Национальный проект строительства «Комфортных школ» недоработан – ветераны-педагоги Актюбинской области
Педагоги написали открытое письмо Правительству РК, в Генеральную прокуратуру, Министерство образования, а также Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК – 21 человек поставил свои подписи под обращением, в котором просят пересмотреть проекты по строительству новых школ в регионах и исправить ошибки и недочеты, которые, по их мнению, были допущены при проектировании новых школ. Это письмо ветераны педагогического труда передали и в «УН» с просьбой разместить его на нашем информационном портале.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Постановлением от 30 ноября 2022 года №963 утвердили национальный пилотный проект в области образования «Комфортная школа«, рассчитанный сроком на три года, где указано, что проект нацелен на системное решение проблемы нехватки ученических мест, ликвидацию аварийных и трёхсменных школ, ... полное оснащение школ предметными кабинетами и лабораториями. В приложении к данному национальному пилотному проекту указаны задания на проектирование средней общеобразовательной школы на 300, 600, 900, 1200, 1500, 2000, 2500 обучающихся. Там же указано, что необходимым шагом является выбор наиболее подходящей информационной системы для мониторинга проекта с целью обеспечения максимальной прозрачности строительства в режиме онлайн, доступной любому человеку. Мы полагаем, что мониторинг должен проводиться на стадии проектирования, так как наш опыт показывает, если допущены ошибки и просчеты в проектировании, то местные исполнительные органы не позволяют исправить их в процессе строительства.
Поэтому хотим высказать свои предложения к заданиям по проектированию школы, приведенных в национальном пилотном проекте в области образования «Комфортная школа», на примере школы на 300 посадочных мест. Хотим отметить, тот отрадный факт, что предлагаемая площадь, в сравнении с действующими проектами, почти в полтора раза больше.
С педагогической точки зрения, выскажем несколько, на наш взгляд, существенных предложений, которые не должны привести к удорожанию стоимости объекта.
Во-первых, по обустройству учебных кабинетов: во всех предметных кабинетах, включая кабинеты начальных классов, необходимо предусмотреть лаборантские. По СН РК 3.02-11-2019 строительные нормы РК, общеобразовательные учреждения, сказано: лаборантская — помещение для хранения и подготовки оборудования к опытам учителем и лаборантом.
В вышеуказанном пилотном проекте «Комфортная школа» для варианта на 300 посадочных мест предусмотрено всего шесть кабинетов совместно с лаборантскими комнатами, это кабинеты физики, химии, биологии, НВП, биотехнологий и нанотехнологий, по 113 квадратных метров для каждого кабинета. Учитывая, что стандартная площадь учебных кабинетов без лаборантских комнат – 63 м2, 113-63 равно 50 м2— это площадь лаборантских комнат для вышеуказанных кабинетов. Нам неведомо, на основании каких санитарных, строительных и педагогических нормативов отведена столь внушительная площадь под лаборантские для вышеуказанных кабинетов. Из практического опыта и из принципа необходимости и достаточности мы полагаем, что под лаборантские для вышеуказанных кабинетов, исходя из номенклатуры учебного оборудования на настоящее время, вполне достаточно по 16-22 м2 площади, тогда избыточную площадь 30 м2 умножаем на 6 равно 180 м2 можно было бы распределить по другим кабинетам, по 10 м2 можно 18 кабинетов еще обеспечить лаборантскими помещениями.
Необходимость лаборантских при каждом учебном кабинете продиктована тем, что даже то минимальное оборудование фабричного изготовления, указанное в приказе Минобразования от 22 января 2016 года №70, при отсутствии подсобного помещения, трудно уместить в шкафах вдоль задней стены кабинетов, если к этому добавить пособия, которые дополнительно приобретаются и изготавливаются учителями и учащимися, получается внушительное количество. Все эти средства обучения надо аккуратно разложить на определенном месте, определенном образом, чтобы легко найти, когда это необходимо на уроке. Согласитесь, шкафы для хранения учебного оборудования, расставленные вдоль задней стены учебного кабинета, занимают значительную площадь, не отвечают эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям и главное – невозможно в узком пространстве должным образом разложить все эти средства. Когда их распаковываем из фабричных упаковок, они занимают значительное место, например, таблицы поступают в рулонах, для применения их надо приклеивать на картон, или другим образом хранить в расправленном виде. И еще – они не должны собою заслонять другие средства обучения, должны быть легкодоступны, то есть из сотен пособии надо быстро найти именно то средство, которое нужно сейчас на уроке. И любой практикующий учитель скажет, что это одна из сложных проблем школы.
Не трудно высчитать площади лаборантских комнат для каждого предметного кабинета, согласно вышеуказанного приказа Минпроса №70, где указано минимальный перечень необходимого оборудования. Каких-либо специальных санитарных требовании к обустройству лаборантских помещении и по нормированию их площади мы не нашли, поэтому их площади, из практических соображений и на основании рекомендации ученых- методистов (Например, Дрига И. И. Кабинетная система в общеобразовательной школе, М.: Просвещение, 1986,-207 с.) можно взять 10-20 м2.
Учитывая сноску, в задании на проектирование школ, где записано: при разработке ПСД допускается изменение площади в пределах ±20%, площади всех учебных кабинетов с лаборантскими можно было бы взять в пределах 70-80 м2, для раздельного обучения 40-45 м2.
Одно небольшое замечание: когда класс делится для изучения учебного предмета на две группы, то для изучения предмета отводится два помещения в половинном размере, например 33 м2. Повсеместно в задании на проектирование школ для раздельного обучения отведено по одному помещению для двух подгрупп, что недопустимо.
По обустройству цокольного этажа (подвала) школы приказом министра здравоохранения РК от 18 января 2023 года № 9 внесено изменение в приказ Министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № 76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования». Так, из правил исключено требование о том, что аудитории, учебные кабинеты, лаборатории должны размещаться на надземных этажах, введен норматив: помещения в подвальном и цокольном этажах объекта размещаются в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
В настоящее время подвалы школ либо захламлены, либо заняты чем угодно, но только не используются для решения учебных задач.
Поэтому предлагаем планировать в подвале школ стрелковый тир, там же – и комнату хранения оружия, чтобы не таскать винтовки по всей школе из кабинета НВП в тир. К слову: в подвале можно разместить раздевалку (гардероб), различные студии, спортивные секции и т. д. для внеклассных занятии с детьми.
В задании на проектирование написано: предусмотреть вместо гардеробов для обучающихся индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды, сменной обуви и учебников. Не совсем ясно, что это означает, однако, в любом случае нужно указать место, где должны находиться эти шкафчики. В настоящее время такие шкафчики расположены в коридорах и рекреациях школы, загромождая все и вся, отнимая у учащихся зону передвижения и отдыха, мы видим в некоторых школах, что от этого загромождения негде вывесить даже расписание уроков, не говоря о том, что надо бы вывесить в школе для всеобщего обозрения фотографии отличников учебы и других отличившихся в спорте и творчестве учащихся, и другие необходимые наглядные материалы.
Мы предлагаем расположить гардероб (индивидуальные шкафчики) в подвале школы, для этого, видимо, придется расширить лестничную площадку в подвал, но это задача проектировщиков и строителей. Если решится вопрос с лаборантскими для кабинетов начальных классов, тогда можно было бы расположить шкафчики для одежды вдоль задней стены класса, так как учащиеся начальных классов учатся на одном месте, не кочуют по кабинетам.
Обычно дети переобуваються при входе в школу, чтобы не таскать уличную пыль и грязь до индивидуальных шкафчиков, которые располагаются по всем этажам при входе в школу надо определить достаточную площадь и расставить скамейки для переобувания. И еще хочется добавить, а что, если дополнительно небольшие индивидуальные шкафчики расположить в зоне спортивного зала (или в подвале под спортзалом), для хранения спортивной одежды и спортивной обуви учащихся, чтобы не носить их каждый раз в школу. Вопрос риторический, в том смысле, что может иметь несколько равнозначных решений, но приемлемое решение можно найти, если хотим разгрузить рюкзаки учащихся. Наши предложения относятся к площадям учебных кабинетов и лаборантских, по их рациональному использованию, и по обустройству подвала школы.
Несколько замечаний есть у нас по другим аспектам проектирования школы: в задании для проектирования записано, что для проведения учебно-воспитательных мероприятий предусмотрен универсальный актовый зал с возможностью трансформации. Остается неясным, какой смысл заложен в понятии трансформация, если это такая трансформация, которая заложена в проект строящейся школы в с. Маржанбулак Актюбинской области, то лучше от него отказаться.
Также неясно, что означает задание для проектирования: предусмотреть центр досуга, совмещенный с центральной лестницей.
Почему-то из задания для проектирования выпала универсальная мастерская по обработке металла и древесины.
Также хотели бы заметить, что площадь инвентарной комнаты при спортзале в 15 м2, недостаточная, учитывая габариты и количество спортивного инвентаря, для снарядной спортивного зала, нужна площадь гораздо больше, чем 15 м2.
И последнее: по СН РК 3.02-11-2019 строительные нормы РК, в общеобразовательных учреждениях допускается также размещать хозяйственные кладовые в цокольном этаже или подвале здания школы с отдельным выходом наружу. Составы и площади хозяйственных построек определяются в соответствии с вместимостью и профилем школ. В этом же пункте написано: в хозяйственной зоне земельных участков сельских школ предусмотреть гараж для автобуса. (Эту норму никто не отменял, но об этом ничего не сказано в задании на проектирование «Комфортной школы»). Если нет гаража, учитывая наш резко континентальный климат, резко увеличатся эксплуатационные издержки и расходы на содержание автобуса, нужно будет часто проводить капремонт или менять автобусы на новые.
Мы как люди, посвятившие свою активную жизнь делу образования, изложили свое видение некоторых аспектов внутреннего обустройства здания школы на современном этапе развития общества. Когда мы аргументировали свои предложения, опирались не только на свою весомую педагогическую практику, но и руководствовались трудами и рекомендациями ученых НИИ школьного оборудования и технических средств обучения и ЦНИИЭП учебных зданий, которые были в Москве. В свое время их теоретические изыскания легли в основу разработки задания на проектирование школьных зданий. В частности были выпущены методические пособия которые назывались «Кабинет математики», «Кабинет музыки» и т. д. по всем предметам школьной программы.
Говоря об этом, мы с сожалением хотим сказать, что не видим труды отечественных ученых по тем аспектам, которые мы затрагиваем (например, где голос академии Алтынсарина), но в то же время было очень много писанины о том, что надо учить детей трех и четырехязычию чуть ли в утробе матери, о необходимости изучения в школе биотехнологий, нанотехнологий и роботостроения, предусмотрели для них в задании на проектирование невообразимо огромные площади.
Непонятно, сейчас школы должны превращаться в некие подобия НИИ, но не ставим ли мы тем самым телегу впереди лошади?!
Мы не претендуем на роль носителей абсолютной истины, поэтому, направляя свое видение по вопросу проектирования школ Правительству РК как открытое письмо, хотим услышать мнения заинтересованных членов общества, родителей, учителей, экспертов и непосредственных разработчиков проекта «Комфортная школа».
Было бы замечательно, если бы заинтересованные Министерства организовали всеобщее обсуждение задания на проектирование комфортных школ.
Поэтому предлагаем для ясности и для обсуждения опубликовать эскизный проект строительной части школы, например, для двухэтажной школы это всего три листа: подвал, первый и второй этажи. Было бы разумным не решать без всеобщего обсуждения жизненно важный вопрос проектирования школ, ведь там будут учиться наши дети, внуки и правнуки.
Письмо подписали:
Карымсак Есмагамбетов, бывший зав. кабинетом физики облИПК, директор Маржанбулакской СШ, Алгинский р-н, Актюбинская обл.
Досым Наби, бывший директор Каражарской СШ, Байганинского района, Актюбинская обл.
Сарсен Сражан, бывший директор СШ, отличник образования РК, награжден медалью им Ы. Алтысарина, Каракиянскиий район, Мангыстауская обл.
Серик Танкаев, ветеран педагогического труда, Иргизский р-н, Актюбинская обл.
Беймуратов Куанышбай, бывший директор Казербайской НСШ, Иргизский р-н, Актюбинская обл.
Каншайм Кожаева, бывшая завуч Карабулакской СШ, Алгинский р-н, Актюбинская обл. Тилектес Амиргалиева, доцент кафедры информатики АГУ им Жубанова
Куанышбек Кульмаганбетов, педагог исследователь Карабулакской СШ, Алгинский р-н, Актюбинская обл.
Гульбану Кульмаганбетова, педагог эксперементатор Карабулакской СШ, Алгинский р-н, Актюбинская обл.
Рабига Жумабаева, ветеран педагогического труда, Сапакульская СШ, Уйльский р-н, Актюбинская обл.
Улмекен Бошимова ветеран педагогического труда, Темирский р-н, Актюбинская обл.
Злия Калижанова, бывший завуч СШ им Н. Байганина, Уйльский р-н, Актюбинская обл.
Райхан Жунербаева, учитель физики СШ №39, г. Актобе.
Жайлыбай Сарин, бывший завуч Байганинской СШ, Байганинский р-н, Актюбинская обл. Алмаш Кереева, СШ №5, г Эмба, ветеран педагогического труда, «Мать- героиня», Акт. обл.
Сара Жумагалиева, отличник образования РК, Байганинский р-н, Актюбинская обл.
Алима Жадауова, отличник образования РК, Коргандузская СШ, Шалкарский р-н, Актюбинская обл.
Набира Сагынбаева, отличник образования РК, г. Актау
Қанымша Бадауова, ветеран педагогического труда, г. Шалкар, Актюбинская обл.
Мадина Исетова, ветеран педагогического труда, СШ №1, г Кандагаш, Актюбинская обл.
Лаяк Кабылова, отличник образования РК, Актюбинский гуманитарный колледж