Спектакль — антивоенное высказывание поставил в Уральске режиссер, покинувший Россию
Спектакль “Сережа очень тупой” по пьесе драматурга Дмитрия Данилова на сцене театра им. Островского поставил молодой российский режиссер Семен Филиппов. Четыре месяца назад он приехал в Уральск, не желая больше оставаться в России, живущей в состоянии тотальной мобилизации на войну с Украиной. Поставленный им спектакль выламывается из привычного для театра им. Островского классического репертуара. Он о современности, очень актуальной. Настолько, что его можно принять за антивоенное высказывание.
Сам Семен Филиппов говорит, что такое определение его спектакля ему близко.

Премьера спектакля “Сережа очень тупой” состоялась на сцене драмтеатра им. Островского в декабре, затем его еще один раз показали в январе, каждый раз при полном аншлаге. Постановка произвела на зрителей сильное впечатление. Многие из них уходили в полной растерянности, не сразу разобравшись в своих мыслях и чувствах от увиденного на сцене.
“У меня внутри тремор какой-то… Страх какой-то”, — так описала свое впечатление от спектакля одна из зрительниц.
«Этот спектакль все по-разному воспринимают», — соглашается сам режиссер.
— У меня нет сомнений, что искусство — это зеркало, и оно отражает того человека, который в него смотрится. Кто-то ничего не увидел. Кто-то видит историю государства, которое вламывается тебе в квартиру и говорит, как тебе жить. Все по-разному воспринимают, и по-разному отвечают на вопрос, что там, в посылке, и кто эти люди. В пьесе, несмотря на свою кажущуюся простоту, очень много ловушек для зрителя, и не все готовы эти ловушки замечать и в этом во всем разбираться. Мой спектакль для того, чтобы люди оглянулись вокруг и задали себе вопрос — что вокруг меня происходит?
В спектакле сыграли роли еще двое российских актеров, тоже бежавших от принуждения к участию в войне в Украине, — Иван Кочубей (главный герой) и Владислав Здоров (один из трех курьеров). В ролях еще двух курьеров играли уральские актеры — Виталий Котельников и Юрий Недопекин, а также Анастасия Котельникова (Маша).
Последние десять лет Семен Филиппов прожил в Москве и поставил там на различных сценах около десятка различных спектаклей. Некоторые из них были отмечены премиями театрального мира.
СМОТРИТЕ НАШЕ ВИДЕО
Читайте рецензию нашего автора Алены БРАЖНИКОВОЙ на спектакль.
За две недели после того, как в России была объявлена мобилизация, в Казахстан прибыло больше 50 000 россиян. Большая часть пересекла границу в районе Уральска, а на самой границе – Маштаково, Теплое – мужчин, их жен и детей встречали волонтеры с горячей едой. Тех, кто уже пересек границу, волонтеры развозили по домам, а также раздавали бесплатные сим-карты. Сотни казахстанских семей приютили у себя граждан России, и в целом уральцы оказали теплый прием для вынужденных релокантов.
Символично, что именно в Уральске, в драматическом театре имени Островского прошел показ спектакля “Сережа очень тупой” по пьесе Дмитрия Данилова. В разное время его ставили разные режиссеры – Никита Бетехтин, Дмитрий Месхиев. В уральском театре его поставил Семен Филиппов, молодой режиссер, выпускник ЧГАКИ города Челябинска, на чьем счету уже несколько популярных постановок. Главную роль играет Иван Кочубей, родившийся в Уральске и вернувшийся сюда спустя много лет.
(Далее в тексте – спойлеры, подробное описание спектакля. Так что, если вы еще не посетили спектакль, будьте осторожны! А если посетили и хотите разобраться в нем глубже – то обязательно читайте до самого конца).

Главный герой, Сережа, работает программистом. Он — москвич раздолбайского вида со своей квартирой, работает, разумеется, удаленно. Программирует приложение онлайн-банка. Как только мы видим его, растрепанного, прыгающего по квартире, мы как-то сразу понимаем, что Сережа – из ряда представителей среднего класса, которых старшие родственники из СССР считают инфантильными и изнеженными жизнью. Сколько ему лет, непонятно, — 20, 25? Позже мы узнаем, что ровно тридцать.
На номер безмятежного Сережи номер поступает звонок от курьерской службы.
– Вам доставка. Будем в течение часа.
Несмотря на то, что никакой доставки Сережа не ждет, он соглашается ее принять. В дверь тут же входят трое курьеров в одинаковой одежде: практически трое из ларца, но представители разных поколений. Старший, лет 55, помладше – выглядит на 40, и совсем юный – 20-25 лет. Курьеры ведут себя по-хозяйски, заполняют собой все пространство Сережи, рассаживаются на его мебели и заявляют, что пробудут с ним целый час.
– Как целый час?
– Мы же вам сказали – будем в течение часа. Иногда клиенты говорят, что хотят, чтоб мы были в течение суток – вот и приходится быть с ними сутки!
С этого начинается сюрреалистическая комедия. Сережа не понимает ничего из того, что происходит в его доме: он просит курьеров уйти, но те считают, что никак не могут этого сделать. Кто эти трое – неясно, но от них веет метафизическим и чем-то мертвячьим, не из этого мира. Посылку они также не показывают. Сережа молит, чтобы они объяснили, что происходит, бьется в истерике, но курьеры только смеются: Сергей, ну как же так, мы работу свою исполняем хорошо, кто-ж с вами еще так посидит, поговорит.
В какой-то момент курьеры рассказывают о себе, и их биографии, не то чтобы похожи, они одинаковые. Родились в городе Грязи Липецкой области, отправились в армию, добросовестно отслужили, затем приехали в Москву – хорошие деньги предлагали в курьерской компании! У всех возлюбленные – бухгалтерши. У старшего – бухгалтерша на пенсии.
Сережа, услышав слово “Грязи”, начинает хохотать. Дескать, что это за Грязи, как так можно было назвать город?! Этот смех – первая интерссылка, которую считывает зритель. Москва – не Россия, и Сережа, представитель среднего класса, явно обладает не шибко обширными знаниями о своей стране. Его москвацентричность входит в конфликт с советскостью самого старшего курьера: тот считает, что все должно быть по уму, и путь “родился-армия-женился-родил детей-работаешь в курьерской службе-чтоб по уму” – это единственно верный путь. Младший курьер, нет-нет, да и спрашивает у Сережи, а сложно ли быть программистом, но его моментально осаживают коллеги – еще чего задумал! Подвижка в сторону отклонения от проторенного пути жестко порицается старшими.
Абсурдизм ситуации наращивает обороты, когда Сережа высказывает мнение, что курьеру не нужно никакое высокое айкью, потому что эта работа – пустяковая и механическая. Классовое мышление Сережи моментально разбивается об истории курьеров о том, с чем им приходилось сталкиваться на работе: им приходилось хоронить умершего, помогать повеситься суицидиенту и даже вырезать аппендицит. Сережа ничего не понимает и, по правде говоря, действительно выглядит очень тупым. Странная логика его гостей на поверку оказывается железобетонной: действительно, сказали, что будут у него “в течение часа” – так ведь и сидят. Может ли курьер столкнуться с нетривиальными ситуациями на работе, спасти жизни или даже их завершить? Может, ведь он попадает в наиболее интимное и закрытое пространство – дом своего клиента.

Сережа сходит с ума, и вдруг его бескомпромиссно приглашают сыграть в города. Пока курьеры козыряют изысканными названиями городов мира, Сережа не может вымолвить ничего изобретательнее, чем “Нижний Новгород” и “Лондон”. Снова камень в огород москвацентричности. Дальше – страшнее: игра приобретает пугающий оборот, когда в порыве правил, которые известны только метафизическим курьерам, они начинают отсчет – тому, кто не назовет нужный город в течение нескольких секунд, отрубят конечности. Сережа окончательно сломлен, хоть и спасается от незавидной участи.
Курьеры заводят замогильную казачью песню:
“…Избу мою ветхую
Избу кособокую
Что всю жизнь латаю и чиню
Оболью бензином
Чтобы в ней не сдохнуть
И к чертям собачим подпалю
Родину великую
А ныне позабытую
Что полвека без войны живет
Прокляну навечно
Глупую и сытую
Без войны Россия пропадет”.
На этом моменте зрители начинают переглядываться. Если до этого зал хохотал, то при упоминании войны становится ясно, что абсурдистская комедия завела всех глубже, чем мы этого ожидали. Важно отвлечься от описания сюжета постановки и упомянуть, что автор пьесы написал ее в 2018 году – гораздо раньше событий, которые привели россиян в Уральск, Казахстан в целом и десятки других стран мира. И, если в 2018 году спектакль “Сережа очень тупой” считывался как критическое высказывание о “проторенной дорожке” и особенностях службы в позднесоветской армии (о чем говорит сам автор пьесы), так и о инфантилизации постсоветского поколения, то сегодня это мощное антивоенное высказывание, где символы обрели самые острые углы.

Кошмар Сережи прекращает Маша – его жена, красавица и умница, проектировщица интерьеров, которая входит в дом и покоряет курьеров, поит их чаем. Кажется, курьеры не только заворожены гостеприимством Марии, но и слегка разочарованы. Почему – мы скоро поймем.
Час истекает, и троица спешит к двери – “нам переработки не нужны”. Старший из компании мрачновато смотрит на Сережу и говорит:
– Хорошая жена – редкость в наше время. Берегите ее, Сергей.
Эти особенности – мрачность, паузы в словах – не что иное, как интерпретация режиссера Семена Филиппова. В самой пьесе нет таких деталей, как тяжелый взгляд и видимое напряжение курьеров насчет Маши. Тем интереснее.
Наконец, курьеры достают посылку — плотно обвязанный пакет, и уходят. Сережа решает позвонить отправителю.
– Кто вы? Что это за посылка?
– Пантелеев Сергей Николаевич? Доставили посылку? (тембр голоса говорящего меняется каждые пару секунд, становясь то низким, то высоким, почти женским, то и вовсе звучит роботически).
– Доставили, доставили! Кто это? Что в ней?
– Как хорошо, что доставили! Отлично, что вы посылку получили, что ее доставили. До свиданья, Сергеей Николаевич.
Маша, жена Сережи, твердо говорит – посылку надо выбросить. Сережа хватает нож и начинает обороняться – посылку надо открыть! Она живая, живая! А что, если задохнется! Мария выхватывает из рук Сережи нож и выбрасывает его на безопасное расстояние. Она убеждает его взять посылку и выбросить ее далеко, за их дом. Сережа сбивчиво объясняет, с каким ужасом ему пришлось столкнуться, но его слова слышатся как бессистемная истерика. Маша говорит важное: жив, здоров, ничего не украли? Ну и хорошо! Ну и хорошо!
Когда Сережа уходит, Маша обращается прямо к залу.
– Сережа очень тупой. Сережа. Очень. Тупой. Мой умный, тупой Сережа. Позвонить на неизвестный номер, почему нет! Открыть посылку от незнакомца – да, конечно! Господи, почему Сережа такой тупой. Такой тупой, умный, мой любимый Сережа. Что-то я расклеилась… Нужно окружить Сережу любовью и заботой, когда он придет. Нужно окружить Сережу любовью и заботой.
Сережа возвращается домой. Маша обволакивает его своими руками, как покрывалом. Сережа постепенно приходит в себя. И вот уже они обсуждают работу и будущее. Гаснет свет – на фоне черно-белой хрущевки, виднеющейся из окна, обнимаются два силуэта: тупого-умного Сережи и мудрой, выученной помогать, Маши.
А потом мы видим в окне, как один за одним незнакомцы – пожилая женщина, молодой мужчина – вскрывают загадочный пакет. И в их окнах навсегда гаснет свет. Они умирают? А Сережа и Маша – продолжают танцевать…
мВне отсылок к современной ситуации с Россией, можно трактовать постановку, как олицетворение простой истины: неодиночество может обмануть смерть. Если есть тот, кто тебя принимает, кто способен утихомирить твое безумие – скорее всего, ты будешь спасен. Но также это о силе женщины, сложившейся социально (хотя многие называют это природной данностью), принимать разумные, по-настоящему рациональные решения, которые могут обуздать порой идиотическое любопытство мужчины.
Но мы больше не можем видеть этот спектакль, закрывая глаза на окружающую действительность. И в посылке-смерти мы видим повестку в военкомат. В тех, кто ее все-таки взял – мужчин, что умерли, и женщину, чья жизнь потухла, потому что она своими руками отправила сына-мужа-брата на смерть. В Маше мы видим коллективный образ всех женщин, кто в 2022 году схватил своих возлюбленных под руку и увез из страны, кто оберегал их, окружая заботой на грани с эмоциональным обслуживанием. Огромное количество российских женщин выгорели, стали “женами декабристов”, потеряли дом, работу, но сохранили семью – и о них, о реальных женщинах, мы уже здесь писали.
Вы видели этих женщин в Уральске. В парке Кирова, в кофейнях, в торговых центрах. Они просили в чатах помощи теплые одеяла, одежду для детей, спрашивали, где лучше купить продукты на местном рынке. Эти женщины бродят сейчас по странам всего мира. И на их плечах – огромный груз. Потому что у войны не женское лицо. Но получается, что у мира – женское.
P.S. Так почему же курьер так внимательно и даже обреченно отреагировал на Машу? Потому что, когда вестник смерти встречается с тем, кто может ей противостоять, он теряет собственную власть.