Супермаркеты Уральска: гречка и картофель дешевле, чем на рынках
Пять крупных торговых сетей города подписали с акиматом ЗКО меморандум о том, что будут реализовывать социально значимые продукты питания с минимальной наценкой – 10%. И сейчас сахар, гречку, овощи в этих сетях можно купить по цене на 20-30% ниже, чем в магазинах и даже на оптовых рынках.

– В ноябре этого года супермаркеты нашей области подписали с акиматом ЗКО меморандум о том, что при реализации социально значимых продуктов питания в своих торговых сетях они будут делать наценку всего 10% от цены их закупа. Хотя в правилах, утвержденных Министерством торговли, обозначено, что эта торговая надбавка по СЗПП не должна превышать 15%, супермаркеты согласились продавать их с еще меньшей наценкой. Это сети супермаркетов «Алтындар», «Лидер», «Дина», «Анвар» и «Жангир хан», – объясняет директор Департамента торговли ЗКО Бакдаулет ИБРАИМОВ ситуацию с ценообразованием в уральских супермаркетах.
Он констатирует, что сейчас в регионе стабилизировалась цена на сахар, помимо казахстанского, на рынок стал поступать и российский сахар-песок. Супермаркеты Уральска реализуют наш, казахстанский, сахар с минимальной наценкой, его стоимость начинается от отметки – 444 тенге за килограмм. Объемов сахара достаточно для потребностей населения ЗКО. Ибраимов подчеркивает, что в 2022 году по ЗКО – хороший урожай овощей. Фермеры часть своей продукции заложили на зиму в овощехранилища. И в управлении торговли прогнозируют, что резких скачков цен на овощную продукцию в зимний сезон быть не должно. Сейчас самая дешевая цена на картофель в торговых сетях сложилась на уровне 103 тенге за килограмм. Конечно, это не крупный овощ, тот картофель, который крупнее, стоит в торговых сетях от 130 тенге за килограмм (на рынках его цена начинается от 150 тенге).
В течение всего ноября сеть супермаркетов «Алтындар», по словам Бакдаулета Ибраимова, проводит акцию «Час пик»: в понедельник-вторник-среду здесь продают социально значимые продукты питания абсолютно без наценки – по цене поставщиков. Сейчас Департамент торговли ведет переговоры с другими торговыми сетями, чтобы в декабре они перехватили инициативу «Алтындара» и тоже реализовывали социально значимые продукты питания по перечню без своих надбавок.

– На данный момент мы пытаемся быстро реагировать на ситуации, когда возникает рост цен на социально значимые продукты питания, выясняем, с чем это связано. Мы делаем все для того, чтобы оптовые поставщики продуктов питания в область, производители сельхозпродукции напрямую работали с торговыми сетями, чтобы не было цепочки посредников, которые хотят иметь свою маржу от продаж, и в итоге делают товары дороже для конечных потребителей. У некоторых торговых сетей есть проблемы со стабильной доставкой товаров – нет в достаточном количестве автомашин, чтобы привозить продукты питания. Они пользуются услугами транспортных компаний. Наша задача на данный момент – создать ситуацию, чтобы, кроме транспортных компаний, между производителем и торговыми сетями вообще не было никаких посредников, – рассказывает руководитель областного Департамента торговли.
Общеизвестно, что 40% социально значимых продуктов питания поступают в ЗКО из России. И повышение курса рубля уже сделало большую часть российских товаров на 50-70%, и даже на 100% дороже.
– Достаточно высокими в условиях сегодняшнего высокого курса рубля остаются цены на молочную продукцию. Мы завозим из России и Беларуси 75% молочной продукции, и пока полностью сами не можем обеспечить регион кефиром, молоком, сметаной. У акимата области есть планы по созданию молочно-товарных ферм, чтобы увеличить производство молока. Когда область начнет сама себя обеспечивать молоком, цены на кисло-молочную продукцию начнут снижаться, – констатирует Бакдаулет Ибраимов.
Бакдаулет Ибраимов отмечает, что сейчас только ленивый не говорит о резком повышении цен на яйца. Чтобы чуть снизить нагрузку на покупателя, ТОО «Уральская птицефабрика» реализует свою продукцию на собственных торговых точках на рынках «Алтын Алма», «Аяжан», «Караван» и «Мирлан» по себестоимости – без каких-либо наценок – по 470 тенге за 10 яиц категории С1, по 430 тенге – за 10 яиц категории С2, по 250 тенге – за 10 яиц категории С3. Отборные яйца этот производитель сельхозпродукции реализует на рынках по 480 тенге за десяток.
Людмила КАЛАШНИКОВА