10 млрд тенге инвестирует в развитие аэропорта в Уральске новый собственник оператора аэропорта
На вопросы «Уральской недели» ответил соучредитель ТОО «Орал аэропорт холдинг» Даулетхан Азимханович Килыбаев.
— Международный аэропорт имени Маншук Маметовой в доверительное управление вы как новые владельцы взяли сроком на три года – почему определен именно этот срок? Какие перспективы в работе с этим аэропортом вы видите через 3 года?
— В доверительное управление оператору аэропорта передан именно новый пассажирский терминал аэропорта Уральска. Как вы помните, в 2018 году бывший собственник ТОО «Международный аэропорт Орал» подписал соглашение о совместной деятельности с СПК «Акжайык», по которому Аэропорт передал в собственность СПК здание действующего терминала, а СПК обязалось после завершения строительства передать новое здание терминала Аэропорту в управление с последующим выкупом. На месте бывшего здания терминала КПО (консорциум «Карачаганак Петролеум Оперейтинг») построили здание нового терминала и передали в собственность СПК по балансовой стоимости. Изначально стоимость строительства терминала составляла 2,4 млрд тенге, за эту сумму Аэропорт и рассчитывал выкупить это здание, но в период строительства стоимость увеличилась до 6,7 млрд тенге.
Мы придерживаемся того договора, который был заключен между СПК и предыдущим собственником ТОО «Международный аэропорт Орал», и планируем выкупить здание терминала. Сейчас необходимо определить и согласовать конкретные условия такого выкупа с учетом всех интересов. В любом случае планы по выкупу терминала сохраняются, и это позволит вернуть средства, потраченные на его строительство, в бюджет ЗКО.
— Даулетхан Азимханович, есть ли необходимость вкладывать дополнительные средства в уральский аэропорт? Что необходимо улучшать, модернизировать? Сколько средств владельцы аэропорта намерены вложить в развитие аэропорта за эти три года?
— Строительство нового пассажирского терминала в аэропорту Уральска стало большим шагом для его развития. Сейчас важно наполнить это здание современными технологиями, выстроить сервис для пассажиров и авиакомпаний, провести техническое перевооружение. На это мы и нацелены в ближайшей перспективе.
Самый первый шаг — обновление парка спецтехники. Наша команда приняла аэропорт всего две недели назад, но за это короткое время уже достигнуты конкретные результаты: в Уральск уже прибыл и продолжает прибывать обновлённый спецтранспорт: автомобиль для оказания скорой медпомощи, автобусы для экипажей и для пассажиров, источники питания и тягач для буксировки самолетов, пассажирские трапы, автомобили для патрулирования и обеспечения авиационной безопасности, а также специальная техника для багажа, грузов и почты, и многое другое оборудование. В среднесрочной перспективе планируется более широкое техническое переоснащение, включая снегоуборочную технику, деайсер, и прочую спецтехнику. Помимо техники, будут обновляться и производственные ИТ-системы и оборудование. Это позволит повысить эффективность бизнес-процессов в аэропорту.
В развитие аэропорта новым собственником уже инвестируются сотни миллионов тенге. Всего же инвестиционная программа развития аэропорта Уральска, с учетом выкупа здания пассажирского терминала, может составить более 10 млрд тенге.
— Как вы планируете повысить рентабельность аэропорта? Какие новые авианаправления появятся в его рабочем графике? Жителям ЗКО нужны доступные рейсы для полетов внутри страны и за рубеж. Что вы планируете поменять в работе Международного аэропорта имени Маншук Маметовой?
— Планируем сосредоточиться на развитии маршрутной сети аэропорта, включая полеты внутри Казахстана и по международным направлениям, и на развитии грузоперевозок, для чего потребуется строительство грузового терминала. За короткое время с начала нашей работы уже достигнута предварительная договоренность с Турецкими авиалиниями о возможности открытия регулярных рейсов из Уральска в Анталию с мая этого года. Также уже запущена работа по обслуживанию грузов «Казпочты».
Впереди большие планы, которые, мы надеемся, удастся реализовать при поддержке жителей ЗКО, КГА МИИР, акимата ЗКО. Среди основных задач, как уже говорилось, – полное техническое переоснащение аэропорта, реализация потенциала по развитию международных перевозок, а также рост грузоперевозок. Рассчитываем на открытие 3-5 новых международных направлений и повышение частотности действующих маршрутов. Тем самым хотим достичь роста пассажиропотока на 150–200 тыс. пассажиров в год — убеждаем отечественные авиалинии и международных перевозчиков чаще летать в Уральск. Тем самым хотим добиться увеличения частоты полетов из Уральска, что в итоге должно привести и к снижению стоимости авиабилетов для пассажиров.
Еще одним важным направлением станет развитие сервисов для пассажиров для повышения качества и комфорта обслуживания в самом аэропорту.
— Комитет гражданской авиации РК запретил использовать рулежную дорожку уральского аэропорта для эксплуатации тяжелых воздушных судов – Air bus. Каким образом вы планируете решить эту проблему?
— О том, что КГА МИИР «запретил использовать рулёжную дорожку», нам неизвестно. Но знаем, что перрон и рулежная дорожка требуют капитального ремонта. Проведение этого ремонта — одна из среднесрочных целей по развитию аэропорта. Учитывая, что аэродром – это стратегический объект, проект по его реконструкции будет реализовываться в формате государственно-частного партнёрства.
— Каким образом на базе уральского аэропорта будет организован грузовой хаб? Товары из каких стран и куда вы планируете перевозить авиатранспортом?
— Уральск расположен на пересечении двух основных автотранспортных магистралей, между крупными городами – Саратов, Самара, Оренбург, Актобе, Атырау, при этом наш транспортный уральский узел ранее слабо использовал этот потенциал. Все большегрузные автомобили проезжали мимо. Сейчас акимат ЗКО строит инфраструктуру для грузового транспортно-логистического хаба возле Уральска, подводит туда ЛЭП, автомобильные и железную дороги, для того чтобы предприниматели и инвесторы строили свои ТЛЦ и склады, обслуживали данный грузопоток и зарабатывали деньги для области. Наш авиационный грузовой хаб будет дополнением к строящемуся транспортно-логистическому хабу, это большой синергетический потенциал для взаимодополнения и развития каждого из них. Сейчас ведем переговоры с потенциальными карго-операторами о строительстве грузового терминала. Однако для успешного решения этой задачи необходима реализация ГЧП-проекта по реконструкции аэродрома, о которой уже говорилось выше.
В любом случае мы, как оператор аэропорта, не занимаемся и не будем заниматься непосредственно перевозкой грузов и пассажиров. Мы создаем инфраструктуру, которая позволит грузовым и пассажирским авиакомпаниями развивать такие перевозки в Уральске. Аэропорты во всем мире оказывают услуги авиакомпаниям, перевозящим грузы, по погрузке-выгрузке, хранению, сортировке и иному обслуживанию грузов внутри только аэропорта.
— Как вы оцениваете риски того, что международный аэропорт имени Маншук Маметовой может попасть под санкции из-за участия в проекте российского бизнеса? Не станет ли уральский аэропорт перевалочной базой для санкционных товаров – из-за рубежа в Россию?
— Не видим оснований для ситуации, о которой вы говорите. Управляющей компанией «Аэропорты Регионов» владеет АО «Ретранс». Это холдинговая компания, которая не ведет собственной операционной деятельности. АО «Ретранс», в свою очередь, владеют предприниматель Владимир Резер и менеджмент УК «Аэропорты Регионов». Ни АО «Ретранс», ни УК «Аэропорты Регионов» не принадлежат российскому предпринимателю Виктору Вексельбергу — появлявшаяся в казахстанской прессе информация о якобы имеющейся аффилированности с ним не соответствует действительности.
Ни УК «Аэропорты Регионов», ни ее учредители и конечные бенефициары не входят ни в какие санкционные списки и не связаны никакими ограничениями в этом плане. В текущей ситуации мы видим не риски, а возможности и перспективы. Мировые авиационные перевозки после спада, вызванного пандемией и внешнеполитическими факторами, начинают снова активно расти. В этих условиях аэропорт Уральска может занять перспективную нишу регионального хаба.
Важно отметить и то, что контроль над компанией-оператором остается и останется у казахстанской стороны, и не может быть передан иностранному инвестору. Согласно положениям статьи 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан, иностранный инвестор может получить контрольный пакет над таким объектом только при одобрении Постановлением Правительства РК.
Людмила КАЛАШНИКОВА