисты продолжат стоять на границе. Они возят россиян в Уральск за 1000 рублей с человека. Это за 40 минут езды до города. Один из них делится:
— Ночью один таксист сделал пять рейсов. Я разговаривал с россиянами, спрашивал почему и куда едете? Они говорят, что бегут от войны. В основном мужчины. Говорят, что днем поток прекратился, потому что после новостей о том, что россияне массово бегут из России, на российской границе появились военные и сотрудники ФСБ, которые проверяют военные билеты.
Так ли это на самом деле, нам узнать не удалось. Россияне, кто пересек границу в 12.00 часов, нам сказали, что военных на пропускном пункте они не видели, но с полудня поток переходящих российско-казахстанскую границу резко снизился до двух-трех человек в час.
Казахстанские пограничники нам подтвердили, что большой поток граждан РФ действительно был ночью. По их словам, отвечая на вопрос о цели приезда в Казахстан, люди прямо не говорят, что бегут от войны, почти все повторяют одно и тоже: «Едем в гости».
На границе мы встретили и тех россиян, которые едут в обратном направлении — из Уральска в Самару. 48-летний житель Самары Виталий Богданов прямо говорит, что не поддерживает войну, но едет в Россию, потому что там его дом. На вопрос, не боится ли он, что мобилизация может затронуть и его, он ответил, что верит, что до этого не дойдет.
— Мы думаем, что в России большинство адекватных людей. Вчера прошла первая волна протестов, я думаю, что люди все-таки включат разум. Я сам против войны, против агрессивной политики, — сказал Виталий.
— Что будете делать, если будет вторая волна призыва?
— Будем искать пути, уйдем в монахи. Убивать людей ради политических идеалов лидеров страны, какими бы они не были, я считаю неразумным и бесчеловечным, — сказал он журналистам, и въехал на территорию Российской Федерации.
Талгат УМАРОВ