В ЗКО затягивается строительство дорог из-за нехватки полувагонов для перевозки щебня

Трасса «Онеге-Бисен-Сайхин». Весна 2022 года. 

В этом году на участке дороги «Онеге-Бисен-Сайхин» построено всего 12 километров дороги из 30 запланированных. По словам руководителя компании, срыв плана происходит из-за отсутствия полувагонов для перевозки щебня, которые не могут проехать по территории Российской Федерации из-за несоответствия российским стандартам.

По словам руководителя филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Казбека МАМБЕТОВА, в ЗКО отсутствуют каменные карьеры, поэтому щебень завозится из соседних областей — Актюбинской и Мангистауской.

— По западному региону заготовка материалов осуществляется со станций Мугалжар и Бершугир Актюбинской области. Расстояние от станции загрузки и до станции выгрузки составляет более 1300 км, что может занимать до 10 дней. Помимо этого, вагоны проходят через территорию РФ, и некоторые из них не соответствуют требованиям для перевозки по территории РФ, что создает дополнительные препятствия в доставке материалов, — объяснил Мамбетов.

Для строительства одного километра дороги необходимо шесть тысяч тонн щебня – это 80-90 полувагонов. Руководитель компании ТОО «Акжол Курылыс» Амирбек ТУЛЕГЕНОВ, которая строит дорогу на трассе «Онеге-Бисен-Сайхин» на участке с 50 до 103 километра, объясняет, что основная проблема – в нехватке полувагонов с выходом на Россию.

Амирбек Тулегенов (на фото слева) рассказывает, из-за чего происходит срыв строительства дороги «Онеге-Бисен-Сайхин».

— Расстояние от щебневого карьера в Актюбинской области до конечной станции Сайхин составляет 1700 километров. Из них 760 километров полувагоны проходят по территории РФ. Так вот, 90 процентов из наших полувагонов не соответствуют российским требованиям. У россиян есть отдельные требования к колесным парам, и, непосредственно, к самим полувагонам по тоннажу. Мы поднимали эту проблему с апреля месяца, — рассказал Амирбек Тулегенов. — В прошлом году нас не слушали, нас штрафовали. Зимой мы пытались организовать перевозку российскими вагонами, и всего с января по апрель месяц перевезли 66 вагонов щебня, хотя только в этом году нужно было 1600 вагонов.

Тулегенов рассказал, что в апреле дорожникам удалось достучаться до акима ЗКО и чиновников из министерства, и те после совещания с руководством «Казахстан Темир жолы» в июле 2022 года выделили им 400 полувагонов, благодаря которым его компания смогла построить 12 километров дороги из 30 запланированных.

Вторая проблема, по словам руководителя дорожной компании, это оборачиваемость вагонов, то есть их время в пути.

— У нас только в одну сторону вагон идет 9 дней, от поставщика ко мне — 18-19 дней. Получается, в месяц, условно говоря, я могу получить 600 вагонов с щебнем для трех подрядчиков. Сейчас вроде эту ситуацию наладили. Вагоны стали в одну сторону доезжать за 5 дней. Нужно попробовать удержать такой темп, но уже сейчас из 400 вагонов с доставки щебня сняли 220 и отправили на другие направления — на перевозку зерна, угля и т.д. – объяснил Тулегенов.

Тулегенов уверен, что для того, чтобы ускорить строительство дороги на участке «Онеге-Бисен-Сайхин», нужно оставить для перевозки щебня 400 полувагонов, чтобы с их помощью дорожные компании смогли заготовить щебень в зимний период.

— Если бы мы за зиму сделали заготовку щебня хотя бы на 70 процентов, мы смогли бы обеспечить полноценный проезд по трассе «Онеге-Бисен-Сайхин». В прошлом году мы построили 10 километров дороги, в этом году — 12. Из 109 тысяч тонн щебня я заготовил всего 56 тысяч тонн. Чтобы проект закончить в следующем году, нужно 200 тысяч тонн щебня – это порядка 2600-2700 полувагонов, а у нас из 10 тысяч полувагонов только две тысячи соответствуют российским стандартам, — сказал Тулегенов.

Из-за срыва плана по строительству на дорожные компании накладываются штрафные санкции. Дорожники с этим не согласны, и намерены отстаивать, что срыв происходит не по их вине.

Напомним, что трасса «Онеге-Бисен-Сайхин» на протяжении десятков лет вызывает критику местных жителей, автомобили которых тонут в грязи каждые весну и осень. Чтобы добраться до своих поселков, жителям приходится по несколько суток проводить в пути.

Талгат УМАРОВ

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

x
2024-09-20
Утром12.13 ℃
Днем21.23 ℃
Вечером19.19 ℃
Ночью15.53 ℃
Влажность25 %
ДавлениеhPa 1017
Скорость ветра5.64 м/с
2024-09-21
Утром10.14 ℃
Днем19.64 ℃
Вечером20.44 ℃
Ночью15.72 ℃
Влажность39 %
ДавлениеhPa 1017
Скорость ветра5.45 м/с