«То, что все руководители отделов ЖКХ в ЗКО получают по 30% откатов при проведении тендеров на ремонт дорог – это фантастика»

Руководитель областного управления автомобильного транспорта и автодорог Айдар Менеев назвал безосновательными слова общественников из филиала РОО «Әділдік жолы» о том, что чиновники на местах требуют откаты от дорожных компаний. Он пояснил, что ни о каких поборах не может быть и речи: подрядчики по ремонту дорог в ЗКО работают практически в минус из-за того, что подорожали битум и щебень, а в сметах значатся устаревшие расценки на дорожные материалы. Менеев признал, что местные компании «нахватали слишком много тендеров» и не успевают по своим обязательствам. Ситуацию осложняет и дефицит битума. Сейчас по 90% строящихся дорог идет срыв графиков дорожных работ.

Во время брифинга руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог по ЗКО Айдар Менеев рассказал, что в отношении трех подрядчиков – ТОО «Ануш курылыс» «Бекет Сат Жол» и «Атырау жолдары» — отделы ЖКХ в Теректинском, Бокейординском и Жанибекском районах подали иски в суд о признании дорожных компаний недобросовестными поставщиками услуг. Чингирлауский районный отдел ЖКХ также готовит иск в суд на ТОО «АнушКурылыс» – компания только начала завозить щебень для ремонта дорог внутри поселка Чингирлау, хотя деньги по договору в сумме 159 млн тенге получила несколько месяцев назад.

Менеев сообщил, что в 2022 году для области выделена рекордная сумма на ремонт дорог областного и районного значения – 26 млрд тенге (в 2021 году – 11 млрд тенге).

На эти деньги местные власти намерены отремонтировать 360 километров автодорог (в прошлом году отремонтировали 185 км).

Однако, по словам руководителя управления автодорог, при освоении такой солидной суммы по ремонту дорог они столкнулись с тем, что инфраструктура региона и всей страны в целом оказалась не готова к таким масштабным ремонтным работам.

В начале 2022 года по ремонту автодорог в ЗКО были готовы 62 проекта. Из них по 5 проектам подрядные организации так и не определились – работы не были начаты. Как объясняет Менеев, местные дорожные компании уже насытились выигранными тендерами, а компании из других регионов не стали принимать участие в тендерах по ремонту дорог в ЗКО.

– Сейчас наши общественники говорят, что местные компании понабрали тендеров по ремонту дорог и не справляются с объемом работ. Так оно и есть. Этого мы не отрицаем. Сейчас по области работают 11 дорожных компаний. Мы реализуем, с учетом переходящих с прошлого года объектов, порядка 80 проектов по дорожному строительству. На каждого подрядчика приходится по 7-8 объектов. Иногородних подрядчиков у нас практически нет, вся нагрузка лежит на местных компаниях – они работают и в городе, и в районах, на дорогах областного и республиканского значения. И, соответственно, не успевают. Они не были готовы к тому, что, помимо больших объемов работы, на них свалится еще и нехватка стройматериалов, – констатировал глава управления строительства.

Менеев пояснил, что с начала 2022 года возникла проблема с доставкой в регион щебня с территории Актюбинской области – не хватало вагонов для его поставки в ЗКО. Сейчас ситуация более-менее наладилась. Для ремонта дорог в Жанибекском и Бокейординском районах щебень доставляют из Актюбинской области через территорию России – там есть особые требования к вагонам, которые выдерживает не вся железнодорожная техника РК, поэтому доставка щебня в регион этим путем затруднена. На сегодня дефицит вагонов для дорожной отрасли ЗКО составляет 1500 единиц: при общей потребности компаний в 5000 вагонов щебня в месяц они получают лишь 3500.

– Начиная с августа 2022 года возник дефицит битума. Его практически нет. При нашей потребности в 13 тыс. тонн битума на октябрь завод «Каспий битум» в Актау подтвердил для западно-казахстанских дорожных предприятий отгрузку 1 тыс. тонн. В итоге сложился дефицит – 12 тыс. тонн битума на этот месяц. В сентябре мы заявляли потребность свыше 12 тыс. тонн битума, но завод сумел отгрузить нам только 1,3 тыс. тонн. За два месяца общая нехватка битума у нас составила 24 тыс. тонн. Строить дороги без битума мы не можем. Наши дорожные компании делают планировку дорог, засыпают слой грунта, щебень, но асфальта у них нет, – констатировал Айдар Менеев.

Глава дорожного ведомства отметил, что Актауский битумный завод не справляется с нагрузкой – мощностей предприятия (это 70 тыс. тонн битума в месяц) не хватает на то, чтобы обеспечить битумом Атырау, Актау, Актобе, ЗКО и еще ряд регионов, где в этом году идет такой же бум дорожного строительства.

По его словам, 108 тысяч тенге стоит 1 тонна битума на Актауском заводе. Расходы на доставку добавляют еще 60 тысяч тенге на каждую тонну. В итоге его цена в Уральске составляет 165-170 тысяч тенге.

Дорожники могут привезти битум с других казахстанских заводов через Актобе – по цене это 265-260 тысяч тенге за 1 тонну битума, почти в 2 раза дороже, чем в Актау. С учетом того, что в сметах цена на битум заложена еще по старым проектам – 2019-2020 годов, подрядчики не рискуют закупать такой дорогой битум, чтобы не уйти полностью в убытки.

Когда в августе этого же года вышло постановление министра энергетики о лимитированном отпуске дизельного топлива, дорожные компании стали испытывать дефицит солярки для спецтехники. Наливом дизтопливо на АЗС им не отпускали для заправки катков, асфальтоукладчиков, бульдозеров, из-за чего дорожные компании приостанавливали свою работу. Лишь при вмешательстве в ситуацию акимата области ситуация выправилась – дорожным компаниям разрешили закупать дизтопливо на АЗС наливом, чтобы заправлять спецтехнику во время проведения дорожных работ.

– В дорожной отрасли есть еще одна острая проблема – нехватка кадров. Сейчас никто не хочет работать на тракторах, бульдозерах, катках, хоть предприятия и предлагают приличные заработки. Дорожные предприятия не могут найти водителей на «КамАЗы» с зарплатой 300 тысяч тенге, – пояснил Менеев.

По его словам, по 90% дорожных объектов у подрядчиков есть отставание от графика ремонтных работ.

До конца года из запланированных 57 проектов точно будут сданы 17, переходящих с прошлого года. Еще по 29 проектам подрядчики должны завершить работы до конца года.

Остальные 11 останутся на 2023 год, так как тоже являются переходящими.

– Есть график дорожных работ, согласно которому на большей части автодорог уже в августе должны были начать укладывать асфальт. Основания под асфальт готовы, но осталось только 1-1,5 месяца, и компании в сроки не уложатся. Уже начался октябрь, а асфальта нет, потому что есть дефицит битума, – резюмировал Айдар Менеев.

По скандальному видео из Жангалинского района глава управления автодорог пояснил, что в 2022 году на ремонт дорог в райцентре Жангала предусмотрено свыше 300 млн тенге, на этот год ТОО «Ануш Курылыс» выделено всего 62 млн тенге. На эти средства подрядчик закупил материал и за свой счет положил в поселке асфальт. По плану финансирования укладка асфальта у этого подрядчика предусмотрена в 2023 году.

– Подрядчик пошел навстречу сельчанам. Но получилось то, что получилось. Сельчане стали писать, что асфальт тонкий, сквозь него песок можно достать, но впереди у компании еще год, чтобы все исправить, — объяснил Менеев.

Он опроверг высказывания общественников филиала РОО «Әділдік жолы» по Уральску о том, что все 12 руководителей отделов ЖКХ получают по 30% откатов при проведении тендеров на ремонт дорог.

– Эти разговоры про откаты – фантастика. Безосновательно говорить такое на публику нельзя. Наши подрядные организации работают почти что в минус. В сметах на дорожные работы указаны цены на битум, щебень за 2019-2020 годы. Хотя эти цены выросли уже значительно, – заявил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ЗКО.

Он также пояснил, что неверно высказывание общественных активистов о том, что контроля за ходом дорожных работ по области нет. В районных отделах ЖКХ работают всего по два человека, которые физически не могут контролировать ежедневно ход ремонтных работ. Но… по всем проектам с компаниями технадзора заключены договора на общую сумму 119 млн тенге по контролю за качеством проводимых дорожных работ.

Менеев утверждает, что контроль со стороны компаний технадзора за подрядчиками есть. Все эти технадзоры – иногородние, в основном, из Алматы, Астаны, Кызылорды, но имеют свои филиалы в Уральске, где работают местные специалисты, которые и выезжают с проверками на объекты дорожного строительства.

Людмила КАЛАШНИКОВА

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

3 × один =

x
2022-12-02
Утром-8.56 ℃
Днем-6.85 ℃
Вечером-7.59 ℃
Ночью-9.52 ℃
Влажность64 %
ДавлениеhPa 1044
Скорость ветра5.63 м/с
2022-12-03
Утром-10.94 ℃
Днем-8.63 ℃
Вечером-10.05 ℃
Ночью-11.01 ℃
Влажность43 %
ДавлениеhPa 1048
Скорость ветра6.19 м/с