В Уральске снизилось качество мобильной связи, и в 10 раз выросли штрафы сотовым операторам
Практически каждый месяц уральцы подают не менее 10-20 жалоб на перебои с сотовой связью и низкую скорость интернета, и до 70% этих жалоб находит свое подтверждение в ходе проверок. Специалисты связывают это с тем, что растет численность населения, и мощностей базовых станций сотовых операторов не хватает. Только за сентябрь этого года у сотового оператора Beeline по ЗКО появилось около 8 тысяч новых абонентов, и по разным техническим причинам произошло отключение 4 базовых станций.
Руководитель управления цифровых технологий по ЗКО Нурлан Нурсултан поясняет, что проблема со связью в Уральске есть. У сотового оператора Beeline за последние недели «сеть просела» и качество связи снизилось в основном, в Уральске и его ближайшем пригороде.
Нагрузка выросла, число станций сократилось
– Мы созванивались с представителями компании «КарТел» (владелец сети Beeline), уточняли, в чем причина нарушений в работе сети. Они объясняют нам, что сейчас в Уральске по разным причинам отключены 4 базовых станции – где-то аренду завысили за площадку размещения, где-то продали эту площадку новому владельцу. Сейчас оператор ищет новые места, чтобы разместить эти базовые станции. Кроме того, сейчас Beeline и другие операторы сотовой связи начали работы по модернизации сети – переключают частоты сотовой сети. Это связано с тем, что сейчас заметно увеличилась нагрузка на сети сотовых операторов – только у Beeline за сентябрь прибавилось около 8 тысяч новых абонентов за счет приехавших в регион россиян. Нагрузка выросла – они начали расширять частоты, – рассказывает Нурлан Нурсултан. – В самое ближайшее время этот оператор обещает модернизировать свои сети, чтобы перебоев ни с сотовой связью, ни с мобильным интернетом не было.У компании есть обязательства – в ближайшее время они эти станции переустановят, иначе их ждут штрафы.
Глава управления цифровых технологий по ЗКО отмечает, что у второго крупного игрока на рынке сотовой связи – компании Kcell – таких проблем нет, у них связь работает в штатном режиме.
Нурлан Нурсултан объясняет, что возглавляемое им ведомство не имеет никаких рычагов воздействия на операторов сотовой связи. Но в ЗКО есть Межрегиональная инспекция связи – ведомство, которое имеет полномочия штрафовать операторов сотовой связи, если их услуги не соответствуют определенным Минцифры стандартам по стационарному и мобильному интернету, сотовой связи. Любой пользователь может написать в эту инспекцию жалобу на плохое качество связи и низкую скорость интернета по заявленному сотовым оператором тарифу. По факту инспекторы должны отреагировать, выехать на замеры и установить – есть ли в действительности факт некачественной связи. У них есть специализированное оборудование, измерители качества связи, при помощи которых специалисты могут выявить нарушения и наложить штрафы на сотовых операторов.
Большинство жалоб – на низкую скорость интернета
Руководитель Межрегиональной инспекции по качеству связи Айвар Султашев рассказывает, что больше всего население области волнует качество мобильного интернета. По нормативам,3G-интернет должен быть не менее 1 мегабита в секунду, 4G-интернет – не менее 5 мегабит в секунду. Ежемесячно инспекция получает до 10-20 жалоб от жителей на слабый интернет и перебои с голосовой сотовой связью, и до 70% этих жалоб находит свое подтверждение в ходе проверок.
Так, за 8 месяцев 2022 года инспекция провела 33 проверки качества связи по городу и области. Из них выявила 20 нарушений по скорости мобильного интернета и качеству голосовой связи.
Айвар Султашев подчеркивает, что в тот период штрафы за первое нарушение для сотовых операторов были 100 МРП, за повторное нарушение – 200 МРП.
С 11 сентября штрафы для сотовых операторов выросли в 10 раз: сейчас за первое нарушение предусмотрено 1000 МРП, за повторное нарушение – 1500 МРП.
Так, по итогам 8 месяцев 2022 года в ТОО «Картел» (торговая марка Beeline) было проведено 12 проверок и выявлено 6 нарушений, штрафы оператору составили 600 МРП (1,837 млн тенге). У сотового оператора Kcell было осуществлено 14 проверок качества связи и выявлено 10 нарушений, штрафы – 1000 МРП (3,063 млн тенге). У компании MobileTelecom – Altel, Tele2 – по 6 обращениям граждан были выявлены 3 нарушения, выписано штрафов в размере 300 МРП (918 тыс. тенге).
На качество связи у АО «Казахтелеком» поступило 2 обращения, в результате компании были выписаны 2 штрафа в размере 200 МРП (612 тыс. тенге).
По итогам сентября-октября этого года инспекция уже наложила на операторов связи 13,7 млн тенге штрафов – по новым расценкам. У Beeline прошло 7 проверок, у Kcell– 1, у MobileTelecom – 5 проверок. В результате штрафы за некачественную связь только у компании Beeline составили свыше 9 млн тенге.
Народ требует связь, а станции на крышах – не хочет
– Все проверки мы проводим только по жалобам и обращениям граждан. Мы измеряем показатели качества связи, это, прежде всего, голосовая связь и скорость интернета. Если эти показатели не соответствуют нормативам, мы штрафуем операторов сотовой связи, – констатирует Айвар Султашев.
Он объясняет, что устойчивость радиосигнала для сотовой связи дают базовые станции, которые операторы должны размещать в населенных пунктах – зачастую на крышах высотных домов. Но жители этих домов не всегда охотно дают разрешение на размещение таких станций, так как считают, что радиосигналы будут негативно влиять на их здоровье. В Уральске есть ряд микрорайонов, где есть провалы сигналов сотовой связи, потому что там нет базовых станций мобильных операторов.
Так, к примеру, в микрорайоне Жана-Орда люди отказываются от установки на их домах базовой станции сотовых операторов. В итоге в этом микрорайоне есть места, где мобильная связь просто пропадает. Подобная ситуация сложилась и в микрорайоне «Жулдыз»: несколько лет назад там была демонтирована по жалобе населения в прокуратуру Уральска базовая станция оператора Tele2. Теперь жители этого микрорайона постоянно жалуются на плохое качество связи, и витоге сами приняли решение разрешить установку базовой станции на территории «Жулдыза» – это будет сделано до конца 2022 года.
Всем селам ЗКО – качественную связь до 2024 года
Нурлан Нурсултан поясняет, что с 2020 года операторы связи получают от правительства РК налоговые льготы. За использование радиочастот они платят аренду государству, и у них есть договоренность с Министерством цифровых технологий – сотовые операторы не будут платить 90% налогов с этой арендной платы, но взамен обязуются до 2024 года реализовать проект по обеспечению сотовой связью сельских населенных пунктов с численностью населения более 250 человек. Эта работа активно идет уже третий год. За последние два года в плане обеспечения населения сотовой связью было сделано в этом направлении в разы больше работы, чем за 28 лет ранее. Только за 2022 год сотовый оператор Beeline не просто обеспечил качественной связью 72 сельских населенных пункта, но и предоставил людям возможность пользоваться высокоскоростным интернетом 4G, в 14 населенных пунктах они полностью установили новые базовые станции (3 из них – в Уральске, и 1 – в Аксае). Оператор сотовой связи Kcell должен был с начала 2022 года в рамках своих обязательств провести сотовую связь более чем в 70 сел, но они начали только в сентябре – в их планах обеспечить интернетом и мобильной связью 75 сельских населенных пунктов (сейчас смогли охватить 5 сел в Теректинском районе).
– Сотовые операторы обещают до конца 2024 года обеспечить все населенные пункты по области с населением свыше 250 человек сотовой связью и мобильным интернетом. Если они не будут снижать темпы работ, то должны это сделать, — рассуждает Нурсултан Нурлан. – До 2018 года по области оптоволокно было проложено лишь в 5 районах. Жанибек и Бокейорда были практически без сотовой связи. Сейчас оптоволокно есть во всех 12 районах ЗКО, сотовая связь доступна во всех райцентрах и крупных населенных пунктах.
Сельчане сбивают связь репитерами
В селах, как объясняет Айвар Султашев, жалобы на качество связи тоже не единичны. Но там качество связи снижается из-за того, что часть продвинутых сельчан пользуется репитерами – приборами, усиливающими качество связи для владельца данного устройства. Установив самовольно это оборудование в своем доме, человек оказывает влияние на работу базовой станции оператора сотовой связи – простыми словами, перетягивает сигнал сотовой связи на себя. В итоге базовая станция не может работать корректно, и обеспечивать качественной сотовой связьювсех абонентов в конкретном селе.
– К примеру, в рамках проверки мы были в селе Раздольное района Байтерек. Там у жителей в домах было самовольно установлено 70 репитеров. Когда в поселке электричество отключили, эти репитеры оказались обесточенными, и сотовая связь в поселке нормально функционировала. Таким образом мы доказали сельчанам, что они сами у себя отбирают возможность пользования сотовой связью. Эти репитеры сбивали сигнал базовой станции, в итоге она корректно не могла работать и у сельчан не было качественной связи, – рассказывает Айвар Султашев.
Он подчеркивает, что после вынесения предписания о некачественной связи сотовый оператор должен в течение 6 месяцев исправить все нарушения. Так, к примеру, в 2021 году были выявлены нарушения по низкой скорости интернета в ряде сел Таскалинского, Жанибекского районов – Жаксыбай, Таловка, Борса, Болашак, Мереке. Там был интернет 3G, при заявленном 4G. В этом году в указанных селах налажен интернет с заявленной скоростью, связь для населения улучшили.
ВАЖНО!
Если у вас есть претензии по качеству сотовой связи и мобильного интернета, вы можете направить свою жалобу в Межрегиональную инспекцию по качеству связи, их номер телефона: 50-38-77.
Людмила КАЛАШНИКОВА