Скандал вокруг земли кандидата в депутаты в мажилис в ЗКО
Предвыборная кампания в мажилис и маслихаты началась с первого скандала – представитель филиала общественного объединения «Әділдік Жолы» Бауыржан Заки предъявил обвинения в адрес семьи Асановых, известных латифундистов – они владеют 20 тысячами гектаров сельскохозяйственных земель и находятся в тройке самых крупных землевладельцев в области . Владелец крестьянского хозяйства «Мар-Эль» Марат Асанов выдвинулся кандидатом в депутаты мажилиса по партийному списку от НПК (Народная партия Казахстана).
Общественник, специализирующийся на антикоррупционных расследованиях, задался вопросом — на каком основании акимат района Байтерек за счет бюджетных средств заасфальтировал дороги в микрорайоне частной застройки “Асан”, где семья Асановых продала земельные участки под индивидуальное жилищное строительство? В прошлом году отдел ЖКХ района Байтерек использовал 1,1 млрд на капитальный и средний ремонт 11 улиц села Асан протяженностью 7,4 км со строительством сетей электроосвещения. На каком основании частный коттеджный городок благоустроен на бюджетные средства? — таким вопросом задался Бауыржан Заки.
Второй его вопрос – о законности изменения акиматом целевого назначения 209 гектаров земли Асановым со статуса сельскохозяйственной на статус «строительство жилых домов».
Цитируем из сообщения Бауыржана Заки на его странице в Фейсбуке.
«26.11.2007 г. постановлением №486 акима Зеленовского района Гайсы Капакова целевое назначение участка 209 га из 223 га, находящегося в частной собственности Асанова Марата, изменено с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для строительства жилых домов».
Приказами Отдела земельных отношений Зеленовского района №142 от 09.09.2011 г., №143 от 22.08.2012 г., №191 от 02.10.2013 г., №73 от 28.04.2014 г. произведен раздел земельных участков площадью 209 га».
Далее приказами отдела земельных отношений Зеленовского района о разделе земли КХ «Мар-Эль» для строительства частных домов:
— №142 от 09.09.2011 г. о разделе на 32 участка 3,7 га с №786 по №818 (подписал А. Ибрагимов);
— №143 от 22.08.2012 г. о разделе на 349 участков 30,7 га и на коммуникации 11,4 га (подписала А.Бермагамбетова);
— №191 от 02.10.2013 г. о разделе на 104 участка 9,4 га (подписала Алия Муханбетжанова – сейчас аким Шынгырлауского района);
— №73 от 28.04.2014 г. о разделе на 403 участка 51,9 га (подписала Алия Муханбетжанова);
— №66 от 18.07.2019 г. о разделе (количество не указано) участков 87,2 га (подписал К. Тулегенов).
Всего разделен на 888 участков».
Далее общественник заключает, что “из-за злоупотребления должностными полномочиями ответственных лиц и неправомерного действия нынешнего собственника причинен ущерб государству в виде отчуждения сельскохозяйственных земель и неполной уплаты налогов”.
По словам Бауыржана Заки, он обратился в прокуратуру с предложением “организовать прокурорскую проверку, дать правовую оценку предоставлению земельного участка, изменению целевого назначения и его разделу, исчислению и уплате налогов за реализацию всех участков и принять меры, регламентированные законом”.
Сам Марат Асанов утверждает, что общественник приводит некорректные цифры. Он рассказал свою историю того, как земля, которая была дана государством их семье в аренду, стала их частной собственностью и была затем ими распродана под участки для строительства коттеджей.
— Да, в 2007 году акимат Зеленовского района вынес постановление об изменении целевого назначения нашей земли с сельскохозяйственной на “строительство жилья”. Мы обратились с такой просьбой, потому что границы города с частными домами в районе Старого аэропорта придвинулись вплотную к нашим землям, на поля стал выноситься мусор, выпасаться скот. И мы за четыре года прошли все положенные процедуры – выкупили землю у государства, заплатив 50-60 млн тенге, еще порядка 70 млн – за оценку кадастровой стоимости. В общей сложности, мы выплатили государству порядка 120 млн. Вы представляете, какие это в 2007 году были большие деньги? Мы тогда взяли кредиты на все это.
Далее в областном акимате рассматривали наш план подетального планирования, и нам предъявили условия, чтобы вся инфраструктура была в этом ПДП – земля под садики, медучреждение, дороги. В результате из 209 гектаров получилось 105 гектаров на участки под ИЖС. А 104 га пошли под дороги, газовые и электрические сети. Всего вышло 677 участков.
Мы начали в 2012 году продавать участки по 6-8 соток, их стоимость варьировалась от миллиона тенге до полутора миллионов.
Потом акимат поставил перед нами требование – вы должны построить газопровод, электросети, и только потом получите госакт. Мы договорились с одной фирмой, она нам построила газопровод, где-то за 105 млн, другая фирма – электросети. Мы рассчитывались с ним в рассрочку, так как денег у нас уже не было. И сейчас мы сами обслуживаем эти сети, потому что ни РЭК, ни “Казтрансгаз” не хотят брать их на свой баланс, это нам стоит до 20 млн в год.
А дороги – они общего пользования, они стоят на балансе отдела ЖКХ района Байтерек. То, что акимат их заасфальтировал, они не для меня сделаны, для жителей. И я не был до последнего в курсе, что деньги выделены на строительство дорог в этом микрорайоне.
А что касается налогов с продажи нами участков, этот вопрос неоднократно поднимался, что мы недоплатили 17 млн тенге. Было около десятка проверок, мы прошли шесть судов. Там в чем дело было?
Я не бухгалтер, я зоотехник. Наш главный бухгалтер ошиблась, она заплатила за год, а надо было за квартал. Мы выплатили все налоги – положенные 10 процентов от продажи каждого участка. Продали за пять млн, заплатили налог 500 тысяч тенге. Из-за сделок с земельными участками с 2012 по 2020 годы мы стали одним из крупных налогоплательщиков в области. Сейчас участки на 95% распроданы, — закончил свое объяснение Марат Асанов.
***
Между тем Бауыржан Заки ждет ответа от прокуратуры и антикоррупционного ведомства на свои вопросы по земле Асанова.
***
Понятно, что положение кандидата в депутаты мажилиса сейчас щекотливое, и это в тот момент, когда он должен завоевывать доверие избирателей и убеждать их, что он достоин представлять их интересы в нижней палате парламента. Сам он убежден, что общественника используют его конкуренты на место в парламенте. (Бауыржан Заки сказал нам, что разослал запросы в госорганы полгода назад).
Так это или нет, сложно сказать, но в этом новизна нынешней предвыборной кампании, что стали вываливаться “скелеты из шкафов” кандидатов в депутаты, и им приходится объясняться перед обществом. И понимать, что есть институт репутации, и в прошлой своей жизни они мало что внесли на личный счет, чтобы рассчитывать на широкую поддержку избирателей.
Вот и Марату Асанову, одному из трех самых крупных землевладельцев области, обладателю миллиардного состояния, приходится не только объясняться по обстоятельствам обретения этой самой земли и обогащения за счет ее распродажи, но и сожалеть о своем уголовном проступке.
В 2017 году он, выйдя из ресторана “Атриум”, выстрелил из травматического пистолета в мужчину, с которым поссорился. Пули попали в девушку, которая в этот момент вышла из ресторана. Асанов, вместо того чтобы помочь девушке, сел в свой автомобиль и уехал. Тогда полиция взяла его под арест, а суд выпустил его под большой залог. Позже суд признал его виновным по статье “Хулиганство” и приговорил к штрафу в размере 500 МРП. В настоящее время судимость у Асанова погашена.
«Я совершил проступок, да. Но на мне крест надо теперь поставить? Если человек оступился, его, что, надо расстрелять?», — так кандидат в депутаты мажилиса сам упомянул тот темный момент своей биографии.
Тамара ЕСЛЯМОВА